Понятие и особенности правового режима государственных природных заказчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Государственные природные заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет МВД России

Факультет заочного и вечернего  обучения

109028

Малый Ивановский пер., дом 2.


 

   

 

 

Кафедра    

 

 

 

Шуваева

Елена

Владимировна

Курс:                5 з/о (набор) 2007 года

Срок  обучения:                              6 лет

Специальность:      «Юриспруденция

Группа  № 2

Зачётная  книжка     № 697/09-07/3-Б


 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине

 

«ЭКОЛОГИЧКЕСКОЕ ПРАВО»

 

 

Вариант № 7

 

 

 

Дата получения работы секретариатом

 

«      »_____________________________г.

 

Дата сдачи работы секретариатом

 

«      »_____________________________г.

 

Дата получения работы кафедрой

 

«      »___________________________г.

Дата окончания проверки работы преподавателем

 

«      »___________________________г.


 

Москва 2012 год

 

Вариант № 10

Понятие и особенности  правового режима государственных  природных  заказчиков.

 

Введение.

Государственные природные  заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным  территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. А государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

При этом государственные  природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством России государственных органов РФ. Они финансируются за счет средств федерального бюджета и других, не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими государственными органами субъектов РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников Закон не предусматривает, а устанавливает лишь то, что на территории заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

На территории государственных  природных заказников, где проживают  малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение их традиционного образа жизни.

Под угрозой применения установленных законодательством  административных, уголовных и иных санкций ответственность за обеспечение соблюдения режима особой охраны государственных природных заповедников возложена на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказников.

 

1. Земли особо охраняемых территорий и объектов.

Земельное законодательство выделяет в самостоятельную категорию, земли особо охраняемых территорий и объектов, на которых располагаются  природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное значение.

Это - не затронутые хозяйственной деятельностью участки природы, сохранившие первозданную красоту, уникальные ландшафты, лесные массивы, выходы горных пород, экосистемы, имеющие ценность в качестве среды обитания редких и исчезающих видов животных и растений, природные объекты - свидетели исторических событий, места отдыха граждан.

Ценность таких комплексов и объектов обусловливает необходимость  их охраны от неблагоприятных антропогенных  воздействий, что требует их полного или частичного изъятия из хозяйственного использования и оборота и установления в пределах их границ режима особой охраны. В зависимости от цели создания, площади, естественных характеристик особо охраняемые территории, комплексы и объекты бывают различных видов. В число особо охраняемых территорий, комплексов и объектов входят заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, зеленые и пригородные зоны, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы, водоохранные зоны, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, особо ценные лесные массивы. Допускается создание иных видов охраняемых территорий, комплексов и объектов.

Особо охраняемые территории, комплексы и объекты могут  располагаться на различных категориях земель. Лишь часть из них включена в состав земель особо охраняемых территорий и объектов. Городские  парки и городские леса входят в состав земель поселений. Особо охраняемые водные объекты могут учреждаться на землях водного фонда. Все эти земли не относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов, хотя на них действует особый режим природопользования. Состав земель особо охраняемых территорий и объектов определяется в зависимости от видов охраняемых территорий, комплексов и объектов, расположенных в пределах таких земель.

В него входят земли:

  • особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • природоохранного назначения;
  • рекреационного назначения;
  • историко-культурного назначения;
  • иные особо ценные земли.

В соответствии с учетными данными, на сегодняшний день земли  особо охраняемых территорий и объектов занимают площадь 31,8 млн. га, что составляет примерно 1,8% всех земель РФ. За последние годы наблюдается постоянный рост общей площади таких земель за счет учреждения новых и расширения действующих особо охраняемых территорий. По темпам роста эти земли занимают второе устойчивое место, уступая лишь 'землям лесного фонда. Экологическое состояние земель особо охраняемых территорий и объектов можно охарактеризовать как относительно благоприятное.

В силу отдаленности от мест концентрации источников 'антропогенных  воздействий они не подвержены опасным загрязнениям или иным формам деградации. Исключениями, пожалуй, являются земли лечебных местностей и курортов, а также памятников природы. Распространенным явлением для курортов Черноморского побережья Кавказа, исторических и природных ландшафтов музеев-заповедников и памятников природы в целом стала самовольная застройка коттеджами и другими жилыми строениями, а также активизация хозяйственной деятельности на прилегающих землях, несовместимой с правовым режимом особо охраняемых территорий.1 Заповедование - наиболее древняя форма комплексной охраны природных объектов и целостных экосистем. История заповедования России уходит корнями в далекое прошлое. В новейшей истории России начало заповедному делу было положено в 1916 г., когда постановлением правительства был создан Баргузинский заповедник в Бурятии.

Проектирование заповедника  на территории около 200 тыс. га выполнила  экспедиция Департамента земледелия под  руководством известного ученого Г.Г. Доппельмайра. Основная цель создания заповедника - сохранение уникальной экосистемы горной тайги и исчезающего вида - баргузинского соболя. В настоящее время Баргузинский заповедник включен в мировую сеть биосферных заповедников, а его территория расширена до 380 тыс. га.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Земли особо охраняемых территорий и объектов - составная часть охраняемых природных комплексов наряду с находящимися в их пределах растительностью, водными объектами, животным миром. Правовое регулирование использования и охраны земель и других природных объектов таких территорий осуществляется взаимосвязанно в интересах охраны целостной экосистемы.

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов определен не только в земельном, но и в заповедном законодательстве, включая федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». 2

Земли особо охраняемых территорий и объектов в зависимости  от вида и статуса размещаемой  на них охраняемой территории или  объекта могут быть в государственной (федеральной или субъектной), муниципальной  и частной собственности. По своему статусу некоторые виды охраняемых территорий могут быть федерального, регионального и местного значения, соответственно находясь в федеральной, субъектной и муниципальной собственности.

Довольно необычно действует  право частной собственности на землю. Так, в пределах границ некоторых видов особо охраняемых природных территорий, например заказников, допускается существование земельных участков, находящихся в частной собственности. Однако прекращение прав на земельные участки особо охраняемых природных территорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в порядке предоставления в частную собственность, в большинстве случаев не допускается.

Фактически это означает, что в том случае, если на момент создания особо охраняемой территории в ее пределах оказался земельный участок, находящийся в чьем-либо пользовании или собственности, он не изымается. Граждане и организации продолжают пользоваться такими земельными участками с учетом вступающих в силу с момента создания охраняемой природной территории ограничений. Они также имеют право совершать сделки со своими земельными участками, включая их отчуждение. При совершении сделок действует общее правило, запрещающее продавцу или покупателю изменять целевое назначение продаваемого земельного участка. На практике такими видами землепользования обычно бывает использование для личных целей земельных участков гражданами, занятыми в системе управления или обслуживания соответствующей особо охраняемой территории, санатория или дома отдыха. После учреждения особо охраняемой территории предоставление земельных участков в пределах таких территорий гражданам и организациям в собственность в большинстве случаев невозможно. Важной чертой правового режима земель особо охраняемых территорий является запрет на изъятие или иное прекращение прав на землю отдельных видов территорий, противоречащих их целевому назначению. Статья 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прямо устанавливает, что изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено. 3

В пределах земель особо  охраняемых территорий разрешается  осуществление только тех видов  землепользования и хозяйственной  деятельности, которые не вызывают ухудшения состояния охраняемых объектов. Разрешенными видами деятельности являются организация и проведение научных исследований, просвещение, экологический мониторинг, в отдельных случаях организация туризма и отдыха. Практикуется предоставление земель для некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, например сенокошения и выпаса скота, прокладки линий электропередачи. Разрешается ведение традиционных видов хозяйственной деятельности в месте проживания коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири. К таким видам деятельности относятся охота, оленеводство. Среди запрещенных — разведка и разработка полезных ископаемых, рубка леса, в большинстве случаев охота и рыболовство, строительство жилых и хозяйственных объектов, за исключением предназначенных для обслуживания охраняемой территории и разрешенных видов деятельности. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются предоставление садоводческих и дачных участков, строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач, строительство и эксплуатация промышленных и жилых объектов, движение и стоянка механических транспортных средств и некоторые другие виды деятельности. Особо охраняемые территории и объекты учреждаются решением государственных или муниципальных органов на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий и зонирования территории РФ. Учреждению особо охраняемой территории может предшествовать резервирование земельного участка органами государственной власти субъектов РФ. Резервирование означает предварительное выделение земельного участка и введение ограничений тех видов хозяйственной деятельности, которые в перспективе будут несовместимы с правовым режимом учреждаемого объекта.

Резервирование распространяется на земельные участки, независимо от форм собственности. Зарезервированный земельный участок, находящийся в частной собственности, может изыматься в порядке выкупа. В целях защиты особо охраняемых территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Охранные зоны создаются решением государственных органов субъектов РФ. Земельные участки в пределах таких зон у собственников, владельцев, пользователей не изымаются. Предусматривается ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, которое возложено на МПР России. Земли природоохранного назначения учитываются также в государственном земельном кадастре.

Информация о работе Понятие и особенности правового режима государственных природных заказчиков