Понятие и особенности правового режима государственных природных заказчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Государственные природные заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Учреждения, управляющие особо охраняемыми территориями (заповедники, заказники), а также собственники, владельцы, пользователи земель в пределах особо охраняемых территорий имеют право на налоговые льготы. В интересах эффективного поддержания режима охраны, а также учитывая ценность природных объектов особо охраняемых территорий, в их пределах применяются повышенные меры юридической ответственности (ст. 250, 252 УК РФ).

 

  1. Правовой режим заповедников и заказников.

Заповедник является закрытой для свободного доступа  территорией. Посещение заповедника допускается по разрешению его администрации.

В соответствии со ст. 7 Закона «Об  особо охраняемых природных территориях» на государственные заповедники  возлагаются следующие задачи:

1. Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

2. Организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;

3. Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;

4. Экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

5. Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.4

Согласно п. 3 Положения  о государственных природных  заповедниках, «Государственный природный  заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым при условии согласия соответствующего субъекта Российской Федерации на отнесение территории заповедника к объектам федеральной собственности и по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды». «Сам процесс проектирования заповедников разделяется на три основных этапа – подготовительный, полевой и камеральный.

Первоначально уточняется расположение объекта исследований, проводятся предварительные согласования, формируется проектно-изыскательская партия. По прибытии проектной партии на место полевых работ проводятся специальные совещания в результате которых уточняется район полевых работ и месторасположения будущего заповедника.

Особое значение имеет выбор границ организуемого заповедника. Всякое их изменение в будущем крайне нежелательно, поэтому к определению заповедной территории следует подходить как можно более тщательно.

На территории заповедника запрещается  любая деятельность, противоречащая режиму, установленному в положении о нем.

Таким образом, «хозяйственное использование  природы в заповедниках запрещается  не на определенный срок, а постоянно. Это обусловлено основной целью  заповедника – сохранением на продолжительное время, возможно на века, естественного состояния природного комплекса без вмешательства человека для изучения происходящих в природе изменений».

 Особенность правового режима  заповедника состоит в том,  что он может быть корректирован  в части, не противоречащей основной цели, применительно к конкретному заповеднику.

Так, п. 14 Положения о  государственных природных заповедниках говорит, что на некоторых участках заповедника в порядке, определенном в Положении о конкретном государственном заповеднике могут быть разрешены: организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам; сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи); любительский лов рыбы сотрудниками, а также гражданами постоянно проживающими на его территории для личного потребления (без права продажи).

На территориях заповедников отстрел (отлов) животных в научных  и регуляционных целях допускается  только по разрешениям государственных  органов, в ведении которых находятся  заповедники. Понятие «научные цели»  не нуждается в дополнительном разъяснении, чего не скажешь о «регуляционных целях».5

На основании п. 2.1. Положения о порядке добывания  диких животных в регуляционных  и научно-исследовательских целях  под регуляционными мероприятиями  понимаются «научно обоснованные действия, предпринимаемые заповедниками для изменения или сохранения численности отдельных биологических видов, сохранения и восстановления структуры природных экосистем, обеспечения на заповедных территориях экологического баланса и естественного хода природных процессов и явлений».

Государственные природные  заповедники являются юридическими лицами и финансируются за счет средств  федерального бюджета.

Что касается государственных  природных заказников, то одна из особенностей их правового режима это то, что  заказники создаются в более узких целях, обозначенных в Типовом Положении о государственных природных заказниках в РФ, утвержденном Приказом Минприроды РФ от 14.12.1992 г. № 33.

На основании п. 5 Типового Положения к целям создания заказника  относятся: сохранение природных комплексов в естественном состоянии; сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов; поддержание экологического баланса.

Коренное отличие правового  режима заказников от правового режима заповедников заключается в том, что «на территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная рекреация и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде» (п. 12 Типового Положения). Именно эта возможность «частично или временно» определяет особый правовой режим заказников. «Заказники могут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ. Они могут иметь различный профиль: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологическими, предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных,  палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; гидрологическими, предназначенными для сохранения и восстановления водных объектов и комплексов неживой природы».6

Подчиненность и порядок  финансирования заказников федерального, регионального значения и субъектов РФ определяется органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

И еще необходимо заметить, что в соответствии с п. 3 Типового Положения и п. 2 Общего Положения  о государственных природных  заказниках общереспубликанского (федерального) значения в РФ, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 25.01.1993 г. заказниками не могут быть объявлены природные комплексы, находящиеся на территории заповедников и национальных парков.7

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание: решение задачи

В канун Нового года гражданин  Половцев срубил ель в городском  дендропарке, но был задержан сотрудниками милиции. В тот же день был задержан гражданин Силанов, перевозивший на машине «Жигули» ель, срубленную им по пути в город в пригородном  лесу. В пригородном электропоезде была задержана с елкой гражданка Кириллова С.М, заявившая, что елка куплена ею на перроне пригородной станции у неизвестного гражданина.

Дайте правовую оценку действиям данных граждан.

Определите  вид юридической ответственности граждан по каждому из приведенных случаев.

Укажите меры ответственности применимые к данным гражданам.

 

 

Статья 262 УК РФ предусматривает  уголовную ответственность за нарушение  режима особо охраняемых природных  территорий и природных объектов.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений выделяются: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Согласно Федеральному закону от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники).

Статья  2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об особо охраняемых природных территориях", в п. 6 предусматривает, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Так территории дендрологических парков могут быть отнесены либо к  особо охраняемым природным территориям  федерального значения, либо к особо  охраняемым природным территориям регионального значения.

Режим  территории дендрологического парка предусматривает запрещение производства определенных действий, либо бездействие – в данном случае порубка дерева  является обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления  -  преступным  последствием в виде значительного ущерба природной среде.

На территории дендрологических парков и ботанических садов запрещается  всякая деятельность, не связанная  с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Следовательно, в действиях  Половцева имеются признаки состава  преступления, предусмотренного 262 УК РФ.

При рассмотрении дел  о незаконной порубке деревьев и  кустарников (ст. 260 УК РФ), как указывает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 (ред. от 06.02.2007) "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", следует иметь в виду, что разграничение с административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере.

Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного  билета, ордера или рубку по лесорубочному билету.

Статья 8.28 КоАП РФ - незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Часть 1 указанной статьи - незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Цель статьи - охрана древесно-кустарниковой  и иной лесной растительности. Сфера  ее действия распространяется на широкий  круг лиц - лесопользователей.

По ч. 1 данной статьи незаконной является рубка, совершенная без заключения договора либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования. Рубка - отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание.

Из содержания ст. 32 Лесного кодекса РФ следует, что новое законодательство относит к недревесным лесным ресурсам "ели для новогодних праздников". Ранее этого никогда не было и незаконная вырубка "новогодних елей" квалифицировалась в зависимости от размера причиненного при этом ущерба как административное правонарушение либо как преступление.

Сегодня законодатель приравнивает эти, лесные насаждения (молодые деревья хвойной породы) к объектам побочного лесопользования (коре, пням, бересте), а также к таким видам лесной флоры, как мох, камыш, тростник, которые в силу своих ботанических характеристик не могут рассматриваться в качестве древесно-кустарниковой растительности.

В связи с чем, в  действиях Силанова нет состава  преступления и правонарушения.

В настоящее время  действует Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства". Этим нормативным актом утверждены:

- таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается;

- таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается;

- таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам;

Информация о работе Понятие и особенности правового режима государственных природных заказчиков