Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Существующая в наши дни в России Система экономического механизма охраны окружающей среды включает в себя:
 ведение кадастров;
 планирование природопользования;
 финансирование природоохранной деятельности и система экологических фондов;
 система платежей за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды;
 экологическое страхование;
 эколого-экономическое стимулирование.
Для раскрытия темы данной контрольной работы нам необходимо рассмотреть все эти аспекты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды……………………………….................. 5
1. Кадастр природных ресурсов……………………………………... 6
2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………..
9
3. Финансирование природоохранной деятельности и система экологических фондов……...…………………............................... 12
4. Система платежей за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды..……………………………………………….
14
5. Экологическое страхование……….……………………................ 17
6. Эколого-экономическое стимулирование…….…………………. 19
Заключение………………………………………………………………… 23
Задача №1……………………...……………………………... 24
Задача №2…………………………………………………….. 26
Список использованной литературы…………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 87.82 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное 
бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Ивановский государственный университет»

 

Юридический факультет

 

Кафедра конституционного, административного и финансового права

 

Контрольная работа по Экологическому праву 

Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды

 

 

Выполнила: 
студентка 2 курса 2 группы 
заочного отделения 
Юридического факультета 
направления «Юриспруденция» 
Солодова А.К.

 

Проверила: 
ст. преподаватель кафедры 
конст., адм. и фин. права 
Булацкая Н.Г.

 
Иваново 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………

3

Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей  природной среды………………………………..................

 
5

  1. Кадастр природных ресурсов……………………………………...

6

  1. Планирование природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………..

 
9

  1. Финансирование природоохранной деятельности и система экологических фондов……...…………………...............................

 
12

  1. Система платежей за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды..……………………………………………….

 
14

  1. Экологическое страхование……….……………………................

17

  1. Эколого-экономическое стимулирование…….………………….

19

Заключение…………………………………………………………………

23

Задача №1……………………...……………………………...

24

Задача №2……………………………………………………..

26

Список использованной литературы……………………………………..

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общественные отношения в области взаимодействия общества и природы регулируются экологическим законодательством, которое в свою очередь преимущественно начало развиваться в РФ в 50-60 годах.

С каждым годом интерес к проблемам экологического законодательства возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос о выживании людей в окружающей природной среде, которую они сами и загрязняют, зачастую преследуя экономическую выгоду. Но стоит задуматься, что жизнь и здоровье человека зависит от среды его обитания.

Экологические цели государства – сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций. И достичь этого можно при помощи административных, директивных методов управления хозяйственной деятельностью, обязывающих экономические субъекты соблюдать экологические стандарты, если у них нет интересов в охране окружающей среды.

Так образован механизм для пресечения, исправления и контроля за экологической ситуацией – экономический механизм, один из самых эффективных по охране окружающей природной среды.

Существующая в наши дни в России Система экономического механизма охраны окружающей среды включает в себя:

    • ведение кадастров;
    • планирование природопользования;
    • финансирование природоохранной деятельности и система экологических фондов;
    • система платежей за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды;
    • экологическое страхование;
    • эколого-экономическое стимулирование.

Для раскрытия темы данной контрольной работы нам необходимо рассмотреть все эти аспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие экономического механизма охраны окружающей  природной среды

В соответствии с ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» под экономическим механизмом охраны окружающей среды следует понимать обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других вредных воздействий на неё, предоставление субъектам экологопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.1

Бринчук М.М. определяет экономический механизм охраны окружающей природной среды как совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.2

Боголюбов С.А. в учебнике «Экологическое право» рассматривает это понятие, как совокупность различных экономических мер, которые предусмотренных законодательством и направлены на обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование.3

Веденин Н.Н. считает, что экономический механизм охраны окружающей природной среды это система экономических средств обеспечения экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.4

Эффективность любой деятельности определяется выполнением функций.

Функции экономического механизма в экологическом праве:

  1. Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды (осуществляется при помощи последовательного выполнения всех экономических мер).
  2. Стимулирующая функция (обеспечение условий экономической заинтересованности предпринимателей в выполнении требований экологического законодательства посредством платежей за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; налоговых и кредитных льгот, экологического страхования).5

 

  1. Кадастр природных ресурсов

Тщательный учет имеющихся природных ресурсов есть непременный признак процветающего государства.

Свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей, называется кадастром природного ресурса.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. Через определенное время кадастры обновляются. Данные кадастровой оценки используются при планировании использования ресурса, для оценки степени рациональности использования, при определении платежей за ресурс и т.д.6

Разработаны следующие виды кадастров:

Государственный земельный кадастр - представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.7

Государственный водный кадастр – свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях, составленный по единой методике. Государственный водный кадастр ведется по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в Государственный водный кадастр, является обязательным. Данные Государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение Государственного водного кадастра осуществляются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод устанавливается Правительством РФ. Порядок ведения Государственного водного кадастра и обеспечения доступа к содержащейся в нем информации определяется водным законодательством РФ.8

Лесной кадастр – содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищенности, дается экономическая оценка леса. Сведения лесного кадастра используются для определения экономической и экологической значимости лесов, при выборе сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями.9

Кадастр месторождений полезных ископаемых – содержит сведения о местонахождении, количестве, качественном составе природных ископаемых, их ориентировочной стоимости, степени использования и т.д.

Природно – заповедный фонд – данные о особо охраняемых природных территориях, их площади, географическом положении, фито-, зоо- и микробиоценозах заповедных территорий, возможностях их использования в качестве рекреационных территорий и т.д.

Реестр охотничьих животных – включает данные о видах животных, на которых разрешена охота, их количестве, распространении, указаны сроки разрешенной охоты, количество отстрела или отлова, способы охоты и др.

Реестр рыбных запасов - включает данные о видах промысловых и непромысловых рыб, их ареалах, объемах рыбных запасов, а также сроках и объемах отлова, квотах на рыбную ловлю и т.д.

Красная книга - является официальным документом, содержащим свод сведений о редких исчезающих видах животных и растений, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Формы управления природопользованием – перечислены и описаны все субъекты природопользования, виды и способы использования а также формах управления использованием природных ресурсов.

Реестр загрязнений - содержит сведения о видах, источниках загрязнений, состоянии природной среды различных территорий и т.д.

В последнее время встал вопрос о необходимости учета размещения промышленных отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнений окружающей среды – ксенобиотиков, препаратов бытовой химии, лекарств, пестицидов и т.д., т.е.чужеродных для организмов соединений, которые попадая в организмы могут вызвать их гибель а также нарушение процессов в биосфере. Т.о. возникла необходимость создания реестра (кадастра) отходов. Объектом регистрации должны быть все опасные и потенциально опасные вещества, как производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

Источником сведений для составления и пополнения кадастров служит сеть наблюдательных постов, режимных станций, специальных экспедиций.

Разработка и внедрение таких кадастров позволяют создать в нашей стране базу для решения проблем ресурсосберегающих технологий и рационального использования природных ресурсов.10

 

  1. Планирование природопользования и охраны окружающей среды

Переход к рыночной экономике внес существенные изменения как в само понимание планирования, так и в методы и формы его осуществления. Отказ от директивного планирования экономической деятельности и переход на так называемое индикативное планирование, обусловленный самой сущностью рыночной экономики, либерализацией экономики, сказался и на планировании природоохранной деятельности. Вместе с тем ослабление централизованного планирования многих сфер деятельности, в том числе и в сфере охраны природы, и упование на "всесилие" экономических рычагов и стимулов, на автоматизм их действия был явно ошибочным, в связи с чем предпринимаются вполне оправданные меры по усилению государственного регулирования экономики, в том числе и в сфере обеспечения экологической безопасности, повышению роли централизованного планирования по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.

Информация о работе Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды