Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:47, контрольная работа
В механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов значимое место занимает борьба с нарушениями экологического законодательства и особенно их предупреждения. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.
Основополагающие положения экологического законодательства содержаться в Конституции Российской Федерации. В ней закреплено право каждого на охрану здоровья (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42; в определенной мере ограничиваются правомочия владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, если это наносит ущерб окружающей природной среде и нарушает чьи-либо права и законные интересы (ст. 36); а также обязанности каждого гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Ведение…………………………………………………………………………3
1: Понятие экологической ответственности…………………...………...4
2: Виды экологической ответственности………………………………...6
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литература……………………………………………19
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
Контрольная работа
по дисциплине: Экологическое право
Тема: Понятие и виды экологической ответственности
Выполнила студентка: группы П-28 -ЗС
Пермь 2010
Содержание
Ведение……………………………………………………………
1: Понятие экологической ответственности…………………...………..
2: Виды экологической ответственности………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список используемой литература……………………………………………19
Введение
В механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов значимое место занимает борьба с нарушениями экологического законодательства и особенно их предупреждения. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.
Основополагающие положения экологического законодательства содержаться в Конституции Российской Федерации. В ней закреплено право каждого на охрану здоровья (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42; в определенной мере ограничиваются правомочия владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, если это наносит ущерб окружающей природной среде и нарушает чьи-либо права и законные интересы (ст. 36); а также обязанности каждого гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В последние годы происходит всплеск совершенствования экологического законодательства. Так в 1999 г. были приняты новые федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ и «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ, 25 октября 2001 г. был подписан Президентом РФ новый земельный кодекс РФ № 136-ФЗ, 30 декабря 2001 г. – новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, 10 января 2002 г. принят новый Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие. Вносятся изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты.
Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления экологического правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации среди важнейших поставлена задача по “обеспечению жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире”. При этом особо отмечается, что обеспечение национальной безопасности в сфере экологии становится актуальным направлением деятельности государства и общества. В Уголовном кодексе РФ экологическим преступлениям посвящена целая глава (гл. 26). В ней содержатся 17 статей преступлений, отнесенных к разряду экологических (ст. 246-262). В КоАП РФ, существенным новшеством, которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется отдельная глава, посвященная административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования, содержащая 42статьи
правонарушений.
1. Понятие экологической ответственности.
Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения.
Экологическим правонарушением принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.
Ответственности за экологические правонарушения посвящена глава XIV Федерального закона “Об охране окружающей среды” (ст. 75-80).
Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава экологического правонарушения, предусмотренного нормами права.
Состав правонарушения, в том числе и экологического, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.
Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.
В качестве объектов экологического правонарушения могут выступать отношения в сфере управления охраной окружающей среды и рационального природопользования, отношения в сфере установленного порядка использования природных ресурсов, отношения в сфере установленных правил охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности населения, отношения в сфере установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д.
Окружающая природная среда в целом и компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) могут являться предметом экологического правонарушения.
Объективная сторона экологического правонарушения характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на природную среду. В целом, ее образуют следующие признаки:
1) нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия);
2) причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;
3) наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека.
По конструкции объективной стороны, составы экологических правонарушений подразделяются на формальные и материальные.
Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака - нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы – это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.
С субъективной стороны могут иметь место две формы вины – умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным – означает установление того, что экологическое правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности.
В Уголовном Кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожности – на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК РФ). Так, незаконная охота (ст. 258 УК РФ) и незаконная добыча морского зверя и иных водных животных (ст. 256 УК РФ) могут быть совершены только с прямым умыслом; уничтожение или существенное повреждение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 260 УК РФ) – только по неосторожности; загрязнение вод и воздуха (ст. 250, 251 УК РФ) – и умышленно, и по неосторожности. Формы вины в конкретных экологических преступлениях либо указывается в диспозициях статей, либо подразумевается. Причем умышленная форма вины подразумевается во всех случаях, когда при описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24 УК РФ).
В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины, применяемые в отношении физических лиц, – административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).
Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.
Понятие «юридическая ответственность» трактуется в правовой литературе неоднозначно. Однако во всех случаях юридическая ответственность – это специфическая обязанность претерпевания соответствующих лишений личного или материального характера за совершенное правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.
Экологическим законодательством установлено, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую (материальную) либо уголовную ответственность. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности в соответствии с Законом об охране окружающей среды, иными законодательными актами РФ, субъектов РФ.
2. Виды экологической ответственности.
Административная ответственность за экологические правонарушения.
Административная ответственность – это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать неблагоприятные последствия личного, имущественного и организационного характера, установленные государством в санкциях правовых норм в административно-процессуальном порядке.
За административные экологические деяния российским законодательством предусмотрены 4 вида наказаний, а именно предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и лишение специального права. Их можно разделить по различным основаниям. Так, предупреждение – наказание морального характера. Административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения- денежного и имущественного характера.
Одним из видов административных санкций за экологические нарушения является предупреждение, которое представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Такая формулировка указанной санкции дана в статье 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушения.
Наложение наказания возможно, когда оно непосредственно предусмотрено санкцией статьи КоАП РФ или закона субъекта Федерации об административных правонарушениях.
В главе 8 указанный вид наказания встречается только один раз, в ст. 8.29 КоАП РФ и может применяться за уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных. Уничтожение указанных объектов может выражаться в том, что виновный разрушает места обитания животных, заливает их водой, зарывает, совершает наезд транспортным средством и т.д. За эти проступки предупреждение, как считают некоторые исследователи, может налагаться только на граждан.
Применение предупреждения, как и любой другой административной санкции, влечет для правонарушителя ряд правовых последствий. Так, лицо, подвергнутое этому наказанию, считается в течение одного года со дня его исполнения, наказанным в административном порядке. Началом исчисления годичного давностного срока при наложении административного наказания предупреждения является день наложения наказания. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, если лицо, подвергнутое административному наказанию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административной ответственности. Совершение нового административного проступка прерывает течение давностного срока для погашения административного наказания.
Самым распространенным видом наказания за экологические проступки является административный штраф. Штраф, установленный в главе 8 КоАП РФ, в большинстве случаев налагается без применения каких-либо дополнительных наказаний. В 9-ти статьях он может налагать наряду с другими наказаниями, а именно вместе с конфискацией. В одном случае он может применяться вместе с лишением права охоты (ч.1 ст. 8.37).
Кроме предупреждения и административного штрафа за нарушение в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования, применяется токае наказание как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Данное наказание представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.
Её применение возможно в следующих разновидностях:
а) конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения (ст. 8.17);
б) конфискация летательного аппарата и иных орудий (ст. 8.18, 8.19, 8.20);
в) конфискация коллективных биологических объектов (ст. 8.34);
г) конфискация орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов (ст. 8.35);
д) конфискация орудий охоты (ст. 8.37);
е) конфискация судна и других орудий лова (ст. 8.37);
Информация о работе Понятие и виды экологической ответственности