Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:47, контрольная работа
В механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов значимое место занимает борьба с нарушениями экологического законодательства и особенно их предупреждения. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.
Основополагающие положения экологического законодательства содержаться в Конституции Российской Федерации. В ней закреплено право каждого на охрану здоровья (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42; в определенной мере ограничиваются правомочия владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, если это наносит ущерб окружающей природной среде и нарушает чьи-либо права и законные интересы (ст. 36); а также обязанности каждого гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Ведение…………………………………………………………………………3
1: Понятие экологической ответственности…………………...………...4
2: Виды экологической ответственности………………………………...6
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литература……………………………………………19
ё) конфискация орудий добывания животных (ст. 8.37);
ж)конфискация орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования (ст. 8.39).
Во всех случаях, предусмотренных вышеназванными статьями, применение конфискации возможно, но не обязательно.
Следует сказать, что законодатель обошел молчанием вопрос о том, может ли быть конфискованным орудия совершения или предмет административного правонарушения, не находящиеся в личной собственности нарушителя. Теперь этого не требуется. Сама статья говорит о конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, независимо от того, кому принадлежит орудие или предмет совершения.
Кроме вышеназванных санкций за административные экологические проступки в качестве основного наказания применяется такое как лишение специального права. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права означает невозможность реализации этого права в течение определенного срока. Применить данный вид наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Так, для занятия охотой необходимо наличие специального права, которое должно быть подтверждено соответствующими документами. Перечень таких документов определен в нормативных правовых актах. Удостоверение на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, которые выдаются государственными органами управления охотничьим хозяйством. Удостоверением являются также членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями. В билетах должна быть сделана отметка этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины. Кроме того, лицо должно иметь путевку (лицензию), выданную в установленном порядке. Здесь нужно заметить, что лишение лицензии по действующему Кодексу не является административным наказанием. Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия.
Охотничий билет выдается только после сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием. Билет выдается сроком на 5 лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Без отметки о регистрации охотничий билет признается недействительным. Охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются гражданам РФ, достигшим, как правило, 18-летнего возраста. Все это требования содержаться в Инструкции о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации которая утверждена приказом Минсельхозпрода России от 25 мая 1998 года № 302.
Пределы лишения специального права ограничены. Так, лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Такая норма содержится в части 4 статьи 3.8 КоАП РФ. Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца. Максимальный срок – 2 года. Лишение специального права сейчас назначается только судьей и применяется исключительно как основное наказание.
К процессуальным особенностям применения административной экологической ответственности относится применение соответствующими должностными лицами мер обеспечения производства. Такими мерами являются, в частности, доставление, административное задержание, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, арест товаров, привод и др.
Под доставлением понимается принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ). По российскому законодательству правом доставления за правонарушение в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования пользуется определенный круг лиц (органы внутренних дел (милиция)).
Правом доставления наделены также должностные лица, на которых возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере.
Уголовная ответственность за экологические преступления.
Борьба с экологическими правонарушениями была всегда актуальна для государства, как и применение за указанные деяния уголовной ответственности.
Уголовная ответственность – это обязанность лица, совершившего экологическое преступление, претерпевать меры государственного принуждения, установленные в санкциях правовых норм, содержащихся в Уголовном кодексе РФ, в уголовно-процессуальном порядке.
Экологическое преступление - виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (такое понятие было дано согласно ст. 85 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” (ныне утратившего силу в связи с принятием Федерального закона “Об охране окружающей среды”)).
В настоящее время за экологические преступления применяются различные виды наказаний. В их число входят следующие санкции: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) ограничение свободы; 6) арест; 7) лишение свободы на определенный срок.
Самым распространенным наказанием, применяемым за совершение деяний в данной сфере, является штраф. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 года в УК РФ, штраф, есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Кодексом.
Указанное наказание предусмотрено в большинстве статей главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая называется «Экологические преступления». Конкретно это ст. 247; ч.1-2 ст. 250-252; ст. 253, ч. 1 ст. 254; ст. 255-258; ст. 260-262 УК РФ. Виды и размеры штрафа в этих статьях различны. В настоящее время, в соответствии со ст. 46 УК РФ штраф устанавливается в размере от 2500-1 000 000рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х недель до 5 лет. Указанные разновидности штрафа одновременно предусмотрены во всех статьях главы 26 УК РФ, где указана данная санкция.
В подавляющем большинстве статей за экологические преступления штраф применяется как основное наказание. И только в ч.2 ст. 252 и ч. 2 ст. 261 УК штраф налагается как дополнительная санкция. Причем, в первом случае применение штрафа обязательно, во втором – нет.
За совершение экологических преступлений предусмотрено также такое наказание как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Как сказано в ст. 47 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Уголовным законодательством установлено, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от 6 месяцев до 3-х лет в качестве дополнительного вида наказания.
В ряде статей это наказание предусмотрено в качестве дополнительного. В качестве такового оно применяется, например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Соответственно это статьи 246 и 248 Уголовного кодекса. Среди них можно также назвать ч. 2 ст. 253, ч.3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 УК.
В качестве основного оно названо в ч. 1 ст. 250-254, ст. 255, 257, 260, 262 УК. Отсюда видно, что большинство статей оно названо в качестве основного наказания.
Обязательные работы. Сущность обязательных работ, как гласит ст. 49 УК, заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Обязательные работы назначаются на срок от 180 -240 часов. То есть отсюда, видно, в данной норме продолжительность обязательных работ, в соответствии с законодательством, максимальная. Минимальная продолжительность такого наказания составляет 60 часов. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за 8 часов обязательных работ.
Обязательные работы в случае совершения экологического преступления не назначаются, в частности, лицам, признанными инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Исправительные работы также являются наказание, которое может применяться за совершение экологических преступлений. Исправительные работы устанавливаются на срок от2-х месяцев до 2-х лет. Сущность их заключается в том, как гласит ст. 50 УК РФ, что исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.
Одним из видов наказания является также ограничение свободы. Сущность данного наказания выражается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такая санкция предусмотрена ч. 1 ст. 247, ст. 249, ч. 2 ст. 254, ст. 259. Сроки ограничения свободы различны и максимально за большинство указанных преступлений составляют до 3-х лет. К определенным категориям граждан, названным в ч. 5 ст. 53 УК, данное наказание не применяется. Так, ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Кроме этого, указанное наказание не назначается также женщинам, достигшим 55лет и мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
За некоторые виды экологических деяний законом предусмотрено применение такого наказания, как арест. Сущность этой санкции заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от 1 – 6 месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее 1 месяца. Данное наказание предусмотрено различными статьями. К ним относятся ч. 1 ст. 251, 252, 258, 260; ч. 1-2 ст. 256 УК РФ.
Самым строгим наказанием за экологические деяния является лишение свободы. Данная санкция применяется за многие преступления. Так, в частности, наказание в виде лишения свободы предусмотрено за такие преступные деяния, как содержащиеся в ст. 246-248, ч. 1 ст. 249; ч. 2-3 ст. 250-252, 254; ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, ст. 259, 261 УК РФ. Из этого видно, что лишение свободы на определенный срок может применяться за большинство деяний, предусмотренных в гл. 26 УК РФ. И только в 4 статьях этой главы (ст.253, 255, 257, 262) указанной санкции не содержится.
К экологическим преступлениям также можно отнести, например, составы предусмотренные, кроме главы 26 УК РФ, и ст. 215 (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики); ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей); ст. 245 (жестокое обращение с животными); ст. 358 (экоцид) УК.
Так, в случае совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 215 УК РФ, объективная сторона которого может быть выражена в нарушении правил безопасности при размещении, проектировании объектом атомной энергетики, если это повлекло по неосторожности радиоактивное заражение окружающей среды, наказание может быть в виде штрафа или лишения свободы на срок до 7 лет.
Экоцид (ст. 358 УК РФ) объективная сторона которого выражается в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действия, способных вызвать экологическую катастрофу. За совершение данного преступного деяния предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 12 – 20 лет. В данном случае налицо совершение особо тяжкого экологического преступления.
В основном, дела об экологических преступлениях расследуют следователи прокуратуры. Такая норма закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 18 декабря 2001 года, который вступил в силу с 1 июля 2002 года.
Дела об экологических преступлениях, в силу ст. 31 УПК РФ, подсудны районному (городскому) суду.
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
Правовым основанием применения гражданской ответственности за экологические правонарушения является Конституция РФ, провозглашающая право граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); Гражданский кодекс РФ (глава 59), Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, которые приняты в 1993 году. Одним из основных актов в данной сфере является также Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».
Непосредственно гражданско-правовая ответственность, в том числе и за экологические правонарушения, обладает определенными особенностями:
Информация о работе Понятие и виды экологической ответственности