Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:06, автореферат
Общая ответственность за разработку ресурсов норвежского континентального шельфа возложена на Министерство нефти и энергетики. В состав Министерства нефти и энергетики входит Департамент нефти и газа, который состоит из пяти отделов: Отдела исследований, Отдела нефти, Отдела газа, Отдела анализа и рынков, Юридического отдела. Рассмотрены функции и полномочия каждого из отделов. Далее особое внимание уделено полномочиям и статусу Нефтяного директората. Анализируется опыт создания и функционирования в Норвегии специальной публичной нефтегазовой компании. Рассматриваются принципы организации ее деятельности и правовой статус.
3. Правовой механизм
в части, имеющей отношение
к охране окружающей среды
при добыче и
4. На промежуточном этапе кодификации законодательства о недрах необходимо принятие самостоятельного закона, регулирующего отношения, складывающиеся в области добычи нефти, в котором должен быть определен круг вопросов, важных для экологического права: вопрос с терминологией (должны быть даны все ключевые понятия для данной отрасли, исключающие
10
возможность произвольного
их толкования); четкое разграничение
стадий геологического изучения, разведки
и добычи нефти и газа; четкое
закрепление и разграничение
полномочий государственных органов
исполнительной власти по контролю и
надзору в данной сфере; нормы, стимулирующие
утилизацию попутного нефтяного
газа; положения, регулирующие разработку
единого месторождения
5. В Норвегии
сформирована законодательная
11
осуществляет эффективный контроль в нефтегазовом секторе экономики. Лицензионная система способствует гибкому управлению деятельностью по добыче нефти, формирует основу для диалога между государством и обладателями лицензий, который, в свою очередь, позволяет учитывать как коммерческие, так и социально-экономические, в том числе экологические, интересы. Опыт Норвегии может оказаться полезным для развития шельфового законодательства России, применительно к Баренцеву морю и Каспию.
6. В настоящее
время правовое регулирование
охраны окружающей среды в
сфере транспортирования нефти
носит фрагментарный и
Теоретическая значимость исследования заключается в предложении автором ряда теоретических положений в области правового регулирования охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти, выработанных на основе глубокого изучения и систематизации научно-практического и нормативно-правового материала.
12
Сформулированные
теоретические положения в
Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения могут быть использованы: а) для развития теории экологического и горного права; б) для совершенствования экологического законодательства и законодательства о недрах; в) в процессе дальнейшего совершенствования государственной экологической политики; г) в учебном процессе при преподавании курса «Экологическое право», а также спецкурсов в контексте природоресурсного права.
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены и получили положительную оценку на заседаниях Сектора эколого-правовых исследований Института государства и права Российской академии наук. Выводы и предложения по теме диссертации отражены в научных публикациях. Ряд вопросов был затронут в ходе участия в научно-практических конференциях, круглых столах: Круглом столе «Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля», Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (г. Москва, 9 апреля 2008 г.), XIV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства» (г. Солнечногорск, 19-20 мая 2008 г.), XII Всероссийской школе молодых ученых-юристов (г. Рузаевка, 22-24 сентября 2008 г.), XV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства» (г. Солнечногорск, 18-19 мая 2009 г.), XIV Всероссийской школе молодых ученых-юристов (г. Светлогорск, 7-9 сентября 2009 г.), XIII Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (г. Апатиты, 14-16 апреля 2010 г.), XVI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы
13
экологического, земельного права и законодательства» (г. Солнечногорск, 17-18 мая 2010 г.), XV Всероссийской школе молодых ученых-юристов (г. Выборг, 6-8 сентября 2010 г.).
Структура работы
Структура и объем работы обусловлены предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, списка использованных источников.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность избранной темы диссертационного исследования, указывается на состояние ее научной разработанности, определяются предмет, цель и задачи исследования, его теоретическая и методологическая основа, обосновывается научная новизна диссертации и ее практическая значимость, приводятся сведения об апробации результатов исследования, а также излагаются основные положения диссертации, выносимые на защиту.
Первая глава - «Эколого-правовые проблемы добычи и транспортирования нефти» - посвящена анализу экологической ситуации, сложившейся в РФ в настоящее время в результате негативного воздействия на окружающую среду в сфере добычи и транспортирования нефти и международно-правового регулирования предотвращения нефтяного загрязнения морской среды и возмещения причиненного им вреда.
В первом параграфе - «Состояние экологических проблем в сфере добычи и транспортирования нефти» - исследовано влияние, оказываемое деятельностью по добыче, транспортировании и переработке нефти и газа на окружающую среду. Анализ статистических данных и работ специалистов-экологов показал возрастающее негативное влияние нефтяной промышленности на компоненты окружающей среды. Вследствие этого экологическое состояние в районах развития нефтегазового комплекса можно охарактеризовать как критическое. Такое положение дел свидетельствует о неэффективности государственного и общественного контроля, игнорировании
14
экологических требований
компаниями и сокрытие информации об
авариях и т.п. Как известно, деятельность
предприятий нефтяной промышленности
не может быть экологически безопасной,
и на сегодняшний день уровень
развития науки и техники не может
решить основные экологические проблемы
отрасли. По мнению автора, для улучшения
экологической обстановки необходимо
внедрение в отрасль наилучших
существующих технологий, координация
государственного и общественного
контроля, процедур экологического менеджмента,
аудита, сертификации и страхования,
а также экологическое
Во втором параграфе - «Международно-правовое регулирование предотвращения нефтяного загрязнения морской среды и возмещения причиненного им вреда» - анализируются основные положения международных конвенций, касающиеся охраны морской среды от нефтяного загрязнения.
Особое внимание автором уделено исследованию правового механизма охраны морской среды, заложенного в Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., модифицированной Протоколом 1978 года (МАРПОЛ 73/78). Последний документ имеет большое значение для охраны окружающей среды, поскольку в приложениях к нему устанавливаются требования, касающиеся предотвращения различных форм загрязнения морских вод с судов, включая нефтепродукты, а также атмосферного воздуха. В Приложении 1 обозначены «особые районы» и «особо уязвимые районы моря», в которых, согласно их океанографическим и экологическим условиям и уровню судоходства, требуется более высокий уровень защиты морской среды, требования к конструкции и техническому состоянию танкеров.
Дается характеристика
института гражданской
15
Международной конвенции
о создании Международного фонда
для компенсации ущерба от загрязнения
нефтью 1992 г. Стимулирующие меры по
предотвращению разливов нефти и
смягчению неблагоприятных
На международном уровне деятельность, касающуюся сбросов отходов в море, регулирует Лондонская Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. Определение «сброса» отходов в море дается в ст. III, под которым понимается: любое преднамеренное удаление в море отходов или других материалов с судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций; и любое преднамеренное захоронение в море судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций. Лондонская конвенция разделяет сбрасываемые в море вещества на три категории. Нефть относится к самым опасным веществам, сброс в море которых запрещен. Наиболее значительным изменением с 1972 г. стало принятие в 1996 г. протокола, который значительно усилил положения конвенции.
Помимо международных существует ряд региональных конвенций, направленных на охрану морской среды и регулирующих сброс отходов в море. В параграфе более подробно рассмотрен механизм действия Конвенции по охране окружающей среды Северо-Восточной Атлантики и Решение Комиссии Осло-Парижской конвенции о защите морской среды северо-восточной Атлантики 98/3 об удалении неиспользуемых морских установок, поскольку они отражают специфические особенности районов северных арктических морей, способность к самоочищению которых крайне низка.
Наряду с этим
в параграфе рассмотрены
Вторая глава - «Состояние правового регулирования добычи и транспортирования нефти» - посвящена исследованию нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды при ведении работ по
16
добыче и транспортировании
нефти в РФ и анализу правового
регулирования охраны окружающей среды
при добыче и транспортировании
нефти в законодательстве Норвегии.
Рассмотрены перспективы
В первом параграфе - «Правовые требования в области охраны окружающей среды при ведении работ по добыче нефти и нефтяного попутного газа в РФ» - проведен анализ состояния правового регулирования в области эколого-правовых отношений в исследуемой области.
Показаны роли и значение таких важных элементов по предупреждению экологического и экогенного вреда, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, как экологическая экспертиза и лицензирование. Современное состояние правовой базы показывает, что такой важный элемент механизма правового регулирования как экологическая экспертиза используется не эффективно.
Показано значение
технических проектов для оценки
воздействия на окружающую среду
при выполнении работ, связанных
с пользованием участков недр. Продолжительное
время в законодательстве РФ этому
вопросу не уделялось должного внимания.
Принятое 3 марта 2010 г. № 118 Постановление
Правительства РФ устанавливает
порядок подготовки, согласования и
утверждения технических
Анализ законодательства
показал, что фактически отсутствует
правовая база, регулирующая проведение
инженерно-экологических