Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:06, автореферат
Общая ответственность за разработку ресурсов норвежского континентального шельфа возложена на Министерство нефти и энергетики. В состав Министерства нефти и энергетики входит Департамент нефти и газа, который состоит из пяти отделов: Отдела исследований, Отдела нефти, Отдела газа, Отдела анализа и рынков, Юридического отдела. Рассмотрены функции и полномочия каждого из отделов. Далее особое внимание уделено полномочиям и статусу Нефтяного директората. Анализируется опыт создания и функционирования в Норвегии специальной публичной нефтегазовой компании. Рассматриваются принципы организации ее деятельности и правовой статус.
Правовые проблемы охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в РФ и Норвегии :автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Общая характеристика работы
Актуальность темы диссертационного исследования. Высокие темпы мирового экономического развития приводят к увеличению объемов потребления минерально-сырьевых ресурсов. «За последние 35 лет использовано 80-85% нефти и газа от общего их объема, добытого за весь исторический период»[1].
Нефтяная промышленность составляет основу современной экономики, в тоже время она является главным загрязнителем и разрушителем окружающей среды. Добыча и транспортирование нефти в нынешних масштабах неизбежно приводят к значительным последствиям негативного воздействия на окружающую среду.
Установлено, что «по степени отрицательного влияния на экосистемы, нефть, нефтепродукты и нефтесодержащие промышленные отходы занимают второе место после радиоактивного загрязнения»[2].
Негативному воздействию
подвергаются все компоненты окружающей
среды: атмосферный воздух, воды, почвы,
растительность, геологическая среда,
животный мир, водные биологические
ресурсы. Деятельность по добыче, переработке,
транспортированию нефти и газа
наносит вред здоровью человека, имеет
также неблагоприятные
Растет загрязнение нефтяными продуктами и морской среды. Нефть и нефтепродукты относятся к числу наиболее вредных химических загрязнений. Процесс транспортирования нефти напрямую связан с обеспечением экологической безопасности, поскольку проблема нефтяного загрязнения морей, представляет собой угрозу по степени риска для здоровья людей и сохранения морских экосистем. Мировое сообщество озабочено состоянием морской среды и угрозой ее деградации вследствие загрязнения нефтью и
3
нефтепродуктами. Международная
Морская Организация и
В последнее время
в мире все острее встает проблема
скорого истощения запасов
Обострился интерес мирового энергетического, экологического и делового сообщества к проблеме утилизации нефтяного попутного газа, как из-за экологических, так и финансовых соображений. На долю России приходится от четверти до трети мирового объема сжигания попутного газа. Загрязнение при этом окружающей среды и причинение вреда здоровью людей - лишь одна сторона проблемы. С другой стороны, нефтяной попутный газ - важнейшее сырье для газоперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Газ бесцельно сжигается, в то время как мощности нефтехимической промышленности в среднем загружены лишь на 40 %[4].
В связи с этим
возникает необходимость
В российском законодательстве
в настоящее время отсутствует
единый нормативный правовой акт, регламентирующий
отношения в нефтегазовом секторе
экономики. Одна из самых важных отраслей
российской экономики регулируется
преимущественно подзаконными нормативными
правовыми актами. Насчитывается
более сотни подзаконных
4
федерального уровня, регулирующих отношения в нефтегазовом секторе экономики[5].
Такое положение дел оказывает негативное влияние не только на возможность осуществления охраны окружающей среды, но и «не позволяет в полной мере раскрыть огромный потенциал этого важнейшего для России сектора экономики»[6].
Действующий Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»[7] регламентирует общие положения о недропользовании, в том числе о праве собственности на недра и ресурсы недр, лицензировании, рациональном использовании и охране недр, государственном регулировании отношений недропользования, системе платежей при пользовании недрами, об ответственности за нарушения. Специальных норм, регламентирующих хозяйственную деятельность в сфере поиска, разведки, добычи нефти и газа, в этом Законе нет. В связи с этим необходимость совершенствования Закона РФ «О недрах» путем внесения в него изменений и дополнений признается как законодательными и исполнительными органами власти, так и учеными.
Первоочередной
задачей законодателя должно стать
реформирование законодательства в
области регулировании
Объект и предмет исследования. Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в связи с функционированием нефтяной промышленности России и охраной окружающей среды и здоровья людей от возможного негативного воздействия в этой сфере.
5
Предмет диссертационного
исследования составляют законодательные
и иные нормативные правовые акты,
определяющие основы правового регулирования,
систему, структуру, функции и компетенцию
государственных органов
Цели и задачи исследования. Основной целью настоящей работы является анализ эколого-правовых проблем, связанных с деятельностью по добыче и транспортировании нефти в Российской Федерации и Норвегии, выявление особенностей и недостатков реализации соответствующих норм, а также формулирование предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать
экологическую ситуацию, сложившуюся
в РФ в результате негативного
воздействия отрасли на
- провести анализ
международных правовых актов
в области предотвращения
- провести анализ
состояния правового
- оценить механизм
правового регулирования в
- выявить недостатки
действующей системы охраны
- проанализировать
действующий механизм охраны
окружающей среды при
- разработать предложения
по совершенствованию
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы
6
познания. В их числе: логический, метод анализа и синтеза, системно-структурный, комплексный, исторический, функциональный, сравнительный, формально-юридический, статистический, классификация, типология и другие методы.
Применение сочетания различных методов позволило решить поставленные задачи и достичь обозначенной цели.
Теоретическую основу диссертации составляют результаты научных исследований отечественных ученых в области экологического права, охраны окружающей среды: М.М. Бринчука, Н.Д. Вершило, О.Л. Дубовик, И.О. Красновой, Г.А. Мисник, В.В. Никишина, В.В. Петрова; горного права, недропользования: Д.В.Василевской, М.И. Клеандрова, Б.Д. Клюкина, М.Е. Певзнера, А.И. Перчика, Р.Н. Салиевой, Л.В. Столяровой, О.М. Теплова, Н.И. Толстых; норвежских специалистов в области энергетического права: Ф. Арнесена, К. Каасена, Л. Скайнера, Н. Стайнара, У. Хаммера и других ученых, работы которых указаны в списке использованной литературы.
При подготовке настоящего
исследования были проанализированы авторефераты
и материалы отдельных
Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, законодательство РФ о недропользовании, об охране окружающей среды, международные правовые акты, в том числе документы Международной морской организации и других международных организаций.
Эмпирическая база исследования включает статистические и аналитические данные о состоянии и охране окружающей среды в сфере добычи и транспортирования нефти в России, опубликованные в официальных отчетах, государственных докладах, научной и периодической печати.
7
Степень
научной разработанности темы х
Правовое регулирование
отношений недропользования в РФ
становились предметом
В то же время специального
комплексного исследования правовой охраны
окружающей среды при добыче и
транспортировании нефти в
Научная новизна исследования. Научная новизна работы непосредственно вытекает из поставленных задач и определяется значимостью проблемы охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти.
Научная новизна данной работы заключается в том, что она является первым комплексным исследованием правовых проблем охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в Российской Федерации и Норвегии. В работе проанализированы правовые механизмы охраны окружающей среды при осуществлении нефтяной деятельности в Норвегии, которые могли бы быть использованы в российском законодательстве.
В работе также систематизирован
и проанализирован новейший научный,
нормативный и статистический материал
по исследуемой теме, на основании
которого в целях повышения
8
автором были выработаны предложения по совершенствованию законодательства.
В диссертации сформулирован ряд теоретических выводов, обладающих научной новизной.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ экологической ситуации в РФ показал, что увеличение техногенной нагрузки на окружающую среду при интенсивной разработке углеводородного сырья, а также его транспортировании, приводит не только к загрязнению окружающей среды, истощению минерально-сырьевой базы, но и влечет необратимые изменения экосистем, структурного изменения и движения земной коры и другим опасным плохо прогнозируемым изменениям, а также приводит к нарушению конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, что должно учитываться при разработке, исполнении и совершенствовании законодательства в рассматриваемой области, а также при осуществлении контроля за его исполнением.
2. На международном
уровне предпринимаются меры, направленные
на предупреждение вредных
9
обязанность судовладельцев
страховать ответственность; выделение
особых морских районов и особо
уязвимых районов моря, которым требуется
более высокий уровень защиты
морской среды; трехуровневая система
возмещения ущерба, причиненного морской
среде: компенсация судовладельца (страховщика),
средства Международного фонда компенсаций
по разливам нефти и Дополнительного
фонда и др. Однако существует потенциал
для их совершенствования в отношении
охраны окружающей среды, а именно запрета
выбросов парниковых газов с судов,
усилении государственного портового
контроля. Фактором, негативно влияющим
на эффективное исполнение положений
международных конвенций, является
несвоевременное одобрение