Правовые проблемы охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в РФ и Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:06, автореферат

Описание работы

Общая ответственность за разработку ресурсов норвежского континентального шельфа возложена на Министерство нефти и энергетики. В состав Министерства нефти и энергетики входит Департамент нефти и газа, который состоит из пяти отделов: Отдела исследований, Отдела нефти, Отдела газа, Отдела анализа и рынков, Юридического отдела. Рассмотрены функции и полномочия каждого из отделов. Далее особое внимание уделено полномочиям и статусу Нефтяного директората. Анализируется опыт создания и функционирования в Норвегии специальной публичной нефтегазовой компании. Рассматриваются принципы организации ее деятельности и правовой статус.

Файлы: 1 файл

норвегия.docx

— 45.49 Кб (Скачать файл)

Правовые проблемы охраны окружающей среды при добыче и  транспортировании нефти в РФ и Норвегии :автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Общая характеристика работы

Актуальность  темы диссертационного исследования. Высокие темпы мирового экономического развития приводят к увеличению объемов потребления минерально-сырьевых ресурсов. «За последние 35 лет использовано 80-85% нефти и газа от общего их объема, добытого за весь исторический период»[1].

Нефтяная промышленность составляет основу современной экономики, в тоже время она является главным  загрязнителем и разрушителем окружающей среды. Добыча и транспортирование  нефти в нынешних масштабах неизбежно  приводят к значительным последствиям негативного воздействия на окружающую среду.

Установлено, что  «по степени отрицательного влияния  на экосистемы, нефть, нефтепродукты  и нефтесодержащие промышленные отходы занимают второе место после  радиоактивного загрязнения»[2].

Негативному воздействию  подвергаются все компоненты окружающей среды: атмосферный воздух, воды, почвы, растительность, геологическая среда, животный мир, водные биологические  ресурсы. Деятельность по добыче, переработке, транспортированию нефти и газа наносит вред здоровью человека, имеет  также неблагоприятные социально-экономические  последствия для населения страны, особенно се прибрежных районов и  коренных малочисленных народов.

Растет загрязнение  нефтяными продуктами и морской  среды. Нефть и нефтепродукты  относятся к числу наиболее вредных  химических загрязнений. Процесс транспортирования  нефти напрямую связан с обеспечением экологической безопасности, поскольку  проблема нефтяного загрязнения  морей, представляет собой угрозу по степени риска для здоровья людей  и сохранения морских экосистем. Мировое сообщество озабочено состоянием морской среды и угрозой ее деградации вследствие загрязнения  нефтью и

3

нефтепродуктами. Международная  Морская Организация и Европейский  Союз играют активную роль в совершенствовании  международных нормативных актов, учитывая опыт происходящих аварийных  ситуаций с разливами нефти.

В последнее время  в мире все острее встает проблема скорого истощения запасов углеводородов. Мировые тенденции таковы, что  нефте- и газодобыча с континента все больше перемещается на шельф[3].

Обострился интерес  мирового энергетического, экологического и делового сообщества к проблеме утилизации нефтяного попутного  газа, как из-за экологических, так  и финансовых соображений. На долю России приходится от четверти до трети мирового объема сжигания попутного газа. Загрязнение  при этом окружающей среды и причинение вреда здоровью людей - лишь одна сторона  проблемы. С другой стороны, нефтяной попутный газ - важнейшее сырье для  газоперерабатывающей и нефтехимической  промышленности. Газ бесцельно сжигается, в то время как мощности нефтехимической  промышленности в среднем загружены  лишь на 40 %[4].

В связи с этим возникает необходимость всестороннего  анализа правовых норм, направленных на рациональное использование недр, предупреждение и возмещение ущерба окружающей среде в сфере добычи и транспортирования нефти.

В российском законодательстве в настоящее время отсутствует  единый нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в нефтегазовом секторе  экономики. Одна из самых важных отраслей российской экономики регулируется преимущественно подзаконными нормативными правовыми актами. Насчитывается  более сотни подзаконных нормативных  актов

4

федерального уровня, регулирующих отношения в нефтегазовом секторе экономики[5].

Такое положение  дел оказывает негативное влияние  не только на возможность осуществления  охраны окружающей среды, но и «не  позволяет в полной мере раскрыть огромный потенциал этого важнейшего для России сектора экономики»[6].

Действующий Закон  РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»[7] регламентирует общие положения о недропользовании, в том числе о праве собственности на недра и ресурсы недр, лицензировании, рациональном использовании и охране недр, государственном регулировании отношений недропользования, системе платежей при пользовании недрами, об ответственности за нарушения. Специальных норм, регламентирующих хозяйственную деятельность в сфере поиска, разведки, добычи нефти и газа, в этом Законе нет. В связи с этим необходимость совершенствования Закона РФ «О недрах» путем внесения в него изменений и дополнений признается как законодательными и исполнительными органами власти, так и учеными.

Первоочередной  задачей законодателя должно стать  реформирование законодательства в  области регулировании отношений  по добыче нефти и газа. Опыт такой  «нефтегазовой» страны как Норвегия, обладающей сформировавшимся законодательством  в данной сфере и большим потенциалом  с точки зрения охраны окружающей среды, государственного контроля, может  быть полезным для российских законодателей  и практики.

Объект  и предмет исследования. Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в связи с функционированием нефтяной промышленности России и охраной окружающей среды и здоровья людей от возможного негативного воздействия в этой сфере.

5

Предмет диссертационного исследования составляют законодательные  и иные нормативные правовые акты, определяющие основы правового регулирования, систему, структуру, функции и компетенцию  государственных органов управления в сфере добычи и транспортирования  нефти в России, международные  правовые договоры и конвенции в  области предотвращения загрязнения  окружающей среды нефтью и возмещения причиненного ущерба при транспортировании  нефти судами, а также законодательная  база Норвегии.

Цели  и задачи исследования. Основной целью настоящей работы является анализ эколого-правовых проблем, связанных с деятельностью по добыче и транспортировании нефти в Российской Федерации и Норвегии, выявление особенностей и недостатков реализации соответствующих норм, а также формулирование предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать  экологическую ситуацию, сложившуюся  в РФ в результате негативного  воздействия отрасли на окружающую  среду;

- провести анализ  международных правовых актов  в области предотвращения загрязнения  окружающей среды нефтью;

- провести анализ  состояния правового регулирования  в области охраны окружающей  среды при добыче и транспортировании  нефти в РФ;

- оценить механизм  правового регулирования в части,  касающейся охраны окружающей  среды в РФ;

- выявить недостатки  действующей системы охраны окружающей  среды при добыче и транспортировании  нефти в РФ;

- проанализировать  действующий механизм охраны  окружающей среды при осуществлении  нефтяной деятельности в Норвегии;

- разработать предложения  по совершенствованию правового  регулирования в данной сфере.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы

6

познания. В их числе: логический, метод анализа и синтеза, системно-структурный, комплексный, исторический, функциональный, сравнительный, формально-юридический, статистический, классификация, типология и другие методы.

Применение сочетания  различных методов позволило  решить поставленные задачи и достичь  обозначенной цели.

Теоретическую основу диссертации составляют результаты научных исследований отечественных ученых в области экологического права, охраны окружающей среды: М.М. Бринчука, Н.Д. Вершило, О.Л. Дубовик, И.О. Красновой, Г.А. Мисник, В.В. Никишина, В.В. Петрова; горного права, недропользования: Д.В.Василевской, М.И. Клеандрова, Б.Д. Клюкина, М.Е. Певзнера, А.И. Перчика, Р.Н. Салиевой, Л.В. Столяровой, О.М. Теплова, Н.И. Толстых; норвежских специалистов в области энергетического права: Ф. Арнесена, К. Каасена, Л. Скайнера, Н. Стайнара, У. Хаммера и других ученых, работы которых указаны в списке использованной литературы.

При подготовке настоящего исследования были проанализированы авторефераты и материалы отдельных диссертационных  работ, в том числе: B.C. Комиссаренко «Правовое регулирование охраны недр и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа»(2004 г.), И.И. Павлова «Правовой режим  использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации» (2008 г.).

Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, законодательство РФ о недропользовании, об охране окружающей среды, международные правовые акты, в том числе документы Международной морской организации и других международных организаций.

Эмпирическая  база исследования включает статистические и аналитические данные о состоянии и охране окружающей среды в сфере добычи и транспортирования нефти в России, опубликованные в официальных отчетах, государственных докладах, научной и периодической печати.

7

Степень научной разработанности темы характеризуется тем, что отдельные стороны правового регулирования в области охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти уже исследовались.

Правовое регулирование  отношений недропользования в РФ становились предметом исследований Д.В. Василевской, БД. Клюкина, О.М. Теплова, Н.И. Толстых и др. Проблемы развития горного права и правовые аспекты  регулирования отношений в сфере  трубопроводного транспорта рассматривались  А.И. Перчиком. Вопросы о месте  нефтегазового законодательства и  проблемах его развития были исследованы  М.И. Клеандровым. Правовое регулирование  отношений собственности в сфере  поиска, разведки и добычи минерального сырья в РФ, а также правовое развитие обеспечения предпринимательства  в нефтегазовом секторе экономики  освящены в трудах Р.Н. Салиевой. Проблемы взаимодействия государства и нефтегазового  комплекса Норвегии были рассмотрены  С.В. Рогинским.

В то же время специального комплексного исследования правовой охраны окружающей среды при добыче и  транспортировании нефти в России и Норвегии не проводилось.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы непосредственно вытекает из поставленных задач и определяется значимостью проблемы охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти.

Научная новизна  данной работы заключается в том, что она является первым комплексным  исследованием правовых проблем  охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в Российской Федерации и Норвегии. В работе проанализированы правовые механизмы охраны окружающей среды при осуществлении нефтяной деятельности в Норвегии, которые могли бы быть использованы в российском законодательстве.

В работе также систематизирован и проанализирован новейший научный, нормативный и статистический материал по исследуемой теме, на основании  которого в целях повышения эффективности  охраны окружающей среды

8

автором были выработаны предложения по совершенствованию  законодательства.

В диссертации сформулирован  ряд теоретических выводов, обладающих научной новизной.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ экологической ситуации в РФ показал, что увеличение техногенной нагрузки на окружающую среду при интенсивной разработке углеводородного сырья, а также его транспортировании, приводит не только к загрязнению окружающей среды, истощению минерально-сырьевой базы, но и влечет необратимые изменения экосистем, структурного изменения и движения земной коры и другим опасным плохо прогнозируемым изменениям, а также приводит к нарушению конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, что должно учитываться при разработке, исполнении и совершенствовании законодательства в рассматриваемой области, а также при осуществлении контроля за его исполнением.

2. На международном  уровне предпринимаются меры, направленные  на предупреждение вредных воздействий  при морской перевозке нефти  и нефтепродуктов, а также на  обеспечение компенсации причиненного  вреда. При этом, как свидетельствует  практика, происходящие на море  чрезвычайные ситуации становятся  фактором совершенствования ранее  принятых международно-правовых  мер, их постоянной доработки  и обновления. Анализ основных международных правовых актов в области предотвращения загрязнения окружающей среды нефтью и возмещения причиненного ущерба при транспортировании нефти судами показал, что они устанавливают достаточно эффективные требования и меры по предотвращению загрязнения окружающей среды: строгая ответственность судовладельца за ущерб, причиненный морской среде в результате загрязнения нефтью (пределы ответственности судовладельцев относительны вместимости судна);

9

обязанность судовладельцев страховать ответственность; выделение  особых морских районов и особо  уязвимых районов моря, которым требуется  более высокий уровень защиты морской среды; трехуровневая система  возмещения ущерба, причиненного морской  среде: компенсация судовладельца (страховщика), средства Международного фонда компенсаций  по разливам нефти и Дополнительного  фонда и др. Однако существует потенциал  для их совершенствования в отношении  охраны окружающей среды, а именно запрета  выбросов парниковых газов с судов, усилении государственного портового  контроля. Фактором, негативно влияющим на эффективное исполнение положений  международных конвенций, является несвоевременное одобрение государствами  международных конвенций и имплиментирование  их положений в национальное законодательство, что влечет принятие односторонних  или региональных мер отдельными странами или группами стран, а также  не единообразное исполнение требований конвенций разными странами.

Информация о работе Правовые проблемы охраны окружающей среды при добыче и транспортировании нефти в РФ и Норвегии