Причины экологических правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей проблемой современности является активное и зачастую неразумное вмешательство человека в сложнейший естественный механизм биосферы. Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни... Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Российская Федерация, как крупнейшее государство планеты, обязана принимать необходимые меры для поддержания этого баланса не только исходя из собственных национальных интересов, но и во благо всей цивилизации.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1. Понятие и виды экологических правонарушений 5
1.1 Понятие и сущность экологического правонарушения 5
1.2 Виды экологических правонарушений 10
2. Состав экологического правонарушения 15
2.1 Объект экологического правонарушения 15
2.2 Объективная сторона 18
2.3 Субъект экологического правонарушения 21
2.4 Субъективная сторона 22
3. Проблемы в области экологических правонарушений и совершенствование их правого регулирования 25
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсая готов.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

     Сложившаяся ситуация требует создания научного обоснованных критериев дифференциации экологического преступления и эколого-административного  правонарушения. Решение проблемы разграничения  экологических преступлений и эколого-административных правонарушений упрощается, когда факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, учитываются законодателем непосредственно в диспозициях правовых норм. Например, когда в норме указываются последствия совершенного деяния, повторность и т.д.

     Разрешению этой ситуации могут способствовать только комплексные меры:

     1) Повышение уровня правовой грамотности  субъектов административной юрисдикции;

     2) Обобщение Верховным Судом Российской  Федерации правоприменительной  практики по таким делам;

     3) Законодательное закрепление признака  общественной опасности и в  понятии административного правонарушения.23

     Указанные меры призваны способствовать преодолению  существующей проблемы, как в теоретическом, так и в практическом плане.

     Познание  проблем связанных с экологическими правонарушениями невозможно без анализа общественного экологического сознания. Основной причиной совершения экологических правонарушений являются дефекты и пробелы в экологическом сознания и правосознании граждан и должностных лиц.

     Большое влияние на формирование экологического сознания оказывает экологическая  информация, экологическое воспитание и образование.24 В связи предлагается дополнить ст. 8.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за «Сокрытие или искажение экологической информации», новыми составами: отказ в предоставлении экологической информации и непредоставление информации в установленный срок в виде самостоятельной части.

     Условия, способствующие нарушениям, - это слабое финансирование природоохранных мероприятий; параллелизм в работе этих органов; распад прежней системы органов экологического контроля и постоянные реорганизации в структуре федеральных органов исполнительной власти; совмещение контрольно-надзорных и хозяйственно-распорядительных функций; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологическими правонарушениями; недостаточное применение мер ответственности к виновным; а также отсутствие четкой координации деятельности правоохранительных и природоохранных органов по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений.

     Отмечая ряд положительных новелл действующего законодательства РФ об экологических  правонарушениях, одновременно следует  признать, что отдельные положения  законодательства, например КоАП РФ не соответствуют интересам общества с учётом сложившейся экологической обстановки.

     Так вносятся предложения о совершенствования  административной ответственности  за правонарушения в области использования  и охраны вод. В частности, о дополнении и изменении ст. 8.13 КоАП РФ «Нарушение правил охраны водных объектов». Одновременно необходимо внести изменения в ч.2 ст. 8.14 «Нарушение правил водопользования», где предусмотреть ответственность за нарушение условий разрешения (лицензии) на все виды водопользования, в том числе и при осуществлении указанных в данной части видов деятельности.

     По  своим признакам некоторые правонарушения, указанные в главах 7 и 10 КоАП РФ, относятся к экологическим правонарушениям  и должны находится в главе 8 Кодекса. Так, например, ст. 10.10 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений и повреждение мелиоративных систем. Нарушение работы данного гидротехнического сооружения может привести к эрозии почв, заболачиванию местности, либо, наоборот, опустыниванию того или иного земельного участка. Как видно, дополнительным объектом данного правонарушение будет отдельные элементы окружающей среды – земли той или иной категории.

     Внесено предложение о дополнении ст. 23.3 КоАП РФ, предоставляющей право ОВД (милиции) рассматривать дела об административных правонарушениях, составами, содержащимися в ст. 28.3 КоАП РФ, по которым сотрудники органов внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.25

     Все возрастающий пресс антропогенного воздействия на окружающую среду  и увеличение в связи с этим количества экологических правонарушений; серьезность и многозначность их последствий; способность этих последствий "накапливаться" и проявляться лишь спустя длительное время; сложность устранения этих последствий, причинение вреда одновременно значительному числу граждан и т.д., - все это в настоящее время на порядок поднимает планку общественной опасности преступлений в сфере экологии.

     Относя экологические права граждан к разряду конституционных, законодатель тем не менее в целом считает экологические преступления преступлениями небольшой общественной опасности.

     Санкции большинства норм об экологических преступлениях не только не адекватны общественной опасности деяния, но в силу своей "малозначительности" утратили даже превентивную функцию.

     К примеру, незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ), как и хищение, уменьшает объем государственного лесного фонда, причиняет серьезный вред природной среде, и в частности лесообитателям. Лесонарушения, достигли огромных масштабов (причем восстановление лесных угодий - процесс, измеряемый десятилетиями), в то же время санкции статей, карающих за совершение этих преступлений, очень мягкие (самое строгое наказание по ч. 1 ст. 260 УК - до 3 месяцев ареста, по ч. 2 этой статьи - до 6 месяцев).

     В целом главе "Экологические преступления" действующего УК присущи следующие недостатки:

     - содержание ее статей не было  приведено до 25 мая 1998 г. в соответствие с положениями ч. 2 ст. 24 УК, определяющей формы и виды вины, что резко сократило возможность применения большинства статей гл. 26 в начальный период действия УК;

     - имеются пробелы в нормах УК, защищающих экологические интересы  общества и государства;

     - недостаточно полно отражены в УК положения норм международного права;

     - имеет место неадекватная, с точки  зрения криминологической обоснованности, оценка общественной опасности  отдельных деяний и неоправданная декриминализация ряда преступлений, предусмотренных УК 1960 г.;

     - наказуемость некоторых посягательств  не приведена в соответствие  с наказуемостью деяний, схожих по степени общественной опасности или являющихся менее общественно опасными;

     - низок уровень юридической техники при формулировании ряда составов преступлений, что привело к созданию норм, заведомо "мертвых" в смысле их практического применения;

     - некоторые нормы "не разведены"  с аналогичными нормами, содержащимися  в других главах УК и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях;

     - имеет место неоправданная конкуренция ряда норм рассматриваемой главы между собой.26

     Имеющиеся в УК РФ существенные изъяны не только оказывают негативное влияние на формирование правоприменительной  практики, но и отрицательно сказываются  на эффективности борьбы с экологической преступностью.

     В частности, в уголовном природоохранительном законодательстве имеется значительная пробельность в плане отражения норм международного права. Отсутствуют нормы об ответственности за некоторые посягательства, связанные с сохранением генофонда животного и растительного мира; за незаконную торговлю редкими и исчезающими животными; за незаконные трансграничные перевозки особо опасных веществ, хотя Россия как преемник СССР взяла на себя соответствующие обязательства.

     В действующем законодательстве не отражены либо неполно отражены вопросы ответственности за международные экологические преступления (экологический терроризм, загрязнение территории сопредельных государств, контрабанда природных ресурсов и представителей животного мира и др.).

     В связи с этим представляется что  уже в ближайшее время представляется необходимым проведение большой работы по совершенствовании регламента ряда статей и в целом уголовного законодательства в области экологических преступлений.

 

Заключение

 

     В заключение остановимся на нескольких выводах.

     Экологическое правонарушение — это противоправное, обычно, виновное деяние (действие либо бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред либо создающее настоящую опасность причинения такового вреда, или нарушающее другие права и законные интересы субъектов экологического права. Правонарушение может иметь место только при наличии необходимых для этого элементов: объекта правонарушения, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта ответственности.

     Экологические правонарушения можно классифицировать по нескольким основаниям: по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб; по характеру причиненного вреда; по характеру применяемых санкций, т.е. в зависимости от вида наступающей ответственности, (уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения); по степени общественной опасности (экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).

     Объектом  экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраняемые правом. Непосредственным объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в той или иной конкретной области рассматриваемого законодательства.

     Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой противоправное деяние, выразившееся в действии (незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействии (невыполнение правил охраны недр).

     Объективная сторона экологического правонарушения характерна наличием трех элементов: противоправность поведения, причинение вреда или  реальная угроза его причинения; связь  между противоправным поведением и  нанесенным вредом. Отсутствие нанесения вреда природным объектам лишает правонарушение экологической окраски.

     Субъективная  сторона экологического правонарушения выражается в форме вины. Вина за совершенное экологическое правонарушение может выступать в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности).

Информация о работе Причины экологических правонарушений