Субъектом
экологического правонарушения могут
выступать граждане (вменяемые физические
лица, достигшие определенного возраста)
и юридические лица, в том числе
иностранные организации и граждане.
По некоторым правонарушеним предусмотрены
особые субъекты преступления. Некоторые
экологические правонарушения могут быть
совершены при любой форме вины (загрязнение
окружающей среды), другие только при умышленной
форме вины (незаконная охота, браконьерство
и др.), третьи по неосторожности (нарушение
правил противопожарной безопасности
в лесах и небрежное обращение с огнем).
Так
же необходимо отметить, что с каждым
годом число экологических правонарушений
увеличивается. Они все больше влияют
на состояние общественной безопасности,
в ряде регионов выступают фактором политической
дестабилизации, причиняют вред не только
экономике страны, но и подрывают сами
биологические основы существования человека.
Всё
это диктует необходимость наращивать
усилия всех государственных, в том числе
и правоохранительных органов, в охране
и восстановлении естественной среды
обитания человека. Но только силами природоохранных
и контролирующих органов остановить
разрушительный экологический беспредел
невозможно. Эти органы снизу доверху
замыкаются на исполнительную власть,
принимающую окончательные экономические
и экологические решения и в силу зависимого
положения часто вынуждены идти на компромиссы.
В самих этих органах в последнее время
происходит процесс коммерциализации,
сращивания экономикой, укрытия злоупотреблений
должностных лиц.
Особое
значение в этих условиях приобретает
совершенствование законодательства
в экологической сфере, создание
внутренне согласованной, четкой системы
законов, обеспечивающих борьбу с нарушениями
правовых норм в сфере природопользования,
охраны окружающей природной среды и обеспечения
экологической безопасности и что не менее
важно, их предупреждение. Одним из путей
комплексного подхода в организации природоохранной
деятельности является принятие межведомственных
нормативных актов, охватывающих смежные
вопросы охраны окружающей среды.
Список литературы
- Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть вторая)
от 26.01. 1996 года N 14-ФЗ (в редакции от 17.07.2009
N 145-ФЗ).
- Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в редакции от
22 июня 2007 г. N 116-ФЗ)
- Уголовный
кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года
N 63-ФЗ (в редакции от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
- Федеральный
закон "Об охране окружающей среды"
№ 7-ФЗ от 10 января 2002 г (в редакции от 14.03.2009
N 32-ФЗ).
- Постановления
Пленума Верховного Суда РФ «О практике
применения судами законодательства об
ответственности за экологические правонарушения»
от 5 ноября 1998г. № 14.
- Абрамова,
Н.Г. Теоретико-правовой анализ экологического
правонарушения: понятие содержания и
проблемы юридической ответственности.
// Журнал «Интеграция
образования»,
2007, №3-4.
- Бринчук,
М. М. Проблемы совершенствования уголовного
законодательства об охране природы. //
Pro end contra, 2008, №8.
- Деревянко,
Л. А. Административные правонарушения
в сфере экологии. / Л. А. Деревянко М.: Академия
управления МВД России, 2003.
- Деревянко,
Л. А. О субъективных и объективных факторах
в противоправном поведении // Современное
гуманитарное знание о проблемах социального
развития: Материалы 10-годичного научного
собрания СКСИ. М., 2003.
- Деревянко,
Л. А. Экологическое преступление и проступок:
сравнительный анализ законодательства
об ответственности за кологические правонарушения
// Право и окружающая среда: Материалы
научно-практической конференции. Ставрополь,
2001.
.
- Ивакин, В.И.
Понятие и состав экологического правонарушения
// Право и государство, 2007, № 11.
- Калинин,
И.Б. Юридическая ответственность в охране
окружающей среды / Отв. ред.О. С. Колбасов,
М.: Прогресс, 2001.
- Монгуш, А.Л.
Понятие, структура и виды эколого-административных
правонарушений. / А.Л. Монгуш – М.: Интермедиа,
2009.
Размещено
на Allbest.ru