Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:47, контрольная работа
В современном обществе роль информации существенно возрастает во всех сферах общественного развития, в том числе экологической. Информационный фактор, усиливающийся в условиях глобализации, приводит к активному развитию эколого-информационных общественных отношений, которые возникают по поводу и в связи с экологической информацией.
Однако их правовое регулирование не является на сегодняшний день совершенным и эффективным, что неизбежно приводит к практическим проблемам, требующим осмысления и решения наукой экологического права.
К числу важнейших юридических вопросов, связанных с правовым регулированием эколого-информационных отношений, относятся понятие и значение экологической информации.
Введение …………………………………………………………………...3
Понятие и значение экологической информации .………….......……….5
Причины экологического неблагополучия ….......................…..…...…..13
Заключение ……………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………
Содержание
Введение ………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………...…….…….21
Введение
В современном обществе роль информации существенно возрастает во всех сферах общественного развития, в том числе экологической. Информационный фактор, усиливающийся в условиях глобализации, приводит к активному развитию эколого-информационных общественных отношений, которые возникают по поводу и в связи с экологической информацией.
Однако их правовое регулирование не является на сегодняшний день совершенным и эффективным, что неизбежно приводит к практическим проблемам, требующим осмысления и решения наукой экологического права.
К числу важнейших юридических вопросов, связанных с правовым регулированием эколого-информационных отношений, относятся понятие и значение экологической информации.
Несмотря на то что этим вопросам в эколого-правовой науке в последнее время уделялось внимание, в том числе в специальных диссертационных исследованиях, они продолжают оставаться дискуссионными и сегодня.
Что касается законодательства, то к настоящему моменту требования, установленные для различных видов экологической информации, предусмотрены в нормах свыше 30 только федеральных законов.[9]
Вместе с тем понятие "экологическая информация" в действующем законодательстве отсутствует, что негативно сказывается на правоприменительной практике.
Современная действительность
характеризуется переходом от индустриального
общества к информационному. Информация
как чисто философская
Проблема взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная. Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и будущим. Человек-элемент природы, часть сложной системы "природа-общество". Многие свои потребности человечество удовлетворяет за счет природы.
Природная среда создает условия для жизни человека как биологического вида; компоненты природной среды используются в хозяйственной деятельности человека. Природа является источником удовлетворения его эстетических потребностей.
Свои потребности человечество удовлетворяет через различные виды деятельности. Современная хозяйственная деятельность приводит к существенным отрицательным изменениям окружающей среды. Реальностью сегодняшнего дня стали глобальные экологические проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества.[9]
Важнейшими причинами их возникновения считают рост численности населения Земли и беспрецедентное увеличение масштабов производства. Во многих регионах приоритетная роль в структуре производства отведена эксплуатирующим производствам.
Несовершенство
технологических процессов
Основная же его масса переходит в производственные и бытовые отходы. Развитие сельского хозяйства, транспорта, рост городов также часто создают отрицательные экологические последствия для человека. Осознание человечеством этих последствий, в особенности зависимости здоровья каждого человека от сохранения природного окружения, заставило иначе взглянуть на проблему охраны природы.
Ведь на протяжении
длительного времени
Информация как чисто философская категория все в большей степени приобретает политическое, экономическое и юридическое значения.
Экологическая
информация является реальным отражением
влияния информационного
Экологическую информацию как правовую категорию необходимо рассматривать не только в целях достижения научного консенсуса при определении доктринального понятия, но и, что не менее важно, для его законодательного закрепления.
Ведь "правовые дефиниции, законодательно закрепленные и приобретающие тем самым качества официальной нормативности, обеспечивают смысловую полноту правовых нормативов, исключают двусмысленность в толковании правовых норм, что способствует единообразному, правильному применению действующего законодательства, установлению правопорядка в общественных отношениях"
Включение в законодательство понятия "экологическая информация" позволит решить также проблемы, связанные с совершенствованием и конкретизацией экологического и другого законодательства в части определения правового режима экологической информации, установления требований к экологической информации в целом и к сведениям, входящим в ее состав с учетом их специфических особенностей, уточнить положения, касающиеся ее оборота, защиты информационных и других экологических прав граждан и иных субъектов эколого-информационных отношений и т.д.[5]
Источники экологической информации
Доступ к информации является одним из важных факторов осуществления права граждан на получение информации. Особенно если это касается информации об окружающей среде.
В Конституции РФ( гл.2,Статья 42) говориться, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Кто же будет предоставлять такую информацию? Данная функция находится у органов исполнительной власти.
Как эта информация доходит до населения, увы, крайне сложный вопрос. Ведь закона, который бы регулировал такое право, нет. Однако, стоит попытаться выяснить, откуда и как любой заинтересованный гражданин (или же юридическое лицо) может получить доступ к информации об окружающей среде, т.е. доступ к экологической информации.[1]
Виды и источники экологической информации, по мнению М. М. Бринчука , литературе могут быть разделены на четыре группы:
Данные о
состоянии окружающей природной
среды содержат следующие документы,
предусмотренные
Самый простой источник-получение информации о состоянии окружающей среды из интернета, с сайтов специализированных органов. Но, к сожалению, эта информация не всегда обновляется.
Вернёмся к Конституции. Как уже говорилось выше, основу эколого-информационных отношений составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст. 42).
Реализация данного права обеспечивается следующими конституционными нормами. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.[1]
Согласно ст. 11 Закона об охране окружающей среды, граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.
Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан (ст. 12 Закона).[2]
Наиболее полно информационная составляющая отражена в функциях государственного экологического управления. Это обусловлено значительной ролью информации в сфере государственного управления. Для осуществления управленческих функций в области природопользования и охраны окружающей среды органы исполнительной власти, с одной стороны, должны располагать экологической информацией.
При этом важно, чтобы характер и объем экологической информации соответствовали возложенным на них экологическим функциям, что является одним из условий эффективности государственного экологического управления.
Экологический мониторинг
Экологический мониторинг - это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
Экологический мониторинг в РФ определен как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.
Основные положения о мониторинге сформулированы в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды». Кроме того, положения о мониторинге имеются во всех природоресурсных и иных нормативных правовых актах. К примеру, органы санэпиднадзора обязаны проводить социально-гигиенический мониторинг, регулируемый Положением о санитарно-гигиеническом мониторинге.[6]
Кроме того, положения
об экологическом мониторинге
В системе экологического мониторинга накапливается, систематизируется и анализируется информация: