Причины экологического неблагополучия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе роль информации существенно возрастает во всех сферах общественного развития, в том числе экологической. Информационный фактор, усиливающийся в условиях глобализации, приводит к активному развитию эколого-информационных общественных отношений, которые возникают по поводу и в связи с экологической информацией.
Однако их правовое регулирование не является на сегодняшний день совершенным и эффективным, что неизбежно приводит к практическим проблемам, требующим осмысления и решения наукой экологического права.
К числу важнейших юридических вопросов, связанных с правовым регулированием эколого-информационных отношений, относятся понятие и значение экологической информации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...3
Понятие и значение экологической информации .………….......……….5
Причины экологического неблагополучия ….......................…..…...…..13
Заключение ……………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

ЭП 21 стр.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………...3

    1. Понятие и значение экологической информации .………….......……….5
    2. Причины экологического неблагополучия ….......................…..…...…..13

Заключение  ……………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………...…….…….21

 

Введение

 

В современном  обществе роль информации существенно  возрастает во всех сферах общественного  развития, в том числе экологической. Информационный фактор, усиливающийся  в условиях глобализации, приводит к активному развитию эколого-информационных общественных отношений, которые возникают по поводу и в связи с экологической информацией.

Однако их правовое регулирование не является на сегодняшний  день совершенным и эффективным, что неизбежно приводит к практическим проблемам, требующим осмысления и решения наукой экологического права.

К числу важнейших  юридических вопросов, связанных  с правовым регулированием эколого-информационных отношений, относятся понятие и  значение экологической информации.

Несмотря на то что этим вопросам в эколого-правовой науке в последнее время уделялось внимание, в том числе в специальных диссертационных исследованиях, они продолжают оставаться дискуссионными и сегодня.

Что касается законодательства, то к настоящему моменту требования, установленные для различных видов экологической информации, предусмотрены в нормах свыше 30 только федеральных законов.[9]

Вместе с  тем понятие "экологическая информация" в действующем законодательстве отсутствует, что негативно сказывается  на правоприменительной практике.

Современная действительность характеризуется переходом от индустриального  общества к информационному. Информация как чисто философская категория  все в большей степени приобретает  политическое, экономическое и юридическое  значения.

Проблема взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная. Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и будущим. Человек-элемент природы, часть сложной системы "природа-общество". Многие свои потребности человечество удовлетворяет за счет природы.

Природная среда  создает условия для жизни  человека как биологического вида; компоненты природной среды используются в хозяйственной деятельности человека. Природа является источником удовлетворения его эстетических потребностей.

Свои потребности  человечество удовлетворяет через  различные виды деятельности. Современная  хозяйственная деятельность приводит к существенным отрицательным изменениям окружающей среды. Реальностью сегодняшнего дня стали глобальные экологические проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества.[9]

Важнейшими  причинами их возникновения считают  рост численности населения Земли  и беспрецедентное увеличение масштабов  производства. Во многих регионах приоритетная роль в структуре производства отведена эксплуатирующим производствам.

Несовершенство  технологических процессов приводит к тому, что из огромного количества природных ресурсов, изымаемых для  целей производства, в конечный продукт  превращается лишь 1,5 - 2 %.

Основная же его масса переходит в производственные и бытовые отходы. Развитие сельского хозяйства, транспорта, рост городов также часто создают отрицательные экологические последствия для человека. Осознание человечеством этих последствий, в особенности зависимости здоровья каждого человека от сохранения природного окружения, заставило иначе взглянуть на проблему охраны природы.

Ведь на протяжении длительного времени человечество связывало свое благосостояние и  комфортность жизни преимущественно  с высокими темпами развития производства, отдавая львиную долю созданного продукта на новое, ещё более масштабное, расширенное производство. Охрана природы осуществлялась как бы по остаточному принципу.[9]

  1. Понятие и значение экологической информации.

 

Информация  как чисто философская категория все в большей степени приобретает политическое, экономическое и юридическое значения.

Экологическая информация является реальным отражением влияния информационного фактора  на экологическую сферу, что вызывает необходимость такого определения понятия "экологическая информация", которое содержало бы теоретически обобщенный и краткий по форме изложения ответ на вопросы: что представляет собой экологическая информация как феномен, являющийся результатом воздействия информационных процессов на экологическую сферу, а также каковы определяющие, сущностные правовые признаки данного явления? Такой подход соответствует и общетеоретическим положениям о правовых категориях.

Экологическую информацию как правовую категорию  необходимо рассматривать не только в целях достижения научного консенсуса при определении доктринального понятия, но и, что не менее важно, для его законодательного закрепления.

Ведь "правовые дефиниции, законодательно закрепленные и приобретающие тем самым  качества официальной нормативности, обеспечивают смысловую полноту правовых нормативов, исключают двусмысленность в толковании правовых норм, что способствует единообразному, правильному применению действующего законодательства, установлению правопорядка в общественных отношениях"

Включение в законодательство понятия "экологическая информация" позволит решить также проблемы, связанные с совершенствованием и конкретизацией экологического и другого законодательства в части определения правового режима экологической информации, установления требований к экологической информации в целом и к сведениям, входящим в ее состав с учетом их специфических особенностей, уточнить положения, касающиеся ее оборота, защиты информационных и других экологических прав граждан и иных субъектов эколого-информационных отношений и т.д.[5]

 

Источники экологической информации

Доступ к  информации является одним из важных факторов осуществления права граждан  на получение информации. Особенно если это касается информации об окружающей среде.

В Конституции  РФ( гл.2,Статья 42) говориться, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Кто же будет  предоставлять такую  информацию? Данная функция находится у органов исполнительной власти.

Как эта информация доходит до населения, увы, крайне сложный  вопрос. Ведь закона, который бы регулировал  такое право, нет. Однако, стоит попытаться выяснить, откуда и как любой заинтересованный гражданин (или же юридическое лицо) может получить доступ к информации об окружающей среде, т.е. доступ к экологической информации.[1]

Виды и источники  экологической информации, по мнению М. М. Бринчука , литературе могут быть разделены на четыре группы:

  • нормативная информация об экологическом аудите и охране окружающей природной среды;
  • экологическая информация об объекте аудита;
  • информация о состоянии компонентов окружающей природной среды, находящихся в зоне возможного влияния аудируемого объекта.
  • информация, получаемая с сайтов компетентных на то органов.

Данные о  состоянии окружающей природной  среды содержат следующие документы, предусмотренные законодательством  РФ:

    1. государственные кадастры природных объектов и природных ресурсов (кадастр земельных ресурсов, кадастр природных водных объектов, кадастр лесных ресурсов, кадастр объектов животного мира, кадастр особо охраняемых природных территорий, кадастр полезных подземных ископаемых);
    2. Красная книга России и ее субъектов;
    3. Государственные программы по охране окружающей среды;
    4. Государственные регистры;
    5. Бюллетени социально-гигиенического мониторинга;
    6. Паспорта безопасности административно-территориальных единиц;
    7. Радиационно-гигиенические паспорта территорий.

Самый простой  источник-получение информации о  состоянии окружающей среды из интернета, с сайтов специализированных органов. Но, к сожалению, эта информация не всегда обновляется.

Вернёмся к  Конституции. Как уже говорилось выше, основу эколого-информационных отношений  составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст. 42).

Реализация  данного права обеспечивается следующими конституционными нормами. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.[1]

Согласно ст. 11 Закона об охране окружающей среды, граждане имеют право направлять обращения  в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным  лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Общественные  и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области  охраны окружающей среды, имеют право  обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан (ст. 12 Закона).[2]

Наиболее полно  информационная составляющая отражена в функциях государственного экологического управления. Это обусловлено значительной ролью информации в сфере государственного управления. Для осуществления управленческих функций в области природопользования и охраны окружающей среды органы исполнительной власти, с одной стороны, должны располагать экологической информацией.

При этом важно, чтобы характер и объем экологической  информации соответствовали возложенным  на них экологическим функциям, что  является одним из условий эффективности  государственного экологического управления.

 

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг - это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

Экологический мониторинг в РФ определен как  комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов  и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.

Основные положения  о мониторинге сформулированы в  Федеральном Законе «Об охране окружающей среды». Кроме того, положения о мониторинге имеются во всех природоресурсных и иных нормативных правовых актах. К примеру, органы санэпиднадзора обязаны проводить социально-гигиенический мониторинг, регулируемый Положением о санитарно-гигиеническом мониторинге.[6]

Кроме того, положения  об экологическом мониторинге содержатся в ряде иных федеральных законах, в частности "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 23), Водном кодексе РФ (ст. 78), Лесном кодексе РФ (ст. 69), "О  недрах" (ст. 36.1). Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает проведение социально-гигиенического мониторинга (ст. 45), включающего элементы экологического мониторинга.

В системе экологического мониторинга накапливается, систематизируется и анализируется информация:

  • о состоянии среды;
  • о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (то есть, об источниках воздействия);
  • о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
  • о существующих резервах биосферы.

Информация о работе Причины экологического неблагополучия