Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:47, контрольная работа
В современном обществе роль информации существенно возрастает во всех сферах общественного развития, в том числе экологической. Информационный фактор, усиливающийся в условиях глобализации, приводит к активному развитию эколого-информационных общественных отношений, которые возникают по поводу и в связи с экологической информацией.
Однако их правовое регулирование не является на сегодняшний день совершенным и эффективным, что неизбежно приводит к практическим проблемам, требующим осмысления и решения наукой экологического права.
К числу важнейших юридических вопросов, связанных с правовым регулированием эколого-информационных отношений, относятся понятие и значение экологической информации.
Введение …………………………………………………………………...3
Понятие и значение экологической информации .………….......……….5
Причины экологического неблагополучия ….......................…..…...…..13
Заключение ……………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………
Под экологическим мониторингом также следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во- вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает несколько основных процедур:
Субъекты экологического мониторинга - органы исполнитель¬ной власти РФ И субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.
Объекты экологического мониторинга - это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы;
Экологический мониторинг осуществляется в целях:
Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:
Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.
Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию: о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния; о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы.
Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.
Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации. Функция организации и осуществления государственного экологического мониторинга возложена на Министерство природных ресурсов РФ.
Мониторинг окружающей среды можно рассматривать в трех качествах: как одну из мер охраны окружающей среды, как функцию государственного управления и как правовой институт общей части экологического права. Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и правовой институт.[6]
Социально-гигиенический мониторинг
Социально-гигиенический
мониторинг представляет собой государственную
систему наблюдения, анализа, оценки
и прогноза состояния здоровья населения
и среды обитания человека, а также
определения причинно-
При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;
б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
в) установление
причин и выявление условий
г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.
На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Задачами социально-гигиенического мониторинга являются:
Мониторинг источников вредного воздействия
Мониторинг воздействия на окружающую среду - часть экологического мониторинга, многоцелевая информационная система, в задачи которой входит описание, наблюдение, оценка и прогноз источников воздействия на окружающую среду и отходов.
Источник воздействия на окружающую среду - ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду.
Основные источники воздействия на окружающую среду разделяются на:
В свою очередь различают стационарные и подвижные источники воздействия на окружающую среду. Положение подвижных источников в пространстве изменяется в рассматриваемый период их действия.
Стационарные источники выброса и сброса загрязняющих веществ делятся на организованные и неорганизованные (площадные, объемные), соответственно, источники, имеющие или не имеющие фиксированное устье.
Как организованные, так и неорганизованные источники воздействия на окружающую среду делятся на регулируемые и нерегулируемые.
К регулируемым источникам относятся те, для которых имеются необходимые методы и средства, позволяющие изменять их характеристики в заданном направлении, например, средства очистки сточных вод, отходящих газов, средства размещения и удаления отходов, методы и средства мониторинга воздействия и т.д.
Отходы - остатки сырья, материалов, некондиционные и побочные продукты, использованная и потерявшая свои первоначальные потребительские качества готовая продукция, размещаемые в определенных местах по определенным правилам, с последующим обязательным использованием, переработкой или ликвидацией, захоронением, в зависимости от источника образования различают отходы производства и отходы потребления.
Сами по себе отходы не являются источниками воздействия на окружающую среду, но образуют их в соответствии с используемой технологией размещения и удаления. В крайних случаях при неорганизованном размещении и захоронении характеристики отходов в целом могут рассматриваться как характеристики соответствующих источников воздействия на окружающую среду.
Организованное размещение отходов предполагает наличие необходимых технологических регламентов, разработанных по определенным требованиям. В свою очередь, неорганизованное размещение отходов не регламентируется и осуществляется с нарушением установленных норм и правил.
К основным направлениям деятельности мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов относятся:
Постоянное и все более стремительное ухудшение состояния природной среды под влиянием антропогенных факторов, которое сейчас может быть охарактеризовано как кризисное, является следствием необходимости удовлетворения человеческих потребностей индивидуального и общественного характера Непрерывное роста этих потребностей объясняется четырьмя глобальными причинами, характерными для современного общества.
Это - демографическая ситуация, несовершенство технологической деятельности, недостаточный уровень экологического образования и культуры людей, потребительская психология человека и общества.
Последние 10-15 лет характеризуются ухудшением здоровья населения России. Весьма наглядно это подтверждает статистика: ежегодно число аптек в городах увеличивается на 10-15%. Особенно сильное ухудшение здоровья населения (и в первую очередь - детей) наблюдается в экологически неблагополучных регионах и городах. В то же время такой резкий рост числа почти всех хронически неинфекционных заболеваний не может быть обусловлен только возрастанием экологического загрязнения.
Очевидно, действует целый комплекс факторов, в том числе и новых, характерных именно для современной России.[8]
В этой связи можно выделить восемь особенностей, касающихся сегодняшнего экологического неблагополучия и связанного с ним состояния здоровья населения.
Особенность первая - это усложнение экологической обстановки во всех крупных городах. Главная причина - это резкое увеличение - в 10 раз за 10 лет - количества автомобилей. Выбросы отработавших газов отечественных и особенно старых автомобилей имеют очень сложный и опасный для здоровья химический состав, они наиболее интенсивны в самых густонаселенных центральных частях наших городов и имеют низкую высоту, т.е. наиболее опасны для здоровья детского населения. Эти выбросы, и тем более в комбинации с выбросами теплоэлектростанций и промышленных предприятий дают сложнейшую смесь загрязняющих химических веществ. В этом-то вся и проблема, а не только в превышении санитарных норм или в какой-то экзотике
Вторая особенность. Главную опасность сегодня представляют не аварийные выбросы, а повсеместное "ползучее" загрязнение, в условиях которого проживает большая часть (85%) городского населения России.
Третья особенность. Наибольшую и все более возрастающую опасность для здоровья в индустриальных регионах России представляет загрязнение воздуха, а не продуктов питания. В этой связи так называемое "экологически чистое" питание не решает проблему экологической безопасности.