Причины экологического неблагополучия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе роль информации существенно возрастает во всех сферах общественного развития, в том числе экологической. Информационный фактор, усиливающийся в условиях глобализации, приводит к активному развитию эколого-информационных общественных отношений, которые возникают по поводу и в связи с экологической информацией.
Однако их правовое регулирование не является на сегодняшний день совершенным и эффективным, что неизбежно приводит к практическим проблемам, требующим осмысления и решения наукой экологического права.
К числу важнейших юридических вопросов, связанных с правовым регулированием эколого-информационных отношений, относятся понятие и значение экологической информации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...3
Понятие и значение экологической информации .………….......……….5
Причины экологического неблагополучия ….......................…..…...…..13
Заключение ……………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

ЭП 21 стр.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Четвёртая особенность. Большую часть химической нагрузки (не менее 90%) современный человек получает, находясь в помещении, а не на улице.

Сегодня большую  часть радиационной нагрузки почти  все мы получаем у себя дома. Эта  большая часть дозы всегда обусловлена вдыхаемым радиоактивным радоном, а вовсе не выбросами атомных станций или какими-то другими таинственными "радионуклидами".

Пятая особенность. Сегодня в экологически загрязненных регионах главную опасность и все более широкое распространение представляют вовсе не экологические. Это редкие, экзотические и неизвестные большинству из нас болезни. В эту группу экозависимых заболеваний входит большинство самых обычных болезней - сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, онкологических, заболеваний органов дыхания, эндокринной системы и других.

В условиях экологического загрязнения эти привычные болезни  появляются в более раннем возрасте, увеличивается их распространенность, они чаще переходят в хроническую  форму и с трудом поддаются  лечению.

Шестая  особенность. Наибольшее распространение сегодня получили экозависимые заболевания, обусловленные сочетанием экологического загрязнения и неполноценного питания. Кроме экологического загрязнения нас преследует и другая напасть.

За последние  сто лет человечество пережило еще и два пищевых переворота, причем большая часть населения их даже не заметила. Суть его в том, что белая мука и сахар стали продуктами массового, повседневного питания. А около 15 лет назад в России начался и продолжается посей день наш, российский переворот в питании, называемый диетологами углеводно-жировым сдвигом. Это одновременное снижение потребления полноценного белка и увеличение доли потребляемых углеводов и животных жиров; и все это в сочетании с дефицитом потребления пищевых волокон, а также витаминов и минеральных веществ.

Надо отметить, что сегодняшние дефекты питания  в России именно такие, которые в  максимальной степени способствуют усилению негативного влияния экологического загрязнения. Дефициты белка, пищевых  волокон, витаминов, минеральных веществ обусловливают биохимическую незащищенность организма по отношению к внешним негативным воздействиям, предрасположенность человека по отношению к экозависимым заболеваниям.

Седьмая особенность. К группам повышенного риска в отношении экозависимых заболеваний относятся прежде всего дети в возрасте до 6 лет. Для детского здоровья могут представлять опасность загрязняющие вещества даже в пределах санитарных норм. И для детских экозависимых заболеваний статистика совсем другая.

Восьмая особенность. Сегодня на государственном уровне признается невозможность радикального централизованного решения экологических проблем России в ближайшие годы. Нормальная экологическая обстановка - это роскошь, которую могут позволить себе лишь богатые страны.

Поэтому современная  государственная политика направлена в основном на снижение темпов роста  экологического загрязнения и, главным  образом - на компенсационные методы защиты здоровья населения, включающие использование продуктов лечебно-профилактического назначения.

Что же следует  из вышеуказанных восьми особенностей современной экологической обстановки в России? Очевидно, что проблема загрязнения окружающей среды требует  улучшения управления качеством  окружающей среды, природоохранных  мер.[8]

Виды  зон экологического неблагополучия

Участки территории России с неблагоприятной окружающей средой можно рассматривать в  качестве специфической разновидности  особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, с правовой точки зрения под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей территории которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Эти территории относятся к зонам экологического неблагополучия и в свою очередь подразделяются на зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

Факторы возникновения  экологически неблагополучной ситуации на определенной территории могут быть различными по своему характеру. Это может быть длительное устойчивое отрицательное воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую природную среду, в результате которого произошло глубокое изменение состояния окружающей природной среды и ухудшение здоровья населения.[11]

Чрезвычайная  экологическая ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Зонами  экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия различаются в зависимости  от степени ухудшения состояния  окружающей природной среды и  здоровья населения.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации могут быть объявлены участки территории РФ, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

В зонах экологического бедствия уже произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения (что выражается в увеличении необратимых, несовместимых с жизнью нарушений здоровья, в изменении структуры причин смерти и в появлении специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей природной среды), нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических экосистем, деградацию флоры и фауны, потерю генофонда.

По результатам  мониторинга загрязнения природной среды, состояния природных ресурсов и состояния здоровья населения проводится оценка экологической обстановки в каждом конкретном регионе. В России к зонам экологического бедствия относятся Красноярский край (Норильск), Средний Урал (Нижний Тагил), Челябинск, Магнитогорск, Новокузнецк. Липецк, Череповец.

В этих городах  загрязнение окружающей среды обусловлено  колоссальной эмиссией ксенобиотиков  металлургическими заводами. По показателям  загрязнения воздуха автотранспортом  первое место принадлежит Москве, за которой следуют Санкт-Петербург. Краснодар. Омск.

Так, для оценки состояния территории по выявлению  зон экологического бедствия или  чрезвычайных экологических ситуаций Минприроды России утвердило «критерии  для выявления зон чрезвычайной экологической обстановки и зон экологического бедствия».

В соответствии с этими критериями экологическая  обстановка классифицируется по возрастанию  степени экологического неблагополучия следующим образом: относительно удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная (или зона чрезвычайной экологической ситуации), катастрофическая (или зона экологического бедствия).

Выделяют три  группы критериев для оценки экологической  ситуации. Эти критерии характеризуют  окружающую природную среду, здоровье населения, естественные экосистемы.[11]

Зоны  чрезвычайной ситуации природного и  техногенного характера.

Чрезвычайная  ситуация – обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, или иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинения вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей;

Зона  ЧС – территория, на которой возникла ЧС.

Ликвидация  ЧС – аварийно–спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья  людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь, а также  на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Классификация ЧС – разделение ЧС на классы, группы и виды в зависимости от сферы их возникновения, характера явлений и процессов, масштаба возможных последствий и других факторов.

Классификационный признак ЧС – техническая или иная характеристика аварийной ситуации, которая позволяет идентифицировать ее как чрезвычайную и однозначно отнести к тому или иному классу, группе и виду.

Пороговое значение классификационного признака ЧС - определенное значение технической или другой характеристики конкретной аварийной ситуации, превышение которого относит ситуацию к уровню «чрезвычайной», а также определяет уровень ЧС.

 Порядок классификации ЧС

По сфере  возникновения ЧС подразделяются на:

1. Техногенные (производственные).

2. Природные 

3. Экологические  (загрязнения окружающей среды).

 Общими признаками ЧС являются:

  • наличие или угроза гибели людей или значительное нарушение условий их жизнедеятельности;
  • причинение экономического ущерба;
  • значительное ухудшение окружающей среды.[11]

Классификация ЧС, по масштабам распространения, подразделяются на пять уровней: локальные, местные, региональные, республиканские, трансграничные.

Границы зон  ЧС определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации ЧС и по согласованию с республиканским органом государственного управления по ЧС и местными исполнительными и распорядительными органами.

Ликвидация  чс осуществляется:

1. ЛОКАЛЬНЫХ ЧС – силами и средствами организаций.

2. МЕСТНЫХ и РЕГИОНАЛЬНЫХ ЧС – силами и средствами местных исполнительных и распорядительных органов.

3. РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЧС - силами и средствами республиканских органов государственного управления.

При недостатке собственных сил и средств для ликвидации местных и региональных ЧС соответствующая комиссия ЧС могут обращаться за помощью в вышестоящие комиссии ЧС.

При необходимости  Совет Министров РФ обращается в  установленном порядке с просьбой о применении сил и средств  Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий ЧС.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные  Силы РФ, части ГО и другие воинские формирования в соответствии с законодательством  РФ.

В установлении уровня ЧС последовательно рассматриваются  три группы факторов:

  • Территориальное распространение.
  • Размер причиненных (ожидаемых) экономических убытков и человеческих жертв.
  • Классификационные признаки ЧС (класс, группа, вид).[11]

 

Заключение

В многочисленных юридических работах последних  десятилетий прослеживается связь результативности экологической деятельности исполнительных органов, общественности с открытостью экологической информации и реализацией прав граждан на участие в природоохранном управлении и благоприятную среду.

В области реализации экологических прав действуют общие (вытекающие из законодательства об информации, о государственной тайне и т.п.) и специфические (природоохранные, природоресурсные) информационные требования. Предусмотренные в природоохранном, природоресурсном, административном и ином законодательстве РФ предписания об информации развивают основные принципы российского законодательства и служат основательной правовой базой для реализации экологических прав, для формирования благоприятных природных условий жизни граждан.

За последнее десятилетие создана разветвленная нормативно-правовая база информационного обеспечения экологических общественных отношений.

Согласно федеральному законодательству об информации запрещено  относить к информации с ограниченным доступом, в частности, документы, содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

Охрана  природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной.

Снова и снова  мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас  считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако воздействие  человека на окружающую среду приняло  угрожающие масштабы. Чтобы в корне  улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия.

Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

Информация о работе Причины экологического неблагополучия