Система источников экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Российская Федерация является самым крупным по территории государством мира. Оно занимает площадь 1709,6 млн. гектаров суши Восточной Европы и Северной Азии. Почти 90 процентов этой площади составляют земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения. Природные ресурсы России интенсивно эксплуатируются для нужд населения и разнообразных отраслей экономики. В связи увеличением антропогенной нагрузки, кризисного экологического состоянии некоторых регионов России, возрастает роль экологического права.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, виды источников экологического права
2. Классификация источников экологического права
2.1 Классификация источников экологического права по юридической силе
2.2 Классификация источников экологического права по предмету регулирования
2.3 Классификация источников экологического права по направленности правового регулирования
3. Основные источники экологического права
3.1 Конституция Российской Федерации
3.2 Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды
3.3 Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств в системе источников права окружающей среды
3.4 Судебные решения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 40.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Понятие, виды источников экологического права

2. Классификация источников экологического права

2.1 Классификация источников экологического права по юридической силе

2.2 Классификация источников экологического  права по предмету регулирования

2.3 Классификация источников экологического  права по направленности правового регулирования

3. Основные источники экологического права

3.1 Конституция  Российской Федерации

3.2 Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды

3.3 Нормативные  правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и  ведомств в системе источников  права окружающей среды

3.4 Судебные решения

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Российская  Федерация является самым крупным  по территории государством мира. Оно  занимает площадь 1709,6 млн. гектаров суши Восточной Европы и Северной Азии. Почти 90 процентов этой площади составляют земли лесного фонда и сельскохозяйственного  назначения. Природные ресурсы России интенсивно эксплуатируются для  нужд населения и разнообразных  отраслей экономики. В связи увеличением  антропогенной нагрузки, кризисного экологического состоянии некоторых регионов России, возрастает роль экологического права. Изучение экологического права сегодня весьма актуальная тема, а базовая основа любой отрасли права - это его источники, являющиеся важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права, включающей многочисленные нормативные акты, регулирующие использование и охрану окружающей природной среды1.

Наличие развитой системы источников права  окружающей среды – существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную  отрасль в системе российского  права.

Под источниками  права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме2.

 

1. Понятие, виды источников экологического права

 

Источники права образуют многоуровневую систему, включающую нормативно-правовые акты, нормативные договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты.

Не все  эти источники права действуют  одновременно и с одной силой  — на их действие влияют специфические  черты правовых систем той или  иной страны особенности национального  права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции. Для  России характерно главенствование  нормативных актов в большинстве  отраслей права, но в последнее время, и прежде всего в области охраны среды, начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи3.

В ряде других стран приоритетное значение имеет  судебный прецедент, т. е. судебное решение, фактически используемое в качестве образца при аналогичных обстоятельствах (Англия, США, Канада, Австралия). В этих и некоторых других англоязычных странах публикуются подробные  судебные отчеты и судебные решения, они вводятся в компьютерную базу данных, откуда юристы могут почерпнуть информацию о предыдущей судебной практике. Исторически это было обусловлено  тем, что в борьбе королей с  парламентом суды относились к прерогативе  королей и путем провозглашения и использования судебного прецедента суды получали соответствующую независимость  и свободу от законов, принимаемых  парламентом.

Распространенным  считается мнение о том, что России не известен судебный прецедент ввиду  отсутствия обязательности одних судебных решений для остальных судов. Такая точка зрения оправданна в  том смысле, что прецедентного  права в общепринятом понимании  в России действительно нет. Однако существует авторитет решений одних  судов для других — решения судов субъектов Российской Федерации по конкретным и кассационным делам нередко публикуются и, как правило, учитываются нижестоящими судами. Кроме того, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, определения их Коллегий являются обязательными для остальных судов. Таким образом, и в России судебный прецедент занимает хотя и ограниченное, но определенное место.

Доктрина получала отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были эмулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит заключения древних и современных толкователей религиозных текстов Корана — священной книги, речи и заповеди Аллаха, и Сунны — сборника жизнеописания пророка Мухаммеда.

С учетом распространения мусульманской  религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует  игнорировать, тем более в области справедливой организации использования природных ресурсов, воспитания надлежащего к ним отношения.

Что же касается воззрений, идей и доктрин российских юристов, то последние десятилетия  им должного значения не придавалось, их назначение виделось в обслуживании воли высших должностных лиц, в чем  отдельные граждане достаточно преуспели. Однако аргументированные, научно обоснованные мнения авторитетных ученых принимаются  во внимание при рассмотрении дел  в Конституционном Суде РФ, в общих  и арбитражных судах, Имеются  примеры использования в судах  и при вынесении решений доводов, изложенных в научно-практических комментариях и пособиях4.

2. Классификация источников экологического права

 

Источники экологического права классифицируются по некоторым основаниям:

 

2.1 Классификация  источников экологического права  по юридической силе

 

1. По юридической силе все источники подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы  как источники экологического права  представляют собой нормативные  акты, принимаемые представительным и законодательным органом РФ - Федеральным Собранием, состоящим  из двух палат - Совета Федерации и  Государственной Думы.

Среди законов  можно выделить федеральные законы, занимающие верховное место среди  нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию  экологического законодательства. К  числу федеральных законов относят прежде всего Конституцию РФ, федеральные конституционные законы (так, Закон о статусе депутатов регламентирует реализацию депутатами конституционных положений, направленных на реализацию экологического благополучия в стране); иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных, которые регулируют отдельные аспекты природопользования. Например, Законом о животном мире предусмотрены меры по взаимодействию общества с миром дикой фауны и т.п.

Федеральный закон РФ от 21 июля 1994 г. "О Конституционном  Суде РФ" обеспечивает механизм действия законодательства конституционного уровня. Конституционность нормативно-правового  акта проявляется с позиций:

а) содержания правовых норм в данном нормативном  акте. Например, если права граждан  и организаций в эколого-правовом акте ущемлены вопреки установленным  Конституционным положениям, то такой  эколого-правовой акт может быть признан не соответствующим Конституции  РФ;

б) формы  нормативно-правового акта. Так, если вместо постановления как формы  принятия нормативно-правового акта, установленной законом, был издан  приказ, то есть форма, не предусмотренная  законом, то такой акт может быть признан неконституционным;

в) порядка  принятия нормативно-правового акта, введения его в действие и опубликования. Например, нельзя считать конституционным  такой нормативный акт, который  не был опубликован и доведен  до исполнителей;

г) установленной  Конституцией РФ компетенции между  федеральными органами государственной  власти. Например, если Государственная  Дума Федерального Собрания РФ примет эколого-правовой акт без одобрения  Совета Федерации, будет явное нарушение  разграничения компетенции между  этими органами;

д) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иным договором о разграничении предметов ведения. Например, признается неконституционным нормативно-правовой акт, который принимается органами власти субъектов РФ, в то время как его принятие отнесено только к компетенции федеральных органов государственной власти.

Подзаконные нормативные акты как источники  экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами  республик РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, а также иными  органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

2.2 Классификация  источников экологического права  по предмету регулирования

 

По предмету регулирования все источники профессор Ерофеев классифицирует на общие и специальные5.

Общие источники  характерны тем, что предмет их регулирования  охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся  к сфере экологии. Например, Конституция  РФ регулирует не только экологические  отношения, но и гражданские, жилищные, семейные и прочие отношения.

Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют предметом регулирования  только экологические общественные отношения.

 

2.3 Классификация  источников экологического права  по направленности правового регулирования

 

По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные  источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу тех  или иных природных объектов. Например, таковыми являются отношения по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку  и т.п.

Процессуальные  источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения природопользования, являются формой его обеспечения. Так, для получения земельного участка в пользование законом предусмотрена процедура обращения в местные органы исполнительной власти, оформления землеустроительных документов, выбора места отвода, согласования места отвода участка с заинтересованными лицами и т.п.

3. Основные источники  экологического права

3.1 Конституция  Российской Федерации

 

Одной из групп, входящих в систему конституционных  основ, являются гуманитарные нормы. 6. Этими нормами за гражданами РФ закрепляются определенные права и обязанности. Так, например, ст. 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В то же время Конституцией РФ за каждым гражданином закреплена обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам7.

Вторую  группу составляют природоресурсные нормы, которыми установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Конституционные основы охраны окружающей среды включают также группу норм, определяющих компетенцию  высших органов государственной  власти. Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека, в том числе экологических; федеральную собственность, В том числе на природные ресурсы; установление основ федеральной и экологической политики; определение статуса и зашиты территориального моря, воздушного -пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, метеорологическую службу, стандарты, эталоны, метрическую систему и исчисление времени; геодезию и картографию; наименования географических объектов. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Информация о работе Система источников экологического права