Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:48, курсовая работа
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, законом «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено право каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Система экологических стандартов и нормативов позволяет в целях охраны человека и его здоровья, государству регулировать воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также обеспечивать гарантии сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом необходимо отметить всю важность системы и правового закрепления в праве.
Введение: 2
Глава 1. 4
1.1. Нормирование и стандартизация, как основная правовая мера рационального природопользования и охраны окружающей среды 4
1.2. Система экологических нормативов 7
1.2.1. Нормативы качества окружающей среды 7
1.2.2. Нормативы допустимого воздействия на состояние окружающей среды 13
1.2.3. Нормативы использования природных ресурсов 16
Глава 2 20
2.1. Нормирование санитарных и защитных зон 20
2.1.1. Санитарно-защитные зоны, зоны ядерных объектов и зоны наблюдения 20
2.1.2. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны 24
2.2. Экологические стандарты 25
Заключение: 33
Список используемой литературы: 35
Источники: 36
Указанный орган также обеспечивает осуществление стандартизации в соответствии с общими принципами, едиными для всех видов стандартов: добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Работу по стандартизации организует специально уполномоченный орган - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.18 Российские государственные экологические стандарты разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требованиями международных стандартов. Примером тому могут служить вводимые в России международные стандарты серии ИСО 14000. Заметим, что пересмотр международных стандартов осуществляется каждые пять лет с учетом изменяющихся условий среды обитания человека, влияния техногенного фактора на окружающую среду, завершения научно-исследовательских работ в области нормирования требования и контроля качества. Подобный подход заслуживает уважения, поскольку только так возможно добиться эффективного действия системы стандартизации. Примером государственного экологического стандарта может служить ГОСТ Р 12.1.052-97 "Паспорт безопасности вещества (материала)", требования которого являются обязательными. Однако можно назвать массу примеров, когда в хозяйственный оборот и в биологический цикл вводятся новые вещества (материалы), не имеющие такого паспорта, но иногда включаемые в различные технические условия (ТУ), регламенты, перечни, утверждаемые различными ведомствами. К примеру, в нефтедобыче применяются около 20% химических веществ, не имеющих утвержденных предельно допустимых концентраций (ПДК) или иных нормативов влияния на окружающую среду. Из этого следует, что в России существуют проблемы игнорирования требований обязательных стандартов и ведомственная разобщенность в государственном контроле за их реализацией.
Основным контролирующим органом в сфере стандартизации и сертификации является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и очевидно, что этот орган не справляется с контролем за соблюдением стандартов экологической безопасности. Природоохранные же органы не имеют практики проведения совместных с Госстандартом России проверок и использования составов правонарушений, указанных в стандартах. Сфера применения Закона о техническом регулировании включает в себя также регулирование правоотношений в области разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Таким образом, она включает в себя не только весь жизненный цикл продукции согласно ГОСТ Р ИСО 14041-2000, но и процессы ее производства. Причем, как и в актах ЕС, первостепенное значение уделяется безопасности продукции и процессов производства.
Обязательные требования будут регламентироваться Техническими регламентами, которые будут утверждаться федеральными законами в целях помимо прочего защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.
В мировой практике нет единого понимания экологических стандартов и нормативов, их сущности, значения для охраны окружающей среды и в науке экологического права. Некоторые ученые ставят знак равенства между экологическими стандартами, стандартами качества окружающей среды и предельно допустимыми нормативами состояния окружающей среды19 . Данную точку зрения разделяет Бринчук М.М.: «нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде (воде, атмосферном воздухе, почве) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее также иногда рассматриваются в качестве разновидности экологических стандартов., Аналогами таких нормативов в ряде зарубежных стран (США, Япония и др.) являются именно стандарты – стандарты качества воздуха (air quality standards), стандарты качества воды (water quality standards), стандарты шума (noise standards) и др.»20
Однако Крассов О.И. придерживается позиции, четко разграничивающей данные категории, но одновременно тесно взаимосвязанные: «стандарты на технику, технологии, материалы и вещества являются средством выполнения нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду»21.
Правовой статус стандартам в рассматриваемой сфере придает Дубовик О.Л., отнеся «стандарты, поскольку в них, как и в подзаконных актах, содержатся обязательные требования, к источникам экологического права».. Действительно, отмечает Колбасов О.С., - стандарты входят в систему права, занимают собственное место в иерархии правовых актов, отличаясь как от законодательных, так и от подзаконных актов.22
Несмотря на то что экологическому праву в нашем государстве уделяют не так много внимания, ставя его на вторые и даже третьи по приоритету места, законодательный базис за последние 20 лет заметно обновился. Проблема заключается в практике применения этих самых норм, а именно защита путём применения санкций А.П. и У.П., т.е. с одной стороны мы имеем огромнейшую правовую основу, а с другой практически нулевую реализацию этих самых норм.
1 Закон Российской Федерации от 12 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 28 сентября 2010 г.) "О техническом регулировании" Ст. 11 // СЗ РФ. № 52 (ч. 1). Ст. 5140
2 Закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 28 сентября 2010 г.) " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Ст. 37 // СЗ РФ. № 14. Ст. 1650
3 Неrтаn Daly. Toward Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P. 1-6.
4 Сборник нормативных актов по охране природы. М., 1978.
5 Закон Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 96 (ред. от 15 января 2010 г.) "Об охране атмосферного воздуха" Ст. 12// СЗ РФ. N 18. Ст. 2222
6 Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 декабря 2010 г.) "Об охране окружающей среды" Ст. 21// СЗ РФ. N 29. Ст. 2948
7 Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 декабря 2010 г.) "Об охране окружающей среды" Ст. 22// СЗ РФ. N 29. Ст. 2948
8 Рябов, А.А. Нормирование качества окружающей природной среды / А.А. Рябов // Вестник ТИСБИ. - 2004. - №3
9 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 января 2004 г. N КА-А40/10998-03 // СПС "ГАРАНТ".
10 Herman Daly. Toword Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P. 1-6.
11 Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 декабря 2010 г.) "Об охране окружающей среды" Ст. 26// СЗ РФ. N 29. Ст. 2948
12 Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 (ред. от 8 августа 2001 г. ) "О недрах" от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Ст. 35// СЗ РФ. N 10. Ст. 823
13 Закон Российской Федерации от 22 марта 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 11 ноября 2003 г.) "О животном мире" Ст. 17// СЗ РФ. N 17. Ст. 1462
14 Закон Российской Федерации от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.) " О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах " Ст. 16// СЗ РФ. N 9. Ст. 713
15 Закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 1 мая 2007 г.) " О техническом регулировании" Ст. 2// СЗ РФ. N 23. Ст. 2234
16 Закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 1 мая 2007 г.) " О техническом регулировании" Ст. 11// СЗ РФ. N 23. Ст. 2234
17 Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 (ред. от 12 августа 2009 г.) "О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367; 2009. N 33. Ст. 4088.
18 Постановление Правительства РФ от 17 июля 2004 г. N 294 (ред. от 12 августа 2009 г.) "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" // СЗ РФ. N 25. Ст. 2575; 2009. N 33. Ст. 4088
19 Федцев В.Г., Дрягилев Л.А. Экология и экономика природопользования. - М.: 2002. - С. 232.
20 Бринчук М.М Экологическое право (право окружающей среды). - М.: 1998. - С. 688.
21 Крассов О.И. Экологическое право. – М.: 2001. - С. 768
22 Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: 2006. - С. 688
Информация о работе Система стандартов и нормативов в экологическом праве