Социальное предназначение экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:21, реферат

Описание работы

Факт существования сегодня юриспруденции не вызывает сомнений, и по этому поводу не ведутся научные споры. Однако, не смотря на это, до сих пор не существует ответа на вопрос: что же есть право, какова его природа? Многообразие правовых теорий можно объяснить следующими причинами:
.право не универсально как принцип социальной организации;
.в основе правовых теорий лежат различные методы научного познания;
.во всех правовых теориях обнаруживаются идеологические начала.

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 54.68 Кб (Скачать файл)

Все правонарушения, не предусмотренные  уголовным законодательством, относятся  к категории проступков. Проступки  имеют меньшую степень общественной опасности, нежели преступления. В зависимости  от сферы общественной жизни, в которой  они совершаются, характер наносимого вреда, особенностей наказаний за их совершение, проступки подразделяются на административные, дисциплинарные, гражданские правонарушения.

Признаком правонарушения является наличие  вины. Степень вины лица, совершившего правонарушение, определяется в зависимости  от того, предвидело ли оно социально  вредные последствия своего проступка. Вина выступает в двух формах - умысел и неосторожность. Умысел имеет место  тогда, когда лицо предвидело и сознательно  желало (или допускало) наступления  общественно - опасных последствий  своего деяния. Неосторожность выражается в том, что лицо предвидело наступление  общественно - опасных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть.

За совершенные правонарушения отвечают только дееспособные лица. Недееспособные (малолетние и душевнобольные) не могут  осознать характер своих действий и  поэтому не несут ответственности  за совершенные правонарушения.

Рассмотренные общие признаки правонарушений позволяют их отграничить от других видов отклоняющегося (антисоциального) поведения: аморальных поступков, алкоголизма, наркомании.

Объект правонарушения - то, на что направлено деяние, нарушающее ту или иную правовую норму. Например, объектом в таком уголовном правонарушении, как убийство, является жизнь человека.

Объективную сторону состава правонарушения характеризуют: противоправное деяние; его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними.

К субъективной стороне правонарушения относятся вина (т.е. психическое отношение к содеянному), мотивы и цели совершенного деяния.

Субъектами правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица. В некоторых случаях (например, в уголовном праве) субъектом правонарушения может быть только физическое лицо.

За совершение правонарушения (при  наличии всех элементов его состава) наступает юридическая ответственность. Юридическая ответственность означает реализацию установленных в нормах права санкций, предусматривающих  неблагоприятные последствия для  правонарушителей. Основными целями юридической ответственности являются охрана правопорядка, воспитание граждан  в духе честного, уважительного отношения  к законам, предупреждение правонарушений. Достижению указанных целей служат следующие основные принципы осуществления  юридической ответственности:

ответственность только за поведение, но не за мысли;

законность;

справедливость;

неотвратимость;

целесообразность;

быстрота наступления ответственности.

В зависимости от характера совершенного правонарушения выделяют следующие  виды юридической ответственности:

гражданско-правовую, материальную ответственность  рабочих и служащих;

дисциплинарную ответственность;

административную ответственность;

уголовную ответственность.

 

Назначение и  функции права

Говоря о понятии и  сущности права, нельзя не остановиться и на таких вопросах, как социальное назначение и функции права. Уяснение этих вопросов позволяет понять, почему существует право и какую роль оно играет в общественной жизни. Выше уже не раз отмечалось, что  право - это регулятор общественных отношений. Собственно говоря, в этом и заключается социальное назначение права. Общественная жизнь требует урегулированности и порядка. Без этого общество просто не в состоянии существовать и нормально функционировать.

Урегулированность и порядок  на протяжении всей истории человеческого  общества поддерживались различными социальными  нормами. Сначала это были обычаи. Затем по мере усложнения общественной жизни появляются и другие социальные регуляторы - мораль, корпоративные  нормы и т.д. С возникновением государства появляется позитивное право. Государство, придя на смену  родоплеменной организации общества и став органом социального управления, перестает довольствоваться теми нормами, которые сложились до его появления. Стремясь подчинить своему влиянию  общественную жизнь, оно создает  собственный регулятор общественных отношений - позитивное право, вначале  приспосабливая для этого отдельные  обычаи, а затем устанавливая и  собственные правила поведения.

Итак, назначение права (позитивного  права) состоит в том, чтобы определенным образом, как правило, в интересах  государства, регулировать общественные отношения и создавать необходимый  в обществе порядок.

В ряде современных учебников  и учебных пособий по теории государства  и права можно встретить высказывания о том, что социальное назначение права состоит в обеспечении  свободы, утверждении в обществе начал справедливости, в создании необходимых условий для реализации прав граждан и нормального существования  гражданского общества в целом. «Ничего  не имея против этого (в принципе так  оно и должно быть), хочу лишь заметить, что такого рода высказывания относятся  по большей части к современным  демократическим правовым системам, а также к праву будущего, которое  со временем станет выразителем и  обеспечителем общечеловеческих идеалов  и ценностей. Однако подобные высказывания нельзя распространить на многие правовые системы прошлого, тем более на правовые системы недемократических  государств».

Назначение позитивного  права не следует отождествлять  с его ролью в жизни общества (такое отождествление иногда допускается). Роль позитивного права не сводится только к регулированию общественных отношений. Регулирование общественных отношений - это главное, что характеризует  роль позитивного права в обществе. Вместе с тем позитивное право  способно, например, быть критерием  оценки поведения людей или являться носителем информации.

Роль позитивного права  в общественной жизни, в том числе  и его социальное назначение, проявляется  в его функциях. Функции права - это определенные направления воздействия  позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права, его назначение и роль в общественной жизни. Исходя из этого, можно отметить следующее:

1.Функции позитивного  права - это определенные направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом. Каждая функция права представляет собой своеобразный «вектор» воздействия права на общественные отношения или общество в целом. Это может быть как регулирующее, так и какое-либо иное воздействие. В этой связи едва ли можно согласиться с определениями, в которых под функциями права понимаются только основные направления и только регулирующего (юридического) воздействия права на общественные отношения.

2.Функции позитивного  права - это такие направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом, в которых, так или иначе, проявляется сущность права (позитивного). Сущность права как бы является в его функциях, выходит через них из глубины на поверхность. Особенно это касается основных функций права, выражающих его роль как регулятора общественных отношений. Анализируя основные функции той или иной конкретной правовой системы, мы можем выявить сущность позитивного права, составляющего основу этой правовой системы.

3.Функции позитивного  права - это направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляется также социальное назначение и роль права в общественной жизни. Иными словами, функции права позволяют в развернутом виде раскрыть и охарактеризовать как назначение позитивного права, т.е. его служебную роль, так и роль позитивного права в общественной жизни вообще, т.е. его обще-социальную роль.

Рассматривая вопрос о функциях позитивного права, необходимо обратить внимание и на их классификацию. Чаще всего функции права подразделяют на обще-социальные и собственно юридические. К обще-социальным обычно относят  такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые  другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой  выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается, что обще-социальные функции выражают воздействие права на различные  сферы общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в  единстве с другими социальными  институтами и прежде всего с  государством. Отсюда принято считать, что обще-социальные функции права  совпадают с функциями государства. Собственно же юридические функции  рассматриваются в качестве таких  направлений воздействия права, которые выражают его специфику  как регулятора общественных отношений.

Не вдаваясь в подробный анализ данной классификации, отметим лишь, что деление функций права  на обще-социальные и собственно юридические  вполне приемлемо, однако основание  такого деления должно быть иным. Выше было отмечено, что при помощи функций  можно раскрыть и охарактеризовать как обще-социальную, так и служебную  роль позитивного права. Вследствие этого функции права можно  рассматривать с широких, обще-социальных и с узких, собственно юридических позиций. Функции права, выражающие его обще-социальную роль, должны рассматриваться с широких позиций и именоваться обще-социальными функциями. К ним, следует отнести регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную функции.

Регулятивная функциявыражается  в том, что право регулирует, упорядочивает  общественные отношения, является, как  и все другие социальные нормы, регулятором  общественных отношений.

Оценочная функция проявляется  в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает  и поведение их участников. Нормы  права, дозволяя одни поступки людей  и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные  для государства и общества.

Воспитательная функция связана  с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает  в качестве образца, своеобразного  эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут  или должны вести себя в той  или иной ситуации.

Обладая формальной определенностью, позитивное право способно выполнять  и информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепления  их в различных официальных документах приобретают письменную форму и  становятся источниками информации. Прежде всего, они информируют людей  о том, как осуществляется правовое регулирование тех или иных отношений  и каким должно или может быть поведение участников этих отношений.

Наконец, трансляционная функция состоит  в том, что, право, накапливая в своем  содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает (транслирует) все это участникам существующих общественных отношений, а также будущим поколениям людей.

Следует заметить, что подобные функции  осуществляются и многими другими  социальными нормами. В этой связи  обще-социальные функции права мало, чем отличаются от аналогичных функций  других социальных норм.

Функции права, выражающие его служебную  роль, социальное назначение, должны рассматриваться  с узких позиций и именоваться  собственно юридическими функциями. Эти  функции позволяют более детально раскрыть и охарактеризовать одну из обще-социальных функций права - регулятивную. Эта функция, будучи главной, поскольку  выражает социальное назначение права, распадается на несколько самостоятельных  функций, которые можно рассматривать  в качестве определенных направлений регулирующего воздействия права на общественные отношения, т.е. собственно юридических функций.

Собственно юридические функции  права, как уже было отмечено, обычно подразделяют на регулятивную (статическую  и динамическую) и охранительную. Такое наименование данных функций  права прочно утвердилось в отечественной  теории государства и права и  практически никем не оспаривается. В то же время не следует забывать, что и статическая регулятивная, и динамическая регулятивная, и охранительная  функции - это определенные направления  одной, единой обще-социальной функции  права - регулятивной. Поэтому все  эти три функции, так или иначе, являются регулятивными функциями  права, хотя и выполняют различную  нагрузку в процессе правового регулирования  общественных отношений. Статическая  регулятивная функция проявляется  в том, что право закрепляет в  своих нормах те общественные отношения, которые государство желает урегулировать. Вместе с этими отношениями в  нормах закрепляется и весь основной порядок (режим) их регулирования (например, круг возможных участников этих отношений, их юридические права и обязанности, меры юридической ответственности, которые могут быть возложены  на правонарушителей и т.д. и т.п.). Динамическая регулятивная функция  говорит о функционировании, действии правовых норм. Нормы права после  их установления начинают действовать  и упорядочивать конкретные отношения, т.е. приводить их в соответствие с тем порядком, который закреплен  в нормах права. И охранительная  функция права выражается в том, что право охраняет регулируемые общественные отношения, предусматривая в своих нормах меры защиты нарушенных прав и свобод, меры юридической  ответственности за противоправное поведение, порядок возложения ответственности  на правонарушителей и т.п.

Учитывая, что регулятивная статическая, регулятивная динамическая и охранительная  функции - это всё регулятивные функции  права, можно предположить, что наименование первых двух функций регулятивными  является не вполне корректным. В этой связи представляется более целесообразным регулятивную статическую функцию  именовать конститутивной или закрепительной, а регулятивную динамическую - собственно регулятивной.

Функции права можно классифицировать и по другим основаниям. Как и  функции государства, их можно подразделять с учетом значимости, сферы распространения, продолжительности осуществления, сфер общественной жизни.

С учетом значимости их можно подразделить на основные и неосновные. К основным функциям права следует отнести  регулятивную функцию в целом  и те основные направления, правового  воздействия, которые из нее вытекают и из которых складываются собственно юридические функции.

Информация о работе Социальное предназначение экологического права