Современное экологическое состояние РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Для сокращения неопрaвдaнного разрушения потенциaлa природной среды необходимо мaксимaльное сближение покaзaтелей финaнсово-экономической эффективности и экологической безопасности любых видов деятельности. Принципиальная возможность такого совмещения связана с высокой коррелированностью покaзaтелей экономической продуктивности земель и устойчивости, существующих в таких условиях природных экосистем, что позволяет использовать земельные и рентные налоги в экологических целях. Система дифференциации государством, субъектами Федерации и городскими муниципaлитетaми ставок земельных налогов с учетом не только aгропроизводственных, инфраструктурных, но и экологических критериев, способна обеспечить сжимание площадей, зaнимaемых производителями в основном за счет откaзa от использования малопродуктивных или необустроенных инфраструктурой участков.

Содержание работы

Введение. 4
1. Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку 7
2. Экологические проблемы урбанизированных территорий 13
3. Очаги острого экологического неблагополучия 18
4. Особо охраняемые территории - экологический потенциал страны 20
5. Нормативно-правовые основы экологической политики 23
5. Органы управления природоохранной деятельностью 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

экологическое право (контрольная).docx

— 67.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

4. Особо охраняемые территории - экологический потенциал страны

 

Одним из национальных достояний  России являются охраняемые территории. В настоящее время в России существует 98 заповедников (в том числе 21 биосферный), 33 национальных парка, 9 природных парков, 66 природных заказников федерального значения и около 1600 - регионального значения, 31 памятник природы федерального значения и более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения, 11 объектов Всемирного Наследия, 88 музеев-заповедников, а также охраняемые объекты ландшафтной архитектуры, лечебные местности и курорты, где также ограничивается и регулируется природопользование. Площадь сухопутной части заповедников и национальных парков составляет около 331 тыс. км2 (1,93% территории России).

Охраняемые территории имеют  важнейшее значение для сохранения биоразнообразия, стабилизации потоков вещества и энергии в биосфере, проведения научных исследований, развития образования и культуры, рекреационной деятельности и туризма. В Красную книгу внесено 553 вида растений и 415 видов животных.

Из 135 государственных природных  заповедников и национальных парков 34 имеют статус биосферных, их общая  площадь составляет 12,3 миллиона гектаров.

Россия обладает уникальными  и ценнейшими для всей планеты  сохранившимися девственными территориями, разнообразием экосистем, природных  ландшафтов. Почти половина всего  материкового пространства страны не затронута экономической деятельностью. Это составляет примерно треть дикой  природной территории мира (не считая Антарктики).

С проблемой сохранения биоразнообразия тесным образом связано создание и функционирование особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Именно на этих территориях возможно сохранение редких видов, уникальных природных объектов и т.д. Сейчас российскими заповедниками охраняется 35 (75%) видов млекопитающих, 84 (82%) птиц, 2 (50%) амфибий, 4 (36%) рептилий, занесенных в Красную книгу.

ООПТ - это объекты общенационального  достояния, где располагаются природные  комплексы и объекты, которые  имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное  и оздоровительное значение, решениями  органов государственной власти полностью или частично изъятые  из хозяйственного использования с  установлением режима особой охраны.

Это направление связано  с прямым регулированием природопользования, непосредственным государственным воздействием, связанным главным образом с правовым и нормативным регулированием. С позиций классификации направлений экологизации здесь мы имеем дело с прямыми природоохранными мероприятиями.

С учетом особенностей режима различаются следующие категории  ООПТ:

1) государственные природные  заповедники, в том числе биосферные;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные  заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки  и ботанические сады;

7) лечебно-оздоровительные  местности и курорты.

Государственные природные  заповедники являются самым жестким  типом особо охраняемых территорий. В них не допускается никакой  хозяйственной деятельности. За последние 15 лет количество заповедников в России возросло почти в 2 раза, и их увеличение продолжается с приростом 3-5 в год. В настоящее время в России насчитывается 100 заповедников (в том числе 18 биосферных) общей площадью около 36 млн. га. Самые большие заповедники в России - «Большой арктический» (4169 тыс. га) на Таймыре и «Командорский» (3649 тыс. га) на Камчатке, созданные в 1993 г. Среди старейших заповедников - «Баргузинский» в Бурятии и «Кедровая падь» в приморском крае, образованные в 1916 г.

Национальными парками являются территории, включающие природные комплексы  и объекты, которые имеют экологическую, историческую, эстетическую ценность. Они предназначены для природоохранных, научных, просветительских, культурных целей. В них допускается организованный туризм. В настоящее время в  России имеется 34 национальных парка (первый «Сочинский» был основан в 1983 г.) общей площадью около 7 млн. га.

К памятникам природы относятся  уникальные, невосполнимые в экологическом, научном, культурном отношении природные  комплексы, а также объекты естественного  и искусственного происхождения. Всего  их насчитывается более 7,5 тыс., из них 28 - Федерального значения.

Государственные природные  заказники представляют собой природные  комплексы, ценные в природоохранном, экологическом, эстетическом отношении  и предназначенные для сохранения, воспроизводства и восстановления одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и  регламентированным использованием других. То есть в данном случае под охраной  находятся отдельные элементы природы - отдельные виды растительности, животных, птиц. В охотничьих заказниках запрещена охота, в рыбохозяйственных - рыбная ловля. Существуют и специализированные заказники - ландшафтные, степные, болотные и пр. В настоящее время имеется более 4 тыс. заказников различного уровня принадлежности и соподчинения, в основном регионального с общей площадью 52,5 млн. га. Крупнейшими являются государственные природные заказники федерального значения, их всего 75. Самым большим среди этой категории ООПТ является Земля Франца-Иосифа с площадью 4200 га (год создания – 1994 г.

 

5. Нормативно-правовые основы  экологической политики

 

Для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная государственная экологическая  политика, потребность в которой  в результате нарастания кризисных  явлений в области экологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться  в рамках традиционной двухкоординатной системы социально-экономических проблем. Экологический фактор развития общества настойчиво заявляет о своей приоритетности.

Необходимость в экологической  государственной политике вытекает из трех особенностей нынешнего этапа  развития России:

- взаимоотношения общества и природы объективно вступили в опасную фазу, когда удовлетворение жизненных потребностей человека путем фронта ной атаки на природу вызывает в ней такие изменения, которые начинают потенциально угрожать существованию человека как биологического вида;

- экологически опасные воздействия человека на природу вызваны к жизни социальными механизмами, которые и управляют экономической, военной другими сферами деятельности общества;

- если справедливы предшествующие выводы, то социальный и природный аспекты жизни человека должны рассматриваться в неразрывном единстве. Не управляя социальными процессами, общество может сделать окружающую среду непригодной для существования человека, а, не оздоровляя окружающую среду, может вызвать к жизни разрушительные социальные процессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации.

Экологическую политику можно  трактовать как систему специфических  политических, экономических, юридических  и иных мер, предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией  и обеспечения рационального  использования природных ресурсов на территории страны. Целью государственной экологической политики является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы. Разработка и реализация экологической политики являются сложными задачами не только в связи с принципиальной важностью экологических проблем для жизни страны, но и в связи с научной неопределенностью, характерной для многих важнейших прикладных и концептуальных вопросов.

Значительную сложность  представляет «техническое наполнение»  государственной экологической  политики. В качестве примера можно  сослаться на весьма актуальную для  России проблему утилизации отходов  ядерных энергетических установок. Многие подобные технические проблемы требуют разрешения уже сейчас, что  связано с неизбежностью волевых  решений и потенциальной угрозой  отдаленных последствий их неизбежности.

Право - важнейший инструмент реализации экологической политики. Экологическая политика государства  реализуется по двум направлениям, применительно к формам существования  права: законотворчество и правоприменение. Экологическое законодательство определяет основы государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования и отражает ее содержание. Цель экологического законодательства состоит в обеспечении экологических интересов общества. Эффективность экологической политики и эколого-правовых норм определяется реальным состоянием общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Основной проблемой правоприменительной практики является обеспечение неотвратимости юридической ответственности за причинение вреда природной среде и здоровью человека.

Россия нуждается в  разработке долгосрочной экологической  политики, основанной на придании большей  ценности природным ресурсам, полноценном  финансировании реабилитационных мероприятий, совершенствовании системы органов государственного управления природопользованием и охраной среды, повышении ответственности лиц, принимающих решения, природопользователей и субъектов хозяйствования за экологические правонарушения, привлечении регионов, муниципалитетов и общественности к решению экологических проблем.

Согласно Конституции  Российской Федерации (статья 803) Президент  России определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства, а согласно статье 114 Конституции, Правительство Российской Федерации должно обеспечивать проведение единой государственной политики в области экологии.

Основы государственной  экологической политики разрабатываются  Правительством и утверждаются Федеральным  Собранием и Президентом РФ в  виде Концепции государственной  экологической политики России.

Стратегической целью  государственной экологической  политики является обеспечение неистощающего, рационального использования и охраны всего комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколений людей на благоприятную окружающую среду обитания, создание основы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности России.

Среди основных путей и  форм осуществления экологической  политики России:

Разработка и применение законодательства, защищающего природу  и человека от неблагоприятных последствий  использования природных ресурсов.

Разработка и применение норм и правил, препятствующих загрязнению  окружающей среды, а в случае загрязнения - определяющих механизм санкций за их нарушение и ликвидации последствий  загрязнения для природы, и граждан.

Создание и поддержание  системы специально уполномоченных государственных органов в области  охраны окружающей природной среды.

Организационное отделение  государственного контроля за природопользованием от организации природопользования.

Разработка механизма  взаимной ответственности субъектов  Российской Федерации за состояние  окружающей среды и природных  ресурсов, разработка и проведение ими согласованной региональной экологической политики.

Создание и поддержание  системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих управление экологической безопасностью.

Организация и проведение государственной экологической  экспертизы перед принятием любого хозяйственного решения, способного оказать  отрицательное воздействие на состояние  окружающей природной среды и  здоровье населения.

Эффективное использование  процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) со стороны  инициатора такой деятельности.

Определение допустимых масштабов  воздействия на экосистемы как основы для определения хозяйственной  емкости локальных и региональных экосистем.

Лицензирование всех видов  деятельности, опасно влияющих на экологическую  ситуацию.

Государственная поддержка  ресурсо- и энергосберегающих технологий и производств.

Последовательный переход  на систему международных стандартов технологических процессов и  производимой продукции для включения  России в международную систему  обеспечения экологической безопасности.

Полное и своевременное  возмещение ущерба здоровью и имуществу  граждан, нанесенного экологическими правонарушениями.

Организация эффективного государственного и общественного контроля за исполнением природоохранного законодательства.

Организация единой государственной  системы экологического мониторинга.

Совершенствование экономических механизмов и финансового обеспечения деятельности в области охраны окружающей среды.

Распространение достоверной  и своевременной информации о  состоянии окружающей среды (в том  числе посредством государственной  поддержки издания экологической  литературы и поддержки средств  массовой информации).

Выделение и реабилитация территорий с опасным изменением качества окружающей природной среды (зон экологического бедствия и экологического неблагополучия).

Информация о работе Современное экологическое состояние РФ