Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:46, контрольная работа
Для сокращения неопрaвдaнного разрушения потенциaлa природной среды необходимо мaксимaльное сближение покaзaтелей финaнсово-экономической эффективности и экологической безопасности любых видов деятельности. Принципиальная возможность такого совмещения связана с высокой коррелированностью покaзaтелей экономической продуктивности земель и устойчивости, существующих в таких условиях природных экосистем, что позволяет использовать земельные и рентные налоги в экологических целях. Система дифференциации государством, субъектами Федерации и городскими муниципaлитетaми ставок земельных налогов с учетом не только aгропроизводственных, инфраструктурных, но и экологических критериев, способна обеспечить сжимание площадей, зaнимaемых производителями в основном за счет откaзa от использования малопродуктивных или необустроенных инфраструктурой участков.
Введение. 4
1. Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку 7
2. Экологические проблемы урбанизированных территорий 13
3. Очаги острого экологического неблагополучия 18
4. Особо охраняемые территории - экологический потенциал страны 20
5. Нормативно-правовые основы экологической политики 23
5. Органы управления природоохранной деятельностью 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Одним из национальных достояний России являются охраняемые территории. В настоящее время в России существует 98 заповедников (в том числе 21 биосферный), 33 национальных парка, 9 природных парков, 66 природных заказников федерального значения и около 1600 - регионального значения, 31 памятник природы федерального значения и более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения, 11 объектов Всемирного Наследия, 88 музеев-заповедников, а также охраняемые объекты ландшафтной архитектуры, лечебные местности и курорты, где также ограничивается и регулируется природопользование. Площадь сухопутной части заповедников и национальных парков составляет около 331 тыс. км2 (1,93% территории России).
Охраняемые территории имеют важнейшее значение для сохранения биоразнообразия, стабилизации потоков вещества и энергии в биосфере, проведения научных исследований, развития образования и культуры, рекреационной деятельности и туризма. В Красную книгу внесено 553 вида растений и 415 видов животных.
Из 135 государственных природных заповедников и национальных парков 34 имеют статус биосферных, их общая площадь составляет 12,3 миллиона гектаров.
Россия обладает уникальными
и ценнейшими для всей планеты
сохранившимися девственными территориями,
разнообразием экосистем, природных
ландшафтов. Почти половина всего
материкового пространства страны не
затронута экономической
С проблемой сохранения биоразнообразия тесным образом связано создание и функционирование особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Именно на этих территориях возможно сохранение редких видов, уникальных природных объектов и т.д. Сейчас российскими заповедниками охраняется 35 (75%) видов млекопитающих, 84 (82%) птиц, 2 (50%) амфибий, 4 (36%) рептилий, занесенных в Красную книгу.
ООПТ - это объекты общенационального достояния, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, решениями органов государственной власти полностью или частично изъятые из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны.
Это направление связано с прямым регулированием природопользования, непосредственным государственным воздействием, связанным главным образом с правовым и нормативным регулированием. С позиций классификации направлений экологизации здесь мы имеем дело с прямыми природоохранными мероприятиями.
С учетом особенностей режима
различаются следующие
1) государственные природные
заповедники, в том числе
2) национальные парки;
3) природные парки;
4) государственные природные заказники;
5) памятники природы;
6) дендрологические парки и ботанические сады;
7) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Государственные природные заповедники являются самым жестким типом особо охраняемых территорий. В них не допускается никакой хозяйственной деятельности. За последние 15 лет количество заповедников в России возросло почти в 2 раза, и их увеличение продолжается с приростом 3-5 в год. В настоящее время в России насчитывается 100 заповедников (в том числе 18 биосферных) общей площадью около 36 млн. га. Самые большие заповедники в России - «Большой арктический» (4169 тыс. га) на Таймыре и «Командорский» (3649 тыс. га) на Камчатке, созданные в 1993 г. Среди старейших заповедников - «Баргузинский» в Бурятии и «Кедровая падь» в приморском крае, образованные в 1916 г.
Национальными парками являются
территории, включающие природные комплексы
и объекты, которые имеют экологическую,
историческую, эстетическую ценность.
Они предназначены для
К памятникам природы относятся уникальные, невосполнимые в экологическом, научном, культурном отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Всего их насчитывается более 7,5 тыс., из них 28 - Федерального значения.
Государственные природные
заказники представляют собой природные
комплексы, ценные в природоохранном,
экологическом, эстетическом отношении
и предназначенные для
Для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная государственная экологическая политика, потребность в которой в результате нарастания кризисных явлений в области экологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться в рамках традиционной двухкоординатной системы социально-экономических проблем. Экологический фактор развития общества настойчиво заявляет о своей приоритетности.
Необходимость в экологической государственной политике вытекает из трех особенностей нынешнего этапа развития России:
- взаимоотношения общества и природы объективно вступили в опасную фазу, когда удовлетворение жизненных потребностей человека путем фронта ной атаки на природу вызывает в ней такие изменения, которые начинают потенциально угрожать существованию человека как биологического вида;
- экологически опасные воздействия человека на природу вызваны к жизни социальными механизмами, которые и управляют экономической, военной другими сферами деятельности общества;
- если справедливы предшествующие выводы, то социальный и природный аспекты жизни человека должны рассматриваться в неразрывном единстве. Не управляя социальными процессами, общество может сделать окружающую среду непригодной для существования человека, а, не оздоровляя окружающую среду, может вызвать к жизни разрушительные социальные процессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации.
Экологическую политику можно
трактовать как систему специфических
политических, экономических, юридических
и иных мер, предпринимаемых государством
для управления экологической ситуацией
и обеспечения рационального
использования природных
Значительную сложность
представляет «техническое наполнение»
государственной экологической
политики. В качестве примера можно
сослаться на весьма актуальную для
России проблему утилизации отходов
ядерных энергетических установок.
Многие подобные технические проблемы
требуют разрешения уже сейчас, что
связано с неизбежностью
Право - важнейший инструмент реализации экологической политики. Экологическая политика государства реализуется по двум направлениям, применительно к формам существования права: законотворчество и правоприменение. Экологическое законодательство определяет основы государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования и отражает ее содержание. Цель экологического законодательства состоит в обеспечении экологических интересов общества. Эффективность экологической политики и эколого-правовых норм определяется реальным состоянием общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Основной проблемой правоприменительной практики является обеспечение неотвратимости юридической ответственности за причинение вреда природной среде и здоровью человека.
Россия нуждается в разработке долгосрочной экологической политики, основанной на придании большей ценности природным ресурсам, полноценном финансировании реабилитационных мероприятий, совершенствовании системы органов государственного управления природопользованием и охраной среды, повышении ответственности лиц, принимающих решения, природопользователей и субъектов хозяйствования за экологические правонарушения, привлечении регионов, муниципалитетов и общественности к решению экологических проблем.
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 803) Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, а согласно статье 114 Конституции, Правительство Российской Федерации должно обеспечивать проведение единой государственной политики в области экологии.
Основы государственной экологической политики разрабатываются Правительством и утверждаются Федеральным Собранием и Президентом РФ в виде Концепции государственной экологической политики России.
Стратегической целью государственной экологической политики является обеспечение неистощающего, рационального использования и охраны всего комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколений людей на благоприятную окружающую среду обитания, создание основы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности России.
Среди основных путей и форм осуществления экологической политики России:
Разработка и применение
законодательства, защищающего природу
и человека от неблагоприятных последствий
использования природных
Разработка и применение норм и правил, препятствующих загрязнению окружающей среды, а в случае загрязнения - определяющих механизм санкций за их нарушение и ликвидации последствий загрязнения для природы, и граждан.
Создание и поддержание
системы специально уполномоченных
государственных органов в
Организационное отделение государственного контроля за природопользованием от организации природопользования.
Разработка механизма взаимной ответственности субъектов Российской Федерации за состояние окружающей среды и природных ресурсов, разработка и проведение ими согласованной региональной экологической политики.
Создание и поддержание
системы государственных и
Организация и проведение государственной экологической экспертизы перед принятием любого хозяйственного решения, способного оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье населения.
Эффективное использование процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) со стороны инициатора такой деятельности.
Определение допустимых масштабов
воздействия на экосистемы как основы
для определения хозяйственной
емкости локальных и
Лицензирование всех видов деятельности, опасно влияющих на экологическую ситуацию.
Государственная поддержка ресурсо- и энергосберегающих технологий и производств.
Последовательный переход
на систему международных
Полное и своевременное возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного экологическими правонарушениями.
Организация эффективного государственного и общественного контроля за исполнением природоохранного законодательства.
Организация единой государственной системы экологического мониторинга.
Совершенствование экономических механизмов и финансового обеспечения деятельности в области охраны окружающей среды.
Распространение достоверной
и своевременной информации о
состоянии окружающей среды (в том
числе посредством
Выделение и реабилитация территорий с опасным изменением качества окружающей природной среды (зон экологического бедствия и экологического неблагополучия).