Внеурочные формы на уроках Окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, потребовали пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость введению новых образовательных стандартов, актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных форм школьников, создать на их базе новые методики и технологии. В ходе внеурочных форм работы приобретаются умения работать с книгой, готовить сообщения, открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников, развития мышления, познавательной активности, воспитываются интерес к предмету, коллективизм, желание достигать поставленной цели. Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных форм школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы использования внеурочных форм младших школьников
1.1.Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе……………………………………………………….6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования внеурочных форм работы на уроках окружающего мира»…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Внеурочные формы на уроках «Окружающего мира»
2.1. Виды внеурочных форм работ в учебной программе и пособиях «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова) и особенности их использования на уроках в начальных классах……………………………………………………15
2.2. Дидактическая игра, как одна из форм внеурочной работы, средство активизации учебной деятельности младших школьников………………….19
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

пестов чистая.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги выполненной работы, можно сделать следующие выводы:  - для успешного преподавания в начальных классах необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания предмета «Окружающий мир»;           - младших школьников привлекает  использование внеурочных  форм на уроке, возможность самому участвовать и строить свою познавательную деятельность;            - важная задача учителя - активизировать внимание учащихся и их познавательную активность с помощью внеурочных форм, не дать угаснуть интересу учащихся к овладению знаниями;       - в целях качественного преподавания окружающего мира учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью его развития использовать в своей деятельности инновационные технологии, различные игровые моменты, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету;   - важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов у учащихся в процессе учебной деятельности;   - привлечение на уроках современного материала способствует актуальности обучения;          - наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как  игра, видеоматериалы, презентации, познавательные задачи, элементы театрализованных представлений, путешествий. Учитель, усвоив содержание предложенных методов, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса[21,101].           В работе предложена разработка урока - путешествия по окружающему миру «Страны северной Европы» и практические рекомендации к нему, которые помогут студентам в практической деятельности.    Реализация программы «Окружающий мир» ( Н.Ф.Виноградовой ) является одним из педагогических условий для развития творческих способностей младших школьников, она предполагает активное использование внеурочных форм работы и  у школьников повышается мотивация учения и интерес к изучению данного предмета.   Готовность учащихся к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Общего положительного отношения к школе и к учению не достаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомиться на уроках, если его не привлекает сам процесс познания [21;102]. Именно это и необходимо учитывать  педагогу, что б  умело сочетать определённые урочные и внеурочные формы обучения.  Материал данной работы подтверждает нашу гипотезу о том, что правильное использование внеурочных форм работы на уроке с учётом особенностей психического развития младших школьников, способствует тому, что можно строить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся, успешно развивать память, мышление и способствовать качеству знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! - М., 1988., 202 с. 

2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 1987-316с.

3.Бердникова Е.М. Формы внеклассной  работы по истории. - М.-1965.-20с.

4.Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая  игра, как активный метод социально-психологической подготовки//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ,1977.212с.

5.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы/Н.Ф.Виноградова.- М: Вентана-Графф,2004.-240с.

6.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 4 кл. Четырёхлетней начальной школы/Н.Ф.Виноградова. -Вентана-Графф,-2005.-38с.

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник для 3 кл. Четырёхлетней начальной школы/ Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.-М:Вентана-Графф,2001.-1600с.

8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:-/Л.С.Выготский.-М.:Просвещение,1991.-96с.

9.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В  школу с игрой.-М.:Просвещение,1991.-96с.

10.Григорьева Е.В. Внеучебная деятельность  учащихся по ознакомлению с  окружающим миром//Григорьева Е.В.начальная школа.-2011.-№3.-96с.

11.Давыдов В.В.Российская Педагогическая  Энциклопедия/В.В.Давыдов, Э.Р.Днепров. - М.:БРЭ,1999.-780с.

12.Данильченко Л.И. Чему учит  история родного края//Воспитание  школьников.-2001.-№7.-69с.

13.Дёмин М.А. Научно-образовательный центр краеведения//Преподавание истории в школе.-1998.-№5.-96с.

14.Зимняя, И.А.Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. [Текст]/И.А. Зимняя - М.: Лотос,2000.-384с.

15.Казаренков В.И.Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников.//Педагогика.-1993.-№3.-45с.

16.Камаева Г.И. Подросток в клубе: об использовании различных форм  театрализованной игры во внеклассной  работе с детьми и подростками/Под  ред. Камаевой Г.И. и Поздняковой  Т.С.-М.:-1982.-125с.

17.Кацюба Д.В. Внеклассная работа  по истории краеведение.-М.-1975.-245с.

18.Короткова М.В.Методика преподавания  игр и дискуссий на уроках  истории.- М.-2003.-12с.

19.Матюхина М.В. Психология младшего  школьника[Текст]/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т.Патрина.-М.:Просвещение,1976.-208с.

20.Митрофанова Г.К. Формирование  понятия «отечество» у старшеклассников//Преподавание  истории в школе.-2004.-№4.-96с.

21.Мухина, В.С.Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]/ В.С.Мухина.-М.:Академия,2006.-608с.

22.Парфёнова Е.А. О роли исторических  вечеров в патриотическом воспитании  учащихся//Преподавание истории  в школе.-2004.-№2.-96с.

23.Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной  работы по истории.- М.-1961.-37с.

24.Рубинштейн С.Л.Основы общей  психологии. СПб.,1998.-456с.

25.Румын В.В.Использование форм  популярных телепередач во внешкольной  работе//Преподавание истории в  школе.-1998.-№3316.-96с.

26.Селевко Г.К.Современные образовательные  технологии: Учебное пособие.- М.: Народное  образование, 1998.-256с.

27.Удальцова Е.И., «Дидактические  игры в воспитании и обучении  дошкольников». Минск,1976.-230с.

28.Учебная деятельность и игра. Психология. СПб.,1998.-460с.

29.Шильгави В.П.Начнем с игры: для руководителей детских коллективов  театральной самодеятельности. - М.-1980.

30.Цукерман Г.А. Что развивает  и чего не развивает учебная  деятельность младших школьников? http://www.hr-portal.ru/article/

31.Эльконин Д.Б.Психология игры/Д.Б.Эльконин.-М.:Просвещение,1995.-245с.

32.Якиманская И.С. Требования к  учебным программам, ориентированным  на личностное развитие школьников//Вопросы  психологии.-1994.-№2.-64с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Разработка урока-путешествия по предмету «Окружающий мир»

Тема «Страны северной Европы»

Цель:

  • сформировать представления детей о странах «Северной Европы»», государственной символике и достопримечательностями Скандинавских стран,
  • развивать логику мышления, познавательный интерес, учить рассуждать и защищать свою точку зрения, работать с картой;
  • воспитывать интерес и уважение к другим народам.

Средства обучения:

  • мультимедийная система для показа слайдов с вопросами и ответами;
  • бланки с названиями государств;
  • рисунки сказочных героев: Карлсон, Санта-Клаус;
  • макет кораблика;
  • разрезные карточки с названиями государств и столиц для проверки домашнего задания;
  • бланки с названиями сказок Г.-Х.Андерсена;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Учитель:             Продолжаем нашу тему, 
Изучая карту-схему, 
Где какая в ней страна, 
Чем богата и сильна. 
Омывается ль морями, 
Есть ли страны в океане. 
Всё узнаем, всё изучим, 
И названья стран заучи

Учитель. Как вы поняли из вступления, мы продолжаем путешествие по карте к странам Северной Европы. Что же нас ждёт? Какие достопримечательности в городах, что за люди здесь проживают? Для этого вам понадобится ваше умение рассуждать и отстаивать свою позицию, внимание и сосредоточенность.        II. Проверка домашнего задания.      Учитель. Но прежде чем двигаться дальше, давайте вспомним, с какими странами мы уже знакомились на прошлых уроках.   1.Индивидуальная работа у доски (2 человека)    (Даны карточки с заданиями. Вы должны найти и составить сначала название страны и столиц, а затем их соединить в пару.) Приложение 1-2.Фронтальный опрос          А) задания - тесты (2-7 слайд)       III. Изучение нового материала       Учитель. Мы отправляемся в путешествие по скандинавским странам. Отгадаем в какие страны мы отправляемся. А для этого надо расшифровать записку, которую мы достали в бутылке со дна моря. (слайд) Это страны, расположены на севере Европы. Посмотрите на слайд, этот полуостров похож на сильного и хитрого тигра. Первая остановка - Норвегия. Это очень удивительная страна. Найдите её на карте в учебнике.    1.Работа по карте       2.Сообщение учащихся        3.Работа с презентацией       Знакомство по слайдам с достопримечательностями данного государства (слайд).          Физкультминутка-игра        Учитель. Так как это королевское государство, давайте с вами поиграем в игру для снятия усталости. Игра направлена на внимание и сосредоточенность. Мальчики становятся в ряд напротив девочек. В одном замке столицы Осло жила принцесса и очень боялась дракона, который к ней прилетал и хотел выкрасть из замка, но храбрый рыцарь не позволял дракону проникнуть в замок. Хотя сам очень стеснялся принцессы. Вы должны выбрать своего героя и изобразить его. В конце узнаем, кто же победит. Продолжение работы по теме.       Учитель. Название следующей страны вы найдёте в руках весёлого забавного героя в полном рассвете сил, который любит говорить: «Спокойствие, только спокойствие». Кто этот герой? (Карлсон). Страна-Швеция, родина знаменитой писательницы Астрид Линдгрен, памятник которой находится в городе Стокгольме - столице Швеции. Какие ещё произведения она написала для детей? («Малыш и Карлсон», «Пеппи длинный чулок», «Расмус-бродяга»).       4.Работа по карте        Давайте рассмотрим на карте месторасположение Швеции и её столицы.           5.Сообщение учащегося      (Достопримечательности Швеции(слайд).     Учитель. Так как Пеппи-длинный-чулок была очень задорна и подвижна, она поможет нам провести одну разминку.   Физкультминутка.        Учитель. Давайте друг друга подразним, приставив пальчики к кончику носа и будем смотреть по очереди, то на кончик пальчика, то на товарища напротив, давая возможность отдохнуть и расслабиться своим глазам от постоянного напряжения .

Продолжение работы по теме.        Учитель. Ребята эта страна родина иностранного Деда Мороза, который носит короткую шубку. (Санта Клаус). Какая это страна, в которой он проживает. (Финляндия).         6.Работа по карте         Ещё эту страну называют страной тысячи озёр, поэтому здесь много аквапарков. Если вы обратили внимание, то эта страна граничит с нашей страной. С её достопримечательностями вы самостоятельно познакомитесь дома. А наша следующая остановка в стране, которая является родиной знаменитого сказочника. Кто это? (Г.-Х. Андерсен).      7. Решение проблемной ситуации      Название страны вы сложите из выделенных букв в названии его сказок:- «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Огниво», «Снежная королева» (Дания).  Посмотрите на место это страны на карте. Она не находится на полуострове, а расположена на части материка, вдающейся в Северное море. Столица Копенгаген. Эта страна знаменита своими сказочными постройками и памятниками. (3-4 слайда).(Приложение3)  IV. Закрепление.         8.Работа в тетрадях.         Учитель. Мы познакомились со странами на севре Европы, давайте подведём итоги в рабочей тетради.        С.55 № 1 - подпишите названия стран, которые вы сегодня узнали. В задании № 2 соедините стрелками страны и столицы государств. № 5 - рассмотрите флаги и соедините их с названиями стран.  Взаимопроверка. Пока у вас открыты учебники, проверьте в тетради правильность выполнения задания у своего соседа.       V. Итог урока         Учитель. Вы запомнили не только названия стран, но и их столицы, геральдику.

- Назовите страну со столицей  Осло. (Норвегия)      - Страна, родина Санта Клауса (Финляндия).       - Чем знаменита Швеция? (Писательница Астрид Линдгрен)  Домашнее задание.         Учитель: Домашнее задание записывается из учебника самостоятельно. Тетрадь с.58 - №6.         Рефлексия.         Учитель. Выйдите в центр класса, у кого нет ни одной ошибки. Давайте себе дружно скажем: «Ай, да, я!» (Ребята выходят в центр класса и произносят фразу). А теперь выйдут все остальные, возьмёмся за руки и произнесём «Ай, да, мы!» Выставление оценок.

 

 

 

Приложение 1.

 


   НОРВЕГИЯ        ФИНЛЯНДИЯ       ШВЕЦИЯ         ДАНИЯ          ИСЛАНДИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2.

ЭСТО

ВА

ТАЛЛИН

ЛАТ

НИЯ

РИГА

ЛИТ

ВИЯ

ВИЛЬНЮС

ПОЛЬ          

РУССИЯ

БАКУ

БЕЛО

ША

КИЕВ

УКРА

ЗИЯ

ВАРШАВА

ГРУ

ИНА    

МИНСК

АЗЕР

КОРЕЯ

ПХЕНЬЯН

КАЗАХ

ГОЛИЯ

ТБИЛИСИ

МОН

БАЙДЖАН

УЛАН-БАТОР

КИТАЙ

СТАН  

АСТАНА

СЕВЕРНАЯ

 

ПЕКИН

Информация о работе Внеурочные формы на уроках Окружающего мира