Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа
Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, потребовали пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость введению новых образовательных стандартов, актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных форм школьников, создать на их базе новые методики и технологии. В ходе внеурочных форм работы приобретаются умения работать с книгой, готовить сообщения, открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников, развития мышления, познавательной активности, воспитываются интерес к предмету, коллективизм, желание достигать поставленной цели. Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных форм школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы использования внеурочных форм младших школьников
1.1.Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе……………………………………………………….6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования внеурочных форм работы на уроках окружающего мира»…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Внеурочные формы на уроках «Окружающего мира»
2.1. Виды внеурочных форм работ в учебной программе и пособиях «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова) и особенности их использования на уроках в начальных классах……………………………………………………15
2.2. Дидактическая игра, как одна из форм внеурочной работы, средство активизации учебной деятельности младших школьников………………….19
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………
Заключение
Подводя итоги выполненной работы, можно сделать следующие выводы: - для успешного преподавания в начальных классах необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания предмета «Окружающий мир»; - младших школьников привлекает использование внеурочных форм на уроке, возможность самому участвовать и строить свою познавательную деятельность; - важная задача учителя - активизировать внимание учащихся и их познавательную активность с помощью внеурочных форм, не дать угаснуть интересу учащихся к овладению знаниями; - в целях качественного преподавания окружающего мира учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью его развития использовать в своей деятельности инновационные технологии, различные игровые моменты, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету; - важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов у учащихся в процессе учебной деятельности; - привлечение на уроках современного материала способствует актуальности обучения; - наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как игра, видеоматериалы, презентации, познавательные задачи, элементы театрализованных представлений, путешествий. Учитель, усвоив содержание предложенных методов, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса[21,101]. В работе предложена разработка урока - путешествия по окружающему миру «Страны северной Европы» и практические рекомендации к нему, которые помогут студентам в практической деятельности. Реализация программы «Окружающий мир» ( Н.Ф.Виноградовой ) является одним из педагогических условий для развития творческих способностей младших школьников, она предполагает активное использование внеурочных форм работы и у школьников повышается мотивация учения и интерес к изучению данного предмета. Готовность учащихся к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Общего положительного отношения к школе и к учению не достаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомиться на уроках, если его не привлекает сам процесс познания [21;102]. Именно это и необходимо учитывать педагогу, что б умело сочетать определённые урочные и внеурочные формы обучения. Материал данной работы подтверждает нашу гипотезу о том, что правильное использование внеурочных форм работы на уроке с учётом особенностей психического развития младших школьников, способствует тому, что можно строить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся, успешно развивать память, мышление и способствовать качеству знаний учащихся.
Список литературы
1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! - М., 1988., 202 с.
2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 1987-316с.
3.Бердникова Е.М. Формы внеклассной работы по истории. - М.-1965.-20с.
4.Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая
игра, как активный метод социально-
5.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы/Н.Ф.Виноградова.- М: Вентана-Графф,2004.-240с.
6.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 4 кл. Четырёхлетней начальной школы/Н.Ф.Виноградова. -Вентана-Графф,-2005.-38с.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник
для 3 кл. Четырёхлетней начальной школы/
Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.-М:Вентана-Графф,
8.Выготский Л.С. Воображение и творчество
в детском возрасте:-/Л.С.Выготский.-М.:
9.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В
школу с игрой.-М.:Просвещение,
10.Григорьева Е.В. Внеучебная деятельность учащихся по ознакомлению с окружающим миром//Григорьева Е.В.начальная школа.-2011.-№3.-96с.
11.Давыдов В.В.Российская
12.Данильченко Л.И. Чему учит
история родного края//
13.Дёмин М.А. Научно-образовательный центр краеведения//Преподавание истории в школе.-1998.-№5.-96с.
14.Зимняя, И.А.Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. [Текст]/И.А. Зимняя - М.: Лотос,2000.-384с.
15.Казаренков В.И.Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников.//Педагогика.-1993.
16.Камаева Г.И. Подросток в клубе:
об использовании различных
17.Кацюба Д.В. Внеклассная работа
по истории краеведение.-М.-
18.Короткова М.В.Методика
19.Матюхина М.В. Психология младшего
школьника[Текст]/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик,
К.Т.Патрина.-М.:Просвещение,
20.Митрофанова Г.К. Формирование
понятия «отечество» у
21.Мухина, В.С.Возрастная психология.
Феноменология развития [Текст]
22.Парфёнова Е.А. О роли исторических
вечеров в патриотическом
23.Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории.- М.-1961.-37с.
24.Рубинштейн С.Л.Основы
25.Румын В.В.Использование
26.Селевко Г.К.Современные
27.Удальцова Е.И., «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск,1976.-230с.
28.Учебная деятельность и
29.Шильгави В.П.Начнем с игры:
для руководителей детских
30.Цукерман Г.А. Что развивает
и чего не развивает учебная
деятельность младших
31.Эльконин Д.Б.Психология
32.Якиманская И.С. Требования к
учебным программам, ориентированным
на личностное развитие
Приложение 1
Разработка урока-путешествия по предмету «Окружающий мир»
Тема «Страны северной Европы»
Цель:
Средства обучения:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Учитель: Продолжаем нашу тему,
Изучая карту-схему,
Где какая в ней страна,
Чем богата и сильна.
Омывается ль морями,
Есть ли страны в океане.
Всё узнаем, всё изучим,
И названья стран заучи
Учитель. Как вы поняли из вступления, мы продолжаем
путешествие по карте к странам Северной
Европы. Что же нас ждёт? Какие достопримечательности
в городах, что за люди здесь проживают?
Для этого вам понадобится ваше умение
рассуждать и отстаивать свою позицию,
внимание и сосредоточенность. II. Проверка домашнего задания.
Учитель. Но прежде
чем двигаться дальше, давайте вспомним,
с какими странами мы уже знакомились
на прошлых уроках. 1.Индивидуальная работа у
доски (2 человека) (Даны карточки с
заданиями. Вы должны найти и составить
сначала название страны и столиц, а затем
их соединить в пару.) Приложение 1-2.Фронтальный опрос А) задания - тесты (2-7 слайд) III. Изучение нового материала Учитель. Мы отправляемся
в путешествие по скандинавским странам.
Отгадаем в какие страны мы отправляемся.
А для этого надо расшифровать записку,
которую мы достали в бутылке со дна моря.
(слайд) Это страны, расположены на севере
Европы. Посмотрите на слайд, этот полуостров
похож на сильного и хитрого тигра. Первая
остановка - Норвегия. Это очень удивительная
страна. Найдите её на карте в учебнике.
1.Работа по карте 2.Сообщение учащихся 3.Работа с презентацией Знакомство
по слайдам с достопримечательностями
данного государства (слайд). Физкультминутка-игра Учитель. Так как это
королевское государство, давайте с вами
поиграем в игру для снятия усталости.
Игра направлена на внимание и сосредоточенность.
Мальчики становятся в ряд напротив девочек.
В одном замке столицы Осло жила принцесса
и очень боялась дракона, который к ней
прилетал и хотел выкрасть из замка, но
храбрый рыцарь не позволял дракону проникнуть
в замок. Хотя сам очень стеснялся принцессы.
Вы должны выбрать своего героя и изобразить
его. В конце узнаем, кто же победит. Продолжение работы по теме. Учитель. Название
следующей страны вы найдёте в руках весёлого
забавного героя в полном рассвете сил,
который любит говорить: «Спокойствие,
только спокойствие». Кто этот герой? (Карлсон).
Страна-Швеция, родина знаменитой
писательницы Астрид Линдгрен, памятник
которой находится в городе Стокгольме
- столице Швеции. Какие ещё произведения
она написала для детей? («Малыш и Карлсон»,
«Пеппи длинный чулок», «Расмус-бродяга»).
4.Работа по карте Давайте
рассмотрим на карте месторасположение
Швеции и её столицы. 5.Сообщение учащегося
(Достопримечательности Швеции(слайд). Учитель. Так как Пеппи-длинный-чулок
была очень задорна и подвижна, она поможет
нам провести одну разминку. Физкультминутка. Учит
Продолжение работы по теме. Учитель. Ребята эта страна родина иностранного Деда Мороза, который носит короткую шубку. (Санта Клаус). Какая это страна, в которой он проживает. (Финляндия). 6.Работа по карте Ещё эту страну называют страной тысячи озёр, поэтому здесь много аквапарков. Если вы обратили внимание, то эта страна граничит с нашей страной. С её достопримечательностями вы самостоятельно познакомитесь дома. А наша следующая остановка в стране, которая является родиной знаменитого сказочника. Кто это? (Г.-Х. Андерсен). 7. Решение проблемной ситуации Название страны вы сложите из выделенных букв в названии его сказок:- «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Огниво», «Снежная королева» (Дания). Посмотрите на место это страны на карте. Она не находится на полуострове, а расположена на части материка, вдающейся в Северное море. Столица Копенгаген. Эта страна знаменита своими сказочными постройками и памятниками. (3-4 слайда).(Приложение3) IV. Закрепление. 8.Работа в тетрадях. Учитель. Мы познакомились со странами на севре Европы, давайте подведём итоги в рабочей тетради. С.55 № 1 - подпишите названия стран, которые вы сегодня узнали. В задании № 2 соедините стрелками страны и столицы государств. № 5 - рассмотрите флаги и соедините их с названиями стран. Взаимопроверка. Пока у вас открыты учебники, проверьте в тетради правильность выполнения задания у своего соседа. V. Итог урока Учитель. Вы запомнили не только названия стран, но и их столицы, геральдику.
- Назовите страну со столицей
Осло. (Норвегия) - Страна, родина Санта Клауса (Финляндия).
- Чем знаменита Швеция? (Писательница
Астрид Линдгрен) Домашнее задание. Учитель: Домашнее
задание записывается из учебника самостоятельно.
Тетрадь с.58 - №6. Рефлексия.
Приложение 1.
НОРВЕГИЯ ФИНЛЯНДИЯ ШВЕЦИЯ ДАНИЯ ИСЛАНДИЯ
Приложение 2.
ЭСТО |
ВА |
ТАЛЛИН |
ЛАТ |
НИЯ |
РИГА |
ЛИТ |
ВИЯ |
ВИЛЬНЮС |
ПОЛЬ |
РУССИЯ |
БАКУ |
БЕЛО |
ША |
КИЕВ |
УКРА |
ЗИЯ |
ВАРШАВА |
ГРУ |
ИНА |
МИНСК |
АЗЕР |
КОРЕЯ |
ПХЕНЬЯН |
КАЗАХ |
ГОЛИЯ |
ТБИЛИСИ |
МОН |
БАЙДЖАН |
УЛАН-БАТОР |
КИТАЙ |
СТАН |
АСТАНА |
СЕВЕРНАЯ |
ПЕКИН |
Информация о работе Внеурочные формы на уроках Окружающего мира