Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:21, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение регулирования рыночной экономики методами бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь. Основными задачами являются следующие:
. Изучить комплекс теоретических и методических вопросов, связанных с бюджетно-налоговой политикой.
. Выявить проблемы, предложить основные направления по совершенствованию бюджетно-налоговой политики в РБ.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
в регулировании рыночной экономики………………………………………….5
1.1 Сущность, виды и инструменты бюджетно-налоговой политики………...5
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики, ее измерение….............10
1.3 Достоинства и недостатки бюджетно-налоговой политики
в регулировании рыночной экономики………………………………………...14
2 Реализация бюджетно-налоговой политики в развитых рыночных странах и Российской Федерации……………………………………..............................17
3 Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь…………...21
3.1 Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь…21
3.2 Анализ влияния фискальных инструментов в Республике Беларусь…..23
3.3 Проблемы и пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………….28
Заключение ………………………………………………………….................. 33
Список использованных источников …………………………………………34
Разработка новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
Для успешного осуществления такой радикальной реформы необходимо разработать подробную программу ее проведения с изложением последовательности этапов реформы и временных рамок ее реализации.
3 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
Отечественная бюджетно-налоговая(фискальная) политика переживает период становления.
Правовую основу её функционирования формируют следующие нормативные акты:
- Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобренный Советом Республики 2 декабря 2002 г. (с дополнениями и изменениями). Кодекс устанавливает систему налогов и сборов (пошлин), взимаемых в бюджет республики, основные принципы налогообложения в стране, а также права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством;
- О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-3: текст по состоянию на 31 декабря 2005 г. Закон определяет основы функционирования бюджетной системы Республики Беларусь, отношения между республиканскими и местными бюджетами, а также между бюджетами и юридическими и физическими лицами по уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений и использованию бюджетных ассигнований, устанавливает общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов;
- О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №158-3: текст по состоянию на 29 дек. 2006 г. В законе представлена классификация доходов и расходов источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита, а также видов внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления;
- Бюджет Республики Беларусь на текущий год, утверждаемый в качестве закона.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика базируется на концепции сбалансированности бюджета на долгосрочной основе, которая основана на идее проведения антициклической политики на основе встроенных стабилизаторов и изменения величины бюджетного дефицита в период подъема и спада. Фискальная политика проводится в русле выбранной модели социально-ориентированной экономики. Основными характеристиками этой политики являются высокий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет, значительный удельный вес социальных расходов в общей структуре бюджетных расходов, возрастающие расходы на поддержку отдельных секторов экономики, в первую очередь, сельского хозяйства.
Для того чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством бюджетно-налоговая политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто с этой целью анализируется состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов, излишков. Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне - в пределах 2 % ВВП. В основном же наблюдается профицит. Внутренний и внешний долг в стране находится на относительно постоянном уровне и не обременителен для государства [4].
Разработка основных направлений бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь возложена на высшие органы государственной власти - Парламент, аппарат Президента, Правительство. Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах, обязательных платежах, а также определяет объем и структуру государственных расходов. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии соответствующего заключения Правительства.
Оперативное управление и реализация основных параметров фискальной политики государства в РБ возложены на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам, Комитет государственного контроля.
Министерство финансов при участии Министерства по налогам и сборам выполняет в области фискальной политики следующие функции:
Для определения эффективности фискальной политики используются различные показатели.
Уровень (норма) налогообложения выступает общим количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения.
Он исчисляется как отношение суммы налоговых поступлений к величине ВВП или национального дохода. Данный показатель не является нормативным и различается в зависимости от специфики государства. Но при его увязке с уровнем душевого дохода, норму налогообложения можно использовать для оценки меры жесткости налоговой политики [5,с.8-12].
Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.
Для определения уровня налоговой нагрузки на микро и макроуровне используются следующие показатели:
На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы.
3.2 Анализ влияния бюджетно-налоговых инструментов в Республике Беларусь на денежный спрос
Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.(табл. 2.1)
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (табл.2.2) [6].
Таблица 2.1 – Внешний государственный долг Республики Беларусь
Внешний гос. долг Республики Беларусь (млн. долларов США) | ||
1.Кредиты привлеченные Республикой Беларусь |
7 778,8 |
9 486,2 |
2.Кредиты привлеченные
резидентами под гарантии |
112,6 |
201,0 |
Всего |
7 891,4 |
9 687,2 |
Таблица 2.2 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности |
Норматив МББР |
01.01.2010г. |
01.01.2011г. |
1.Отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % |
220% |
31,8 |
32,5 |
2. Отношение внешнего гос. долга к ВВП, % |
50% |
16,5 |
17,8 |
3. Отношение платежей по внешнему гас. долгу к экспорту товаров и услуг, % |
25% |
1,3 |
2,6 |
Несмотря на благоприятную в целом экономическую ситуацию сохраняются факторы риска макроэкономической стабилизации, экономического роста и конкурентоспособности, в том числе, со стороны фискального сектора. В частности, к факторам финансовой (бюджетной) неустойчивости можно отнести: высокий уровень перераспределения ВВП через бюджет и внебюджетные источники. В бюджете аккумулируется половина валового внутреннего продукта. Основную часть всех поступлений в консолидированный бюджет составляют налоговые платежи, т. е. средства, изымаемые у предприятий и населения. В результате такого высокого изъятия средств у предприятий ограничиваются их инвестиционные возможности, снижается ликвидность. Таким образом, высокий уровень налогов, обеспечивая значительные поступления в бюджет, вместе с тем, ухудшает перспективу долгосрочного экономического роста и оказывает негативное влияние на состояние реального сектора.
При высоком уровне налогообложения государство перераспределяет между отдельными отраслями и предприятиями. Объемы бюджетных средств, выделяемые на национальную экономику, возрастают. В 2009 году расходы на национальную экономику составили практически 33% от общей суммы расходов консолидированного бюджета. В настоящее время ресурсы перераспределяются в основном в аграрный сектор, куда направляется около половины всех бюджетных средств, выделяемых на национальную экономику.
Анализ налоговых платежей показал, что темп роста налоговых поступлений физических лиц существенно выше, чем по юридическим лицам. Анализ структуры налоговых платежей показал их недостаточную эффективность [7]. Динамику государственных расходов и доходов за 2007- 2011 года можно проследить в приведенной ниже таблице.
Таблица 2.2 - Расходы и доходы республиканского бюджета за 2007 - п.пол.2011 года
Показатели |
Исполнено за 2007 год млрд.р. |
Исполнено за 2008 год млрд.р. |
Исполнено за 2009 год млрд.р. |
Исполнено за 2010 год млрд.р. |
Исполнено за январь-октябрь 2011 года млрд.р. |
Всего доходов: часть из них: |
36 204,2 |
49 043,7 |
46 740,8 |
48 772,8 |
37 971,3 |
-налог на прибыль и доходы: |
2 185,2 |
3 285,8 |
4 607,7 |
5 580,4 |
2095,6 |
- НДС |
6 069,1 |
8 066,5 |
12 083,1 |
16 226,4 |
13 642,8 |
- акцизы |
2 884,0 |
3 730,6 |
3 637,4 |
4 350,2 |
4 316,7 |
- доходы от внешнеэкономической деятельности |
13 809,2 |
19 464,3 |
10 613,2 |
1924,4 |
10 897,2 |
Всего расходов: из них: |
35 909,0 |
48 117,9 |
49 200,8 |
52 980,8 |
34 642,5 |
- общегос. расходы |
8 734,1 |
12 073,5 |
8 053,5 |
10 188,6 |
15 760,7 |
- национальная экономика и ЖКХ |
9 178,3 |
14 446,8 |
19 402,5 |
16 307,0 |
6 327,0 |
- расходы на финансирование социальной сферы |
14 515,9 |
17 718,8 |
36 310,0 |
26 484,4 |
7 529,8 |
Превышение доходов над расходами (+), дефицит (-) |
+295,2 |
+925,8 |
-2 460,0 |
-4 208,0 |
+ 3328,8 |
Информация о работе Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь