Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение регулирования рыночной экономики методами бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь. Основными задачами являются следующие:
. Изучить комплекс теоретических и методических вопросов, связанных с бюджетно-налоговой политикой.
. Выявить проблемы, предложить основные направления по совершенствованию бюджетно-налоговой политики в РБ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
в регулировании рыночной экономики………………………………………….5

1.1 Сущность, виды и инструменты бюджетно-налоговой политики………...5

1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики, ее измерение….............10

1.3 Достоинства и недостатки бюджетно-налоговой политики
в регулировании рыночной экономики………………………………………...14

2 Реализация бюджетно-налоговой политики в развитых рыночных странах и Российской Федерации……………………………………..............................17

3 Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь…………...21
3.1 Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь…21

3.2 Анализ влияния фискальных инструментов в Республике Беларусь…..23

3.3 Проблемы и пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………….28

Заключение ………………………………………………………….................. 33

Список использованных источников …………………………………………34

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 100.12 Кб (Скачать файл)

 

 

Проследим, как изменялись государственные доходы за 2007-2010 годы.

В 2008 году доход увеличился на 37% по сравнению с 2007 , а в абсолютном значении - 12839,5 млрд р.

В 2009 году снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В консолидированный бюджет поступило 46740,8 млрд. р. доходов. В реальном выражении это на 15,4% меньше, чем за 2008 год.

В 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 48 772,8 млрд. р., что на 4,3% больше, чем в 2009 году.

За январь-октябрь 2011 года доходы республиканского бюджета составили 37 971,3 млрд. р., или 77,0 % годового плана.

Таким образом, нельзя сказать, что государственные доходы изменяются одинаковыми темпами, потому что процент прироста колеблется.

Основным источником государственных доходов являются налоги (около 70%), Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость - на 24,6%, налога на прибыль - на 12,3%, акцизов - на 10,9% .

Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 10897,2 млрд. р., или 72,8% уточненного годового плана

А теперь рассмотрим как изменялись государственные расходы за указанный период [12].

В 2008 году государственные расходы увеличились на 34 % в сравнении с 2007 годом. И это составило в абсолютном значении -12 208,9 млрд. р.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 1,6%.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 52 980,8 млрд. р. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении увеличились.

Расходы республиканского бюджета за январь - сентябрь 2011 года составили 34 642,5 млрд. р, или 74,3% годового плана.

А теперь посмотрим дефицит или профицит наблюдался в нашей стране в 2007 - 2011годах.

В 2007 году профицит составил: 295,2 млрд. р.

В 2008 году профицит: 925,8 млрд. р.

В 2009 году дефицит: 2460,0 млрд. р.

В 2010 года дефицит: 4 208,0 млрд. р.

За январь- сентябрь 2011 года профицит республиканского бюджета составил 3328,8 млрд. р., или 1,1% к ВВП.

Какую же фискальную политику проводит наше государство? Фискальная политика, проводимая государством, является стимулирующей, которая может быть использована для предотвращения длительного спада. Каждый год в нашей республике планируется сделать небольшой дефицит, в результате получается дефицит пониже или вообще профицит. В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом. В 2011 году планировалось включить в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда охраны природы, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания), а также инновационных фондов; структуру доходов республиканского бюджета составляют налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

Основными задачами в области политики расходов бюджета в 2011 году является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, укрепление действующих социальных гарантий, поддержка реального сектора экономики, то есть будет сохранен курс на социальную направленность бюджета. Значительную часть бюджета составили расходы на оплату труда, пенсий, стипендий, пособий, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

Также существенно планировалось изменить и налоговую система страны.

Согласно Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011- 2015 годы, планируется создание эффективной системы управления государственным долгом; уменьшение налоговой нагрузки, включая снижение на 2 - 4 % ставки налога на прибыль; введение механизма переноса убытков на будущие прибыли, сокращение количества налоговых льгот и (или) повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата, переход к формированию инновационных фондов за счет отчислений из прибыли подчиненных государственных организаций и расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения; улучшение структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран; снижение временных затрат на расчет и уплату налогов; внесение изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь в части уточнения норм среднесрочного финансового планирования, в том числе норм, позволяющих внедрить в практику работы программно-целевой метод бюджетного планирования; оптимизация сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, переход от содержания бюджетной организации к оплате ее услуг, расширение спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг, включая медицину и образование; формирование общественно значимыми организациями финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности начиная с 2012 года; разработка нормативной базы по вопросам управления государственным долгом и долгом органов местного управления и самоуправления [8, с. 456].

Итак, с 2011 года планировалось полностью отменить местный сбор на развитие территорий, местный налог на услуги, три платежа в составе экологического налога; предполагалось по налогу на прибыль перейти на подачу налоговой декларации один раз в год с ежеквартальной уплатой налога. Полностью отменены "авансовые" платежи по НДС и акцизам. Значительную часть бюджета составляют расходы на оплату труда, пенсий, стипендий, пособий, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

В результате реализации этих мер, налоговая система Беларуси не будет отличаться от налоговых систем развитых стран [9].

 

3.3. Проблемы и  пути совершенствования бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь

 

Бюджетная политика в Беларуси является во многом закрытой для общественного контроля, независимого аудита и анализа. Отсутствие четкой координации между институтами государственной фискальной системы приводит к нерациональным, затратным инвестиционным решениям, искажениям в структуре производства и занятости. Доминирование государства приводит к вытеснению частных инвестиций и разрушению многих перспективных сфер создания рабочих мест.

Кроме того, налоговая нагрузка распределяется крайне неравномерно. Сохраняется практика предоставления индивидуальных налоговых льгот, дотирования и субсидирования.

Еще одна проблема бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь - это налоги, которые составляют незначительную часть в общей массе доходов государства, но требуют значительных затрат на администрирование. Следует отказаться от такого рода налогов. Это касается налога на недвижимость, плательщиками которого являются владельцы дачных участков. В доходной части республиканского бюджета он составляет сотые доли процента между тем его сбор связан со значительными финансовыми затратами - до 30 % собранных средств. Компенсировать незначительные потери бюджета в случае отмены этого налога можно за счет увеличения ставки налога на землю, на которой расположена недвижимость, и выработки рационального механизма его исчисления и уплаты.

Можно выявить еще одну проблему фискальной политики - основная часть налогов изымается в бюджет еще до реализации продукции, что не может позитивно сказываться на объеме собственных оборотных средств предприятий и соответственно на их финансовой устойчивости.

Также одной из проблем является то, что снижение налоговых ставок автоматически не ведет к повышению собираемости налогов. При чрезмерно высоких налоговых ставках предприятия изыскивают часто не вполне законные способы минимизации своих налоговых обязательств. Для реального увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок необходимо, чтобы предприятиям было выгоднее платить уменьшенные налоги, чем рисковать получением жестких налоговых санкций за их сокрытие. Совершенствование бюджетно-налоговой политики предполагает оптимизацию расходной части бюджета и снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. С этой целью необходимо:

  • провести конкурсное выделение бюджетных средств на инвестиции;
  • отказаться от финансовой поддержки нерентабельных предприятий;
  • повысить эффективность функционирования системы социальной защиты;
  • разработать программы целевой помощи бедным слоям населения;
  • включить в систему формирования социальных фондов доходы самих работников.

Следует отказаться от предоставления индивидуальных налоговых льгот в сфере внешнеэкономической деятельности, которые не соответствуют мировой практике и снижают эффективность отечественной налоговой системы.

Направления совершенствования бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь закреплены в программных документах «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года».

Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения:

  • определено продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности;
  • повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированной бездефицитности бюджета;
  • создать эффективную систему управления государственными финансами; обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.

Для их достижения поставленных Программой задач определена этапность их решения. На первом этапе (до 2010 года) предусматривается полная отмена сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг) для формирования на республиканском и местных уровнях целевых бюджетных фондов, значительное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, оптимизация ставок подоходного налога с одновременным увеличением необлагаемого налогом минимума дохода. Также планируется упрощение налоговой системы и сокращение общего количества республиканских налогов, сборов и пошлин. Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения на базе практического применения Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.

Предусмотрено, что на втором этапе (2011 - 2020гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7 - 8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5 - 8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2011 - 2020гг. - на 2 - 4 процентных пункта [10].

Также предусмотрено достижение следующих целей:

  • повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствование моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства - налогового права, имеющий свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
  • обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

Государственная дума приняла бюджет на 2012 год и предварительный финансовый план на 2013-2014 годы. Согласно документу, дефицит бюджета в следующем году должен составить 1,5 % ВВП, а 2013-м - 1,6 % ВВП, а в 2014-м - снизиться до 0,7 процента ВВП.

В бюджете указано, что в следующем году доходы страны могут составить 11,78 триллиона рублей, а расходы - 12,656 триллиона рублей.

В 2012 году, основные акценты налоговой политики будут направлены на улучшение качественных характеристик. Предлагается одновременно решение двух задач: снижение налоговой нагрузки на прибыль и создание стимулов для инвестирования прибыли в развитие. Так, снижение налога на прибыль с 24 % до 18 % позволит оставить в распоряжении предприятий без дополнительных условий 5,6 трлн. руб. Механизмы ускоренной амортизации (даже если ими воспользуется только половина предприятий) и переносы убытков на будущие прибыли позволят оставить в распоряжении реального сектора еще 4,2 трлн. руб.

Как и раньше, основная доля доходов бюджета будет приходиться на НДС, налог на прибыль, доходы от внешнеэкономической деятельности, подоходный налог и налоги на собственность.

Что касается структуры расходов бюджета, то она будет изменена в связи с тем, что в 2012 г. на расходы по погашению и обслуживанию государственных и местных долгов будет направлено 21,4 трлн. руб. (в 2,2 раза выше платежей текущего года), а расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию госпрограмм, составят 11,8 трлн. руб. (рост в два раза к уровню нынешнего года). Однако расходы на финансирование бюджетной сферы подверглись наименьшему сокращению,. Уровень заработной платы бюджетников в 2012 г. сохранится в реальном выражении к уровню 2011 г. Сохраняется и удельный вес расходов бюджета на финансирование отраслей социальной сферы в ВВП. В качестве приоритетов определены здравоохранение и наука, образование.

Информация о работе Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь