Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 00:20, курсовая работа
Целью данной работы является анализ формирования республиканского бюджета Республики Беларусь.
Поставленная цель определяет необходимость решения ряда задач:
-рассмотреть сущность и содержание бюджета, его роль в решении социально-экономических задач страны;
-изучить состав и классификацию доходов и расходов бюджета
-провести исследование формирования доходов и расходов республиканского бюджета Республики Беларусь;
-выявить приоритетные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
6
1.1 Содержание и роль республиканского бюджета, его место в бюджетной системе
6
1.2 Виды и структура государственного бюджета
9
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12
2.1 Структура государственного бюджета Республики Беларусь
12
2.2 Структура бюджетной системы Республики Беларусь
17
3 ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
31
1.2 Виды и структура государственного бюджета
Любой бюджет состоит из двух частей: доходный и расходный. Доходы бюджета – это та часть государственных или имущественных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходов. Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.
По социально - экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации.
По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Кроме того, источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Данные средства чаще являются процентными ссудами.
Наибольшее практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные и регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.
Закрепленные доходы — это такие, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты. Такой способ распределения доходов используется при формировании доходной части бюджетов всех уровней. Это повышает значение закрепленных доходов и делает их долговременной основой любого бюджета, что должно повышать самостоятельность элементов бюджетной системы. Закрепление доходов за бюджетами различных уровней осуществляется бюджетным и налоговым законодательством. Вышестоящие бюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части этих бюджетов.
Регулирующие доходы — это доходы, которые распределяются ежегодно в отличие от закрепленных. Они закрепляются на более длительный срок.
Регулирующие источники доходов позволяют избежать негативных последствий [11,c.19-25].
Бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на пять лет). Если распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.
Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе.
Субвенция — это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
Бюджетная ссуда — это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Бюджетная ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, на стадии исполнения бюджета.
Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной; и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: расходы на содержание и ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования. Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
При составлении бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Разница между доходами и расходами образует:
-профицит, если она положительная;
-дефицит, если она отрицательная.
Первичный профицит — положительная разница между доходами и непроцентными расходами бюджета, т.е. расходами за вычетом расходов на обслуживание государственного долга.
Дефицит покрывается:
-либо заимствованиями (кредиты, продажа государственных облигаций);
-либо выручкой от продажи государственного имущества (приватизация);
-либо эмиссией денег;
-либо иными подобными операциями, например покупкой Центробанком у министерства финансов нерыночных облигаций правительства [1,c.125].
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Структура государственного бюджета Республики Беларусь
Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет свои особенности.
Расходная часть
бюджета Республики Беларусь, как
и во всех странах мира, характеризует
направление и цели бюджетных
ассигнований для развития и государственного
регулирования экономики. Бюджетные
ассигнования носят целевой характер
и, как правило, невозвратны. Так
предоставление бюджетных средств
называется бюджетным финансированием,
поскольку данное расходование средств
отличается от банковского предоставления
кредитных ресурсов. Одна из особенностей
нашего бюджета – бюджетные субсидии
аграрному сектору Республики Беларусь.
Они имеют социальную, политическую
и экономическую
Доходная
часть бюджета Республики Беларусь
почти на 80 % формируется за счёт
налоговых поступлений, поступлений
от приватизации государственной собственности
и т.п. Согласно экономической теории
доходная часть бюджета должна покрывать
расходные статьи бюджета. Однако в
условиях переходного периода, когда
объективно необходима структурная
перестройка экономики, расходная
часть бюджета превышает
Сразу обратим внимание на доходы и расходы основных статей государственного бюджета Республики Беларусь в 2009-2012гг. [5], составим сводные таблицы и проанализируем их.
Таблица 1 – Динамика и структура доходы государственного бюджета в 2009-2012гг, млрд.руб.
Наименование статьи доходов |
2009г |
2010г |
2011г |
2012г | ||||
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % | |
Налоговые доходы |
30020,679 |
89,317 |
32864,558 |
92,518 |
30020,679 |
89,317 |
83516,279 |
90,023 |
Налоги на доходы и прибыль |
2321,942 |
7,734 |
3742,416 |
11,387 |
2321,942 |
7,734 |
4768,204 |
5,709 |
Налоги на товары (работы, услуги) |
19072,445 |
63,531 |
17507,138 |
53,271 |
19072,445 |
63,531 |
50111,710 |
60,002 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7263,914 |
24,196 |
10114,220 |
30,775 |
7263,914 |
24,196 |
25377,835 |
30,387 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы |
1362,378 |
4,538 |
1500,784 |
4,567 |
1362,378 |
4,538 |
3258,530 |
3,902 |
Неналоговые доходы |
3588,017 |
10,675 |
2642,721 |
7,440 |
3588,017 |
10,675 |
9255,015 |
9,976 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
2605,657 |
72,621 |
2127,491 |
80,504 |
2605,657 |
72,621 |
5944,583 |
64,231 |
проценты за пользование денежными средствами бюджетов |
674,381 |
18,795 |
347,031 |
13,132 |
502,099 |
13,994 |
2403,235 |
25,967 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
502,099 |
13,994 |
46,497 |
1,759 |
44,658 |
1,245 |
67,515 |
0,730 |
Штрафы, удержания |
44,658 |
1,245 |
121,703 |
4,605 |
435,604 |
12,141 |
839,682 |
9,073 |
Прочие неналоговые доходы |
435,604 |
12,141 |
502,648 |
19,020 |
6189,527 |
172,505 |
628,958 |
6,796 |
Безвозмездные поступления |
2,689 |
0,008 |
15,110 |
0,043 |
2,689 |
0,008 |
0,678 |
0,001 |
ВСЕГО |
33611,385 |
35522,389 |
33611,385 |
92771,972 |
Таблица 2 – Динамика и структура расходов государственного бюджета в 2009-2012гг., млрд.руб.
Наименование статьи расходов |
2009г |
2010г |
2011г |
2012г | ||||
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Общегосударственная деятельность |
17299,53 |
43,67 |
14779,93 |
38,67 |
17299,53 |
43,67 |
44370,29 |
47,83 |
Национальная оборона |
2098,25 |
5,30 |
1469,50 |
3,84 |
2098,25 |
5,30 |
4605,81 |
4,96 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
3817,04 |
9,64 |
2475,20 |
6,48 |
3817,04 |
9,64 |
7373,68 |
7,95 |
Продолжение таблицы 2 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Национальная экономика |
7229,64 |
18,25 |
12932,67 |
33,84 |
7229,64 |
18,25 |
16879,82 |
18,19 |
Охрана окружающей среды |
307,65 |
0,78 |
233,42 |
0,61 |
307,65 |
0,78 |
531,63 |
0,57 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
41,60 |
0,11 |
10,68 |
0,03 |
41,60 |
0,11 |
64,28 |
0,07 |
Здравоохранение |
1571,56 |
3,97 |
85,80 |
0,22 |
1571,56 |
3,97 |
3791,18 |
4,09 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
740,49 |
1,87 |
537,07 |
1,41 |
740,49 |
1,87 |
1681,25 |
1,81 |
Образование |
2142,63 |
5,41 |
1423,23 |
3,72 |
2142,63 |
5,41 |
4617,38 |
4,98 |
Социальная политика |
4363,00 |
11,01 |
3024,60 |
7,91 |
4363,00 |
11,01 |
8856,64 |
9,55 |
Всего |
39611,38 |
100,00 |
38222,39 |
100,00 |
39611,38 |
100,00 |
92771,97 |
100,00 |
На основании вышеуказанных таблиц мы видим следующее:
- основную
часть доходов составляют
- присутствует снижение неналоговых доходов с 10,68% в 2009г. до 9,98% в 2012г.;
Однако в целом с 2009 по 2012 год доходы выросли на 276,01%.
- пик расходов
на поддержание
- скачет
расходов на обеспечение
- расходы
на поддержание окружающей
- однозначно
можно отметить, что расходная
часть бюджета постепенно
Важно
обратиться к доходам
Рисунок 1 – Динамика консолидированного бюджета
В сопоставление и сравнение рассмотрим динамику доходов республиканского бюджета за 2009-2012 года, которая приведена на примере диаграммы 2.
Рисунок 2 – Динамика доходов республиканского бюджета
Диаграмма показывает нам, что доходная часть бюджета в 2009-2010 г.г. не претерпевает существенных изменений на протяжении года, за исключением его окончания, когда в бюджет поступает наибольшая сумма налогов. Кривая 2011 года демонстрирует нам поэтапное увеличение доходной части бюджета, что обусловлено увеличением налоговых сборов в этот период на фоне второй волны кризиса в 2010 году. В 2012 году доходная часть бюджета претерпевает существенный переломный момент – резкое падение доходной части и резкий скачек, что демонстрирует нам уравновешение доходной части за короткий промежуток времени.
Информация о работе Анализ формирования республиканского бюджета Республики Беларусь