Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации это основа государственного управления страны. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. При рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….4
1.1. Сущность, структура и функции бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….4
1.2. Принципы построения бюджетной системы…………………….8
1.3. Система межбюджетных отношений……………………………12
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………………………….14
2.1. Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв. Возникновение советской бюджетной системы………………..14
2.2. Бюджетная система СССР в 1941 – 1980 гг…………………...18
2.3. Современная бюджетная система……………………………….22
3. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..33
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная система и бюджетное
устройство Российской Федерации это
основа государственного управления страны.
Необходимость реформирования бюджетной
системы в современных условиях
определяется объективными требованиями
экономической
Таким образом, совершенствование
бюджетного устройства способно оказать
значительное положительное воздействие
на функционирование всей рыночной системы.
И это совершенствование
Бюджетная система и реализация
эффективной политики в сфере
государственных финансов занимают
достаточно важное место в процессе
регулирования экономического развития
государства. Одним из основных инструментов
государственного регулирования экономики
является бюджетная система, которая
существенно влияет на социально-экономическое
развитие административно-
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на этапе рыночной трансформации экономики необходимо, с одной стороны, переосмысление системы финансово-бюджетных знаний, взглядов и парадигм, с другого осуществление углубленного анализа тенденций бюджетного процесса в РФ и его влияния на социально-экономическое развитие государства.
Целью исследования является раскрытие сущности и этапов формирования бюджетной системы РФ и проведение анализа бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность бюджетной системы и определить ее роль в процессе регулирования экономики;
2. определить особенности становления бюджетной системы государства;
3. Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
4. Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
5. Определить понятие
системы межбюджетных
Объектом исследования является бюджетная система РФ.
Предметом исследования является - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
Информационную базу исследования представляли законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам реализации политики в сфере государственных финансов в РФ, а также работы таких авторов, как: Дементьев Д.В., Годин А.М. и других.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе изложены теоретические и методические основы бюджетной системы. Во второй главе анализируется появление бюджетной системы. В третьей главе разработаны направления по улучшению бюджетной системы.
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов.[1] С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.
Бюджет — экономическая категория. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства.
Любые колебания или изменения
этого базиса приводят к нарушению
экономической, хозяйственной и
социальной жизни общества. По экономической
сущности бюджет представляет собой
денежные отношения, возникающие между
государством и обществом по поводу
перераспределения части
Бюджет не только категория
историческая, экономическая, но и политическая.
Его возникновение и развитие
связано с зарождением, формированием
и развитием политического
Федеральный бюджет является
основным планом государства, позволяющим
органам власти осуществлять свои властные
полномочия в экономической, социальной,
политической и иных областях и сферах
деятельности. Государственный бюджет
отражает реальные ресурсы финансовых
средств, находящихся в распоряжении
государства и определяющих возможности
государства по выполнению возложенных
на него функций. Бюджет фиксирует конкретные
направления расходования денежных
средств, распределение части
По своей структуре, с одной стороны, бюджет - это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой - это смета доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. [5]
Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются: [6]
1.Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Бюджетные средства распределяются в резервные фонды, фонды поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения.
2. Перераспределительная функция национального дохода проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.
Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.
Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.
Через бюджетные расходы
финансируются
3. Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, машиностроения, агропромышленного комплекса.
4. Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. [6]
5.Функция планирования бюджетов предполагает: определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения; разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы; разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных; разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.
6. Функция организации бюджетов предполагает: определение бюджетного устройства и бюджетной классификации; определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы; определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов. [11]
7. Контрольная функция предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Она проявляется и реализуется по следующим направлениям: контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды; контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.[6]
Таким образом, государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций.
Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ.[2] Перечислим эти принципы:
Принцип единства бюджетной системы РФ, означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.[26]
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
Информация о работе Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ