Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации это основа государственного управления страны. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. При рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….4
1.1. Сущность, структура и функции бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….4
1.2. Принципы построения бюджетной системы…………………….8
1.3. Система межбюджетных отношений……………………………12
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………………………….14
2.1. Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв. Возникновение советской бюджетной системы………………..14
2.2. Бюджетная система СССР в 1941 – 1980 гг…………………...18
2.3. Современная бюджетная система……………………………….22
3. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..33

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 73.57 Кб (Скачать файл)

Принцип адресности бюджетных  средств предполагает выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Бюджетные средства могут предоставляться в различных формах.[7]

В бюджетной системе России в настоящее время существуют четыре уровня. Это - федеральный, региональный, муниципальный и межгосударственный. [10] Последний возник в 1997 г. после образования Союза Беларуси и России. Денежный фонд Союзного государства имеет все необходимые атрибуты бюджета и занимается в основном финансированием бюджетных организаций, оборонных предприятий и силовых структур обоих стран. Правда размеры бюджета Союза невелики и его влияние на перераспределение по России Национального дохода незначительно.

В бюджетную систему России как федеративного государства  входят бюджеты трех уровней, являясь  ее самостоятельными частями. К ним  относятся государственные бюджеты  двух уровней: федеральный (республиканский) бюджет Российской Федерации и бюджеты  государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов. К третьему уровню относятся местные бюджеты.[10]

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов.

Все бюджеты в РФ существуют как самостоятельные денежные фонды. Для управления каждым регионом необходимо знать, какие средства сосредоточены  в бюджете всех уровней, функционирующих  на данной территории, поэтому законодательно предусмотрено составление консолидированных  бюджетов в масштабах РФ в целом, а также субъектов Федерации  и административно-территориальных единиц.

Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных  бюджетов существуют внебюджетные фонды  и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.[12]

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование  и обеспечение, охрану здоровья и  медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных  внебюджетных фондов определяются федеральными законами. К государственными внебюджетными фондами Российской Федерации относятся: пенсионный фонд Российской Федерации; фонд социального страхования Российской Федерации; федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и  юридических лиц и других доходов.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой  характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством  Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного  фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также  представляет собой федеральный  закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового  контроля.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

В настоящее время в экономике РФ проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом  последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики. В  итоге, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия  кризиса, обеспечить даже в сложных  экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки  наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда  позволила стабилизировать уровень  безработицы.[21]

Кризис высветил главную  проблему, делающую российскую экономику  уязвимой к колебаниям на мировых  рынках, вообще к изменениям мировой  экономической конъюнктуры. Экономика  страны по-прежнему зависима от конъюнктуры  сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные  условия и стимулы для внедрения  и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической  эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики  и производств, выпускающих продукцию  с высокой долей добавленной  стоимости, для реализации инновационных  проектов, и в целом - для модернизации социально-экономической системы  страны.[27]

           

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

В 2012-2014 гг. планируются новые  расходные обязательства принимать  только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии  ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.[4]

Подразумевается решение  следующих задач:[18]

  • обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции;
  • в среднесрочной перспективе ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти;
  • разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций - обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров;
  • необходимость разработки и реализации на практике конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий, в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;
  • необходимость повышения эффективности использования государственных инвестиций;
  • повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий;
  • повышение качества человеческого капитала;

При формировании расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы предлагается особое внимание уделить  следующим ключевым вопросам: [4]

  • Повышение эффективности социальной защиты населения.
  • Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.
  • Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.
  • Обеспечение обороноспособности страны.
  • Развитие транспортной инфраструктуры.

Основные направления  налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы выделяются следующие:[15]

  • поддержка компаний, где интеллектуальный труд является основным;
  • необходимость создания дополнительных условий для активизации инновационной деятельности;
  • потребность стимулирования энергосбережения и рационального использования природных ресурсов;
  • необходимость привлечения частных инвестиций в системы здравоохранения и образования;
  • потребность в особом внимании бесперебойной и эффективной работе по реализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного союза, по вопросам администрирования косвенных налогов и распределения между странами - членами таможенного союза ввозных таможенных пошлин.

Таким образом, все вышесказанное  показывает, что для усовершенствования бюджетной системы РФ, планируется  и предпринимается много действий, как законодательного, так и исполнительного  характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу распределения национального  дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в  воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как  закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности  и часть доходов населения. Они  направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в  различных странах, о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под  влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве.

В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации  прошла несколько этапов, была и  до сих пор связана со многими  сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства. Можно выделить следующие этапы становления и развития бюджетной системы РФ:

1) Становление бюджетной  системы от Древней Руси до  Революции 1917г.;

2) Возникновение советской  бюджетной системы

3) Бюджетная система СССР  в военные 1941-1945 годы

4) Развитие бюджетной  системы СССР в 1945-1980гг.

5) Бюджетная система на  современном этапе

Основным источником поступлений  в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться  за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета  подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное  воспроизводство и прирост запасов.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, жившего многие годы в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений.

Бюджетная политика, осуществляемая Правительством России в настоящее  время, предполагает стимулирование экономического роста через сокращение государственных  расходов и обеспечение профицита  бюджета.

Проектирование бюджета  производится с учетом динамики макроэкономических показателей, что позволяет не допускать  перерасхода бюджетных средств  и создавать дополнительные денежные резервы. При этом основными проблемами российского бюджета продолжают оставаться его высокая зависимость от мировых цен на энергоносители и значительная долговая нагрузка. Доходная база бюджета тесно связана с уровнем мировых цен на нефть.

Информация о работе Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ