Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации это основа государственного управления страны. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. При рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….4
1.1. Сущность, структура и функции бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….4
1.2. Принципы построения бюджетной системы…………………….8
1.3. Система межбюджетных отношений……………………………12
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………………………….14
2.1. Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв. Возникновение советской бюджетной системы………………..14
2.2. Бюджетная система СССР в 1941 – 1980 гг…………………...18
2.3. Современная бюджетная система……………………………….22
3. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..33

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 73.57 Кб (Скачать файл)

Основными доходными источниками  государственного бюджета того периода  были поступления от общественного  хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через  систему налогообложения и покупку  займов. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в  развитии расходов бюджета сохранилась  и в дальнейшем. [16]

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной  системы СССР сыграла налоговая  реформа 1930 -1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее  время. В ходе реформы была устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано  с Конституцией 1936 г. Усиление централизации  в управлении народным хозяйством и  финансами государства нашло  отражение в статье 14 Конституции  СССР, где было зафиксировано, что  к ведению союзных органов  власти относилось не только утверждение  государственного бюджета СССР и  отчета о его исполнении, но и  установление налогов, поступающих  в союзный бюджет, бюджеты союзных  республик и местные бюджеты.

Таким образом, в СССР была разветвленная бюджетная система.

 

    1. Бюджетная система СССР в 1941 – 1980 гг.

 

Великая Отечественная война 1941-45 потребовала всемерной мобилизации  материальных, людских и денежных ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с военными расходами  и возмещением причинённых народному  хозяйству потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные  резервы и свободные ресурсы  государственных предприятий и  хозяйственных организаций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб. Значительные средства были получены путём реализации государственных займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии.[17]

Во время войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны  налоги с населения составляли в  доходах бюджета примерно 5%, то в  военные годы они возросли до 13%. В 1942 г. Был введен военный налог. В его основу был положен принцип подушного обложения, что позволило увеличить контингент плательщиков за счет лиц, ранее не являвшихся плательщиками налогов. За период 1942-1945 гг. поступления военного налога в бюджет составили свыше 72 млрд руб., что сыграло важную роль в финансировании военных расходов и в изъятии денежной массы из обращения. [14]

Часть средств для ведения войны была получена в виде добровольных взносов населения, государственных внутренних займов, доходов от денежно-вещевых лотерей. С первых дней войны создан Фонд обороны страны, в котором концентрировались добровольные денежные и материальные взносы населения для нужд фронта. За первые полгода войны граждане страны внесли в Фонд обороны из своих личных сбережений и своего заработка более 142 млрд руб. наличными деньгами. На 1 мая 1945 г. в Фонд обороны поступило от населения: платины - 13,03 кг; золота - 130,7 кг; серебра - 9 519,1 кг; драгоценных вещей - на сумму 1 776,5 млн руб.; иностранной валюты -15,85; вкладов в сберегательные кассы - 522,2; облигаций - на сумму 4 547,7 млн руб.[17]

Таким образом, благодаря всем указанным поступлениям удалось обеспечить своевременное и бесперебойное финансирование военных расходов; затрат, связанных с перестройкой работы отраслей народного хозяйства в условиях войны, перебазированием значительной части экономического потенциала страны на Восток, а впоследствии с восстановлением разрушенных предприятий на освобожденной территории.

После окончания войны  перед финансовой системой встали задачи, связанные с переводом народного  хозяйства на мирные рельсы, его  восстановлением и дальнейшим развитием. В декабре 1947 была проведена денежная реформа и отменена карточная  система. Повысилась покупательная  способность рубля и укрепилось денежное обращение, возросла роль стоимостных рычагов в народном хозяйстве. В 1948-50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли советского рубля в 1961 был изменен масштаб цен, старые денежные знаки заменены новыми. [16]

В послевоенные годы государственный  бюджет был подчинен решению важнейшей задачи - ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля государственных расходов направлялась на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд и на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, средства направлялись на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, на увеличение государственных резервов и запасов, на социально-культурные мероприятия.

Рост поступлений в  бюджет в виде налога с оборота  и отчислений от прибыли восстановленных  промышленных предприятий позволил несколько снизить поступления  от налогов с населения.

В условиях развитого социализма усилилась роль финансовой системы  в формировании рациональной структуры  общественного производства, повышении  эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и  природных богатств в интересах  ускорения темпов коммунистического  строительства, роста народного  благосостояния и укрепления обороноспособности страны.

Финансы СССР включают финансы  социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства и общегосударственные  финансы.

Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства  образуют исходное звено системы  финансов, т. к. они непосредственно  связаны с материальным производством, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход - источники финансовых ресурсов социалистического общества.[25]

С созданием в 1974 производственных объединений и всесоюзных и республиканских  промышленных объединений в них  образуются централизованные фонды и резервы, что способствует концентрации денежных ресурсов на главных направлениях, усилению связи науки и производства.

Прибыль народного хозяйства  СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960-75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, - почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий. Увеличение амортизационных отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой основных производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.[14]

Значительно увеличились  финансовые ресурсы предприятий  и организаций, используемые на расширение производства и экономическое стимулирование.

Общегосударственные финансы  включают государственный бюджет, государственное  социальное страхование, государственное  имущественное и личное страхование, государственный кредит. Главное  назначение общегосударственных финансов - образование централизованных фондов денежных средств путём распределения  и перераспределения национального  дохода для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и  развития непроизводственной сферы, создания общегосударственных резервов.

Государственный бюджет СССР - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. Государственный бюджет СССР составляется в соответствии с планом развития народного хозяйства в целом по СССР и по союзным республикам.[16]

Бюджет выступает как  действенное орудие контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. Такой контроль осуществляется при формировании и  выполнении финансовых планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных  средств, путём систематических  проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций.

Государственные предприятия  и организации вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование  и некоторые другие неналоговые  доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы  и кооперативные организации  вносят в бюджет подоходный налог. Население  участвует в формировании доходов  государственного бюджета главным  образом путём уплаты налогов.

Союзный бюджет обеспечивает необходимыми денежными средствами финансирование имеющих общесоюзное  значение мероприятий в области  хозяйственного и культурного строительства  и обороны страны. В доходы союзного бюджета включаются: налог с оборота, таможенные и другие доходы и налоги, предусмотренные законодательством  СССР.[25]

Государственные бюджеты  союзных республик обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование хозяйственного и культурного  строительства, осуществляемого органами государственной власти и органами государственного управления союзных  республик. В доходы государственных  бюджетов союзных республик входят: платежи из прибыли и другие поступления  от предприятий и хозяйственных  организации, подведомственных министерствам  и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам  местных Советов, сельскохозяйственный налог, отчисления от подоходного налога с населения, государственная пошлина, местные налоги и некоторые другие доходы. [16]

Таким образом, государственный бюджет выполняет координирующую роль в единой системе советских финансов. По мере развития социалистической экономики возрастает роль государственного бюджета в расширенном социалистическом воспроизводстве.

 

    1. Современная бюджетная система

 

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемую нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах:[7]

Принцип единства проявляется  во взаимодействии бюджетов всех уровней  по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения  между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и  региональных фондов. Единство бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой; использованием единых бюджетных  классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты; согласованными принципами бюджетного процесса; единой денежной системой; единым порядком ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.[7]

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ означает закрепление  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого из бюджетов соответствующими представительными  органами власти; правом определять направления  использования и расходования бюджетных  средств; наличием собственных источников бюджетных доходов на каждом уровне бюджетной системы. При этом законодательно определено, что невозможно осуществить  изъятие доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджета  и сумм экономии по расходам бюджета. Законами также установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и  дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных  с изменением законодательства. Следует  отметить, что на практике эти условия  нарушаются и принцип самостоятельности  бюджетов в настоящее время не получает реального подтверждения.[7]

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы бюджетов всех уровней подлежат отражению  в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. При этом все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета означает обязательное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджета  предполагает, что при составлении  и исполнении бюджетов достижение заданных результатов необходимо осуществлять с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата должно проводиться с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип совокупного покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.[7]

В соответствии с законодательством  РФ принцип гласности предполагает обязательное предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; публикацию утвержденного  бюджета после принятия закона о  нем; информацию о ходе исполнения бюджета  по месяцам и кварталам. Секретные  статьи могут утверждаться только в  составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реальный подход к расчету  доходов и расходов бюджета.

Информация о работе Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ