Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование бюджетной системы РФ, её структуры и принципов организации.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятия бюджета и бюджетной системы
2) изучить принципы бюджетной системы
3) рассмотреть характеристику бюджетной системы РФ
4) рассмотреть основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2008-2010 гг.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 72.30 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время с  переходом экономики к рыночным отношениям, возможность государства  оказывать влияние на экономические процессы в стране сузилась, при этом значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов государства, - инструмента государственного регулирования экономики.

В этой связи важнейшей  задачей органов государственной  власти является реальная экономическая  возможность осуществления ими  властных полномочий с помощью государственного бюджета.

На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

В связи с этим изучение бюджетной системы и бюджетного процесса, обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью данной курсовой работы является исследование бюджетной системы РФ, её структуры и принципов организации.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть понятия бюджета и бюджетной системы
  2. изучить принципы бюджетной системы
  3. рассмотреть характеристику бюджетной системы РФ
  4. рассмотреть основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2008-2010 гг.

 

 

 

 

 

    1. Бюджетное устройство РФ

 

    1. Понятие и структура бюджетной системы РФ

 

Основу бюджетного устройства РФ составляет бюджетная система. Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).

В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь  ее самостоятельными частями:

1. федерального бюджета  и бюджета государственных внебюджетных  фондов;

2. бюджетов субъектов  Российской Федерации и бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

3. местных бюджетов, в  число которых входят бюджеты  муниципальных районов, бюджеты  городских округов, а также  бюджеты городских и сельских  поселений.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной  власти или местного самоуправления.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Обособленной группой в структуре бюджетного устройства России является консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет РФ - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

 

    1.  Бюджетная классификация РФ

 

Бюджетная классификация  представляет собой систему, согласно которой классифицируются доходы и  расходы по определенным признакам  и сводятся в соответствующие  группы. Бюджетная классификация  в целях облегчения планирования, учета и контроля за состоянием доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы призвана свести все разнообразные подходы по проблемам бюджетов к небольшому числу групп признаков.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация  в части классификации доходов  бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицита бюджетов РФ является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии законодательством в  распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня. Расходы  бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение  текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост  запасов).

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны  источники финансирования дефицита. Законодательством РФ установлены  предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Для покрытия дефицита бюджета  используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и  юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов другими заемщиками, выраженные в иностранной или российской валюте.

    1. Понятие, значение и содержание принципов бюджетной системы РФ

 

Важнейшее значение для развития теории и совершенствования практики бюджетного процесса имеет обоснование  принципов построения и функционирования бюджетной системы.

Принципы бюджетной системы  Российской Федерации - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положение, определяющие функционирование этой системы  и в целом бюджетных правоотношений.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

  1. законности;
  2. самостоятельности бюджетов;
  3. единства бюджетной системы РФ;
  4. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами разного уровня;
  5. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  6. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета;
  7. сбалансированности бюджетов;
  8. результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  9. общего покрытия расходов бюджетов;
  10. прозрачности бюджета;
  11. достоверности бюджета;
  12. адресности и целевого характера бюджетных средств;
  13. подведомственности;
  14. единства кассы

Рассмотрим каждый из принципов  более подробно.

Значение и содержание принципа законности заключается в  том, что бюджет должен быть утвержден  только в надлежащей правовой форме - законом. Данный принцип закреплён в ст. 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в соответствии с положениями которого федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Принцип самостоятельности бюджетов выражает право органов власти каждого уровня самостоятельно формировать соответствующие бюджеты и правом определять формы и направления расходования средств из своих бюджетов.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Несмотря на самостоятельность  каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы  РФ. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами  регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения  целевых и региональных фондов. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой экономической, в том числе и налоговой политики в стране.

Принцип разграничения доходов  и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в  соответствии с законодательством  РФ доходов и расходов за бюджетами  бюджетной системы РФ, а так  же определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ, муниципальных  образований означает определение  бюджетных полномочий органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых  доходов бюджетов РФ и местных  бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с  едиными принципами и требованиями, установленными Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной  власти органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной  власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Кодексу, являются недействительными.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым  и бюджетным законодательством  Российской Федерации, законами о государственных  внебюджетных фондах, подлежат отражению  в бюджетах, бюджетах государственных  внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Все государственные и  муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной  системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью  учитываются отдельно по доходам  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета тесно связан с принципом  общего (совокупного) покрытия расходов. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и  поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны  с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых  бюджетных фондов, средств целевых  иностранных кредитов, а также  в случае централизации средств  из бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная система РФ