Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 17:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование бюджетной системы РФ, её структуры и принципов организации.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятия бюджета и бюджетной системы
2) изучить принципы бюджетной системы
3) рассмотреть характеристику бюджетной системы РФ
4) рассмотреть основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2008-2010 гг.
Государственные внебюджетные фонды входят в первый уровень бюджетной системы РФ.
Государственные внебюджетные
фонды представляют собой целевые
централизованные фонды финансовых
ресурсов, формируемые за счет обязательных
платежей и отчислений юридических
и физических лиц и предназначенные
для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственные федеральные
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
- обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федеральное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты государственных внебюджетных фондов в форме законов одновременно с принятием Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
К государственным внебюджетным фондам относятся:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Государственный фонд занятости населения РФ.
Все эти фонды называются
внебюджетными социальными
Самостоятельность внебюджетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуществляется представительными (законодательными) органами, а исполнение бюджетов фондов - органами исполнительной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования.
Наряду с государственными
внебюджетными фондами
К экономическим внебюджетным фондам относятся:
- Федеральный и территориальные дорожные фонды РФ;
- Федеральный экологический фонд РФ;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
- Фонд развития таможенной системы РФ;
- Федеральный фонд Государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ.
Существуют также внебюджетные
фонды отраслевого и
При помощи внебюджетных фондов государство и муниципальные образования решают важнейшие социальные задачи:
1) социальной защиты населения;
2) повышения жизненного уровня населения;
3) сохранения
и улучшения здоровья
4) социальной
ориентации безработного
5) оказания социальных услуг населению.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
- обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Доходы и расходы
Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются: 1) обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами; 2) добровольные взносы юридических и физических лиц; 3) прочие доходы.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.
В аппарат управления бюджетной системой входят:
- Федеральное казначейство;
- Счетная палата
Федеральное казначейство РФ как участник бюджетных отношений было создано в структуре Минфина России в 1992 г. Главное управление казначейства, которое было одним из структурных подразделений центрального аппарата названного министерства, в результате проведенной в 2004 г. административной реформы с 1 января 2005 г. преобразовано в федеральную службу.
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием.
Они несут установленную
законодательством
В своей деятельности Федеральное казначейство руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами РФ и др.
При этом казначейство взаимодействует
с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, общественными объединениями
и иными организациями в
Задачи Федерального казначейства и его органов сводятся к следующему:
- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;
- управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов; подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.
Счетная палата РФ как участник
бюджетных отношений
В своей деятельности она руководствуется Конституцией РФ и действующим российским законодательством.
В рамках выполнения возложенных на нее задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью, к задачам службы, в частности, относится:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Осуществляя контроль за исполнением федерального бюджета, Счетная палата действует на основе принципов законности, объек-тивности, независимости и гласности. В целом она осуществляет контроль за:
- управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
- законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;
- эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;
- предоставлением государственных кредитов, а также за предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
- формированием и эффективностью использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ;
- за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
- деятельностью Банка России, его структурных подразделений, Других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;
- деятельностью Банка России по обслуживанию государственного Долга РФ;
- проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений Счетная палата осуществляет в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложении Национального банковского совета.
Стратегические цели развития Российской Федерации определены в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию. Они представляют собой программу действий на ближайшее десятилетие, охватывающую все стороны жизнедеятельности общества и определяющую общее направление и приоритеты национального развития.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, пенсионное и социальное обеспечение.