Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:54, лекция
В условиях становления рынка государственно-правовое регулирование общественных отношений в сфере финансовой деятельности Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления приобретает особую роль. Возникает необходимость использования в процессе правового регулирования финансовых отношений разнообразных форм и методов, не характерных для экономики, строящейся на командно-административных методах руководства, а также выделения из финансового права такой подотрасли, как бюджетное право.
Статья 1 Бюджетного кодекса
РФ относит к бюджетным
Бюджетные правоотношения имеют свои особенности. Основная особенность заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Отсюда и другая их особенность: бюджетные правоотношения, как и финансовые правоотношения в целом, являются разновидностью имущественных, поскольку возникают по поводу денежных средств, точнее финансовых ресурсов, государства. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении отношений между государством и организациями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований.
Следующая особенность бюджетных правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками правоотношений.
Однако государственные органы, выступая в бюджетных правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников указанных правоотношений. Права всех участников бюджетных правоотношений находятся под защитой государства, реализация их обеспечивается его принудительной силой.
Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в бюджетах и иных финансовых планах (квартальных, годовых) или в нормативах. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для бюджетных правоотношений.
Возникновение, изменение
и прекращение бюджетных
Действия – это юридические факты, являющиеся результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными – не соответствующими им. Для бюджетных правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансовых планов. В них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в процессе планового образования, распределения и использования централизованных государственных (а также муниципальных) денежных фондов. После выполнения заданий, содержащихся в планах, бюджетные правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.
На основании правовых
норм и финансовых планов общего значения
принимаются индивидуальные акты, которые
также ведут к возникновению,
изменению или прекращению
При неисполнении участниками бюджетных правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (прекращение финансирования при использовании средств не по целевому, назначению и т.п.).
События – это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение бюджетных правоотношений. Например, в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу получения субвенций.
Бюджетное право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование централизованных государственных и муниципальных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами бюджетного права. Следует различать понятия «субъект бюджетного права» и «субъект (или участник) бюджетного правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на 4 группы:
К первой группе относятся:
Российская Федерация, республики в составе
Российской Федерации, автономная область,
автономные округа, края, области, города,
районы, села и поселки. Законодательство
закрепляет право на государственный
или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными
органами, что выражает принцип народовластия,
закрепленный в Конституции РФ. В связи
с правом на самостоятельный бюджет они
обладают комплексом прав на получение
определенных бюджетных доходов и использование
их для социально-экономического развития
соответствующей территории. Государство,
национально-государственные и административно-
Ко второй группе субъектов
бюджетных правоотношений относятся: представительные
органы власти разных уровней; Правительство
РФ; правительства республик в составе
Российской Федерации; администрация
соответствующих государственных административно-
Бюджетные правоотношения могут возникать:
Третья группа субъектов бюджетных отношений включает: государственные и муниципальные предприятия; государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из него.
Что касается возможного
участия негосударственных
Четвертую группу составляют граждане и организации, выступающие субъектами отношений по поводу формирования доходов бюджетов.
Установлено, что субъектов бюджетных правоотношений характеризуют следующие признаки:
Наличие хотя бы одного из
указанных признаков для
Из этого следует, что не являются субъектами бюджетных правоотношений граждане, поскольку они не имеют необходимых признаков, а их отношения с бюджетом опосредуются либо налоговым правом, либо другими отраслями права.
Субъект бюджетного права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником бюджетных правоотношений. А субъект бюджетного правоотношения – это реальный участник, вступивший в конкретные правоотношения.
Таким образом, субъект бюджетного права — понятие более широкое, чем субъект (участник) бюджетного правоотношения. В данный момент носители бюджетных прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Вместе с тем ее объем гораздо меньше объема по другим отраслям права в силу особенностей бюджетных правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе планового образования, распределения и использования централизованных государственных, а также муниципальных денежных фондов. Например, не требуется реализации всех прав, которыми законодательство наделяет субъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д.).
Иное дело – бюджетные правоотношения: участие в них государственных органов с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области образования, распределения и использования централизованных государственных и муниципальных денежных фондов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих норм бюджетного права и других факторов субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных сверх утвержденных по бюджету доходов и др.).
Органы государственной власти и управления принадлежат к числу субъектов бюджетного права, участие которых в бюджетных правоотношениях обязательно. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. К органам исполнительной власти относятся как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции – министерства, комитеты, департаменты и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.
Участие в правоотношениях не только органов государственного управления, но и органов представительной власти – характерная особенность субъектов бюджетного права.
Юридические права и
обязанности государственных
Компетенция государственного органа власти распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий. Деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления строится в соответствии с их компетенцией.
Конституцией Российской Федерации (ст. 106) предусмотрена обязательная стадия в законотворческом процессе – рассмотрение в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законов по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
К компетенции органов государственной власти Российской Федерации в соответствии со ст. 7 БК РФ относятся: