Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучение бюджетно-налоговой политики.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты бюджетно-налоговой политики;
проанализировать бюджетно-налоговую политику РФ 90-х-2000-х годов;
показать возможные пути совершенствования фискальной политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие фискальной политики………………………………………………4
Цели и инструменты фискальной политики …………………………4
Бюджетно-налоговая политика в ходе экономического цикла…….5
Дискреционная и автоматическая фискальная политика……............6
Бюджетно-налоговая политика в 1990-2011 гг……………………………12
История формирования фискальной политики в стране…………...12
Итоги Бюджетно-налоговой политики Российской Федерации
за 2011 г. и ее основные направления за 2012-2014 гг………………..17
Пути совершенствования фискальной политики…………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«НОВОСИБИРСКИЙ
Факультет бизнеса
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Бюджетно-налоговая политика государства: механизм, последствия и эффективность
Выполнила:
Студентка: Иващенко И.
Группа: ФБ-03
Преподаватель:
Доц. Безденежных М.М.
Новосибирск
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
за 2011 г. и ее основные направления за 2012-2014 гг………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….32
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации
в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)…………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Диаграмма: сравнение доходов в целом и налоговых доходов и
платежей 2005 и 2010 гг…………………………………………………….......
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)……...35
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Диаграмма: сравнение налоговых доходов и пошли, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов 2005 и 2010 гг…………………………………….…35
Приложение Д Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (млрд руб.)……………………...36
Введение
Бюджетно-налоговая политика является главным элементом государственного финансового регулирования. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.
Бюджет на всех уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики (особенно социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д. Бюджетно-налоговая политика государства затрагивает каждого его члена.
Функционирование
Цель данной курсовой работы: изучение бюджетно-налоговой политики.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты бюджетно-налоговой политики;
проанализировать бюджетно-
показать возможные пути совершенствования фискальной политики.
1.1 Цели и инструменты ФП
Правительственные решения относительно расходов и взимания налогов должны способствовать росту общественного благосостояния. Фискальная политика — политика, направленная на изменение совокупного спроса посредством изменений государственных расходов и налогов. «Фиск» в переводе с латинского означает «казна». Фискальная политика включает в себя методы обеспечения доходов государства и расходования этих средств.1
Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
Различные инструменты по-разному
Помимо государственных
Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на экономику. Выбор типа фискальной политики зависит от экономической ситуации.2
Стимулирующая фискальная политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВВП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Данный тип фискальной политики проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.
Стимулирующая фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика двигается в направлении бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо бюджета) — превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Перерасход средств правительство может покрыть за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т.д.
Сдерживающая фискальная политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и направлена на уменьшение совокупного спроса. Данный тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных разрывов. Сдерживающая фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного излишка. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика ориентируется на положительное сальдо государственного бюджета. Избыток бюджета (положительное сальдо бюджета) — превышение налоговых поступлений над государственными расходами. Образовавшийся излишек государственного бюджета может быть, например, использован для погашения государственного долга.
Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Такая фискальная политика стимулирует совокупный спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления. В практике капиталистической экономики такое регулирование получило название «стоп-вперед» («stop-go») — тормозить при подъеме и подталкивать вверх при спаде. Это означает, что правительство должно предусматривать плановый бюджетный дефицит, если экономике грозит рецессия, либо бюджетный излишек во время экономического оживления.
Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой сознательные, целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен.3
Представим графический анализ воздействия государственных расходов на совокупный спрос. Поскольку в данном случае рассматриваем лишь одну составляющую фискальной политики (государственные расходы), то, следовательно, будем исходить из того, что налоги равны нулю (рис.1).
Рис. 1 - Влияние государственных расходов на совокупный спрос
Государственные расходы увеличивают размеры совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВВП.
Подобно инвестициям, государственные расходы обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций.
Например, при увеличении государственных расходов на оборону, предприятия, производящие военную технику получают дополнительные заказы, которые способствуют росту инвестиций этих предприятий в оборудование для производства военной техники. Следовательно, заводы, являющиеся поставщиками средств производства для первых предприятий также получают дополнительные заказы и также осуществляют дополнительные инвестиции и т.д.
Мультипликатор
где mG – мультипликатор государственных расходов;
DУ –изменение в реальном ВВП (располагаемом доходе);
DG – первоначальное изменение в государственных расходах.
mG можно также определить, используя предельную склонность к потреблению:
Таким образом, если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода, то .
В целом mG = mI .
Налогообложение вызывает сокращение дохода после уплаты налогов. Рост налогов вызовет смещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и уменьшение ВВП равновесного (рис.2).
Рис. 2 - Влияние государственных расходов и налогов на
совокупный спрос
Подобно
инвестициям и государственным
расходам, налоги также приводят к
мультипликационному эффекту. Но, в
отличие от государственных расходов,
которые оказывают более
Мультипликатор налогов показывает приращение располагаемого дохода в результате приращения налогов:
где mT – мультипликатор налогов;
DУ –изменение в реальном ВВП (располагаемом доходе);
DТ – первоначальное изменение в налогах.
Кроме того, налоговый мультипликатор можно определять также с использованием предельной склонности к потреблению:
Итак, повышение налогов приводит к уменьшению реального выпуска (дохода), а увеличение государственных доходов – к его повышению. В соответствии с теоремой Хаавельмо4, если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства: механизм, последствия и эффективность