Бюджетно-налоговая политика государства: механизм, последствия и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучение бюджетно-налоговой политики.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты бюджетно-налоговой политики;
проанализировать бюджетно-налоговую политику РФ 90-х-2000-х годов;
показать возможные пути совершенствования фискальной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие фискальной политики………………………………………………4
Цели и инструменты фискальной политики …………………………4
Бюджетно-налоговая политика в ходе экономического цикла…….5
Дискреционная и автоматическая фискальная политика……............6
Бюджетно-налоговая политика в 1990-2011 гг……………………………12
История формирования фискальной политики в стране…………...12
Итоги Бюджетно-налоговой политики Российской Федерации
за 2011 г. и ее основные направления за 2012-2014 гг………………..17
Пути совершенствования фискальной политики…………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….32

Файлы: 1 файл

фискальная политика.docx

— 144.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет бизнеса

Кафедра экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Бюджетно-налоговая  политика государства: механизм, последствия  и эффективность

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка: Иващенко И.

Группа: ФБ-03

 

Преподаватель:

Доц. Безденежных М.М.

 

 

 

Новосибирск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Понятие фискальной политики………………………………………………4
    1. Цели и инструменты фискальной политики …………………………4
    2. Бюджетно-налоговая политика в ходе экономического цикла…….5
    3. Дискреционная и автоматическая фискальная политика……............6
  2. Бюджетно-налоговая политика в 1990-2011 гг……………………………12
    1. История формирования фискальной политики в стране…………...12
    2. Итоги Бюджетно-налоговой политики Российской Федерации 

           за 2011 г. и ее основные направления за 2012-2014  гг………………..17

    1. Пути совершенствования фискальной политики…………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….32

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации  

 в  2005 – 2010 гг. (% ВВП)…………………………………………………….34

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Диаграмма: сравнение доходов  в целом и налоговых доходов  и 

платежей 2005 и 2010 гг…………………………………………………….......34

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения  добычи нефти и экспорта нефти  и нефтепродуктов в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)……...35

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Диаграмма: сравнение налоговых  доходов и пошли, связанных с  обложением нефти и нефтепродуктов 2005 и 2010 гг…………………………………….…35

Приложение Д Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (млрд руб.)……………………...36

 

Введение

Бюджетно-налоговая политика является главным  элементом государственного финансового регулирования.  Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета  есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика –  государственными доходами.

Бюджет на всех  уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса, развитии экономики (особенно  социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.  Бюджетно-налоговая  политика государства затрагивает  каждого его члена.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм – доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а  расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с организациями, предприятиями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны.

Цель  данной  курсовой работы: изучение бюджетно-налоговой  политики.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие  задачи: рассмотреть теоретические аспекты бюджетно-налоговой политики;

проанализировать бюджетно-налоговую  политику РФ   90-х-2000-х годов;

показать возможные пути совершенствования фискальной политики.

 

 

  1. Понятие фискальной политики

1.1  Цели и инструменты ФП

Правительственные решения  относительно расходов и взимания налогов  должны   способствовать росту  общественного благосостояния. Фискальная политика — политика, направленная на изменение совокупного спроса посредством изменений государственных расходов и налогов. «Фиск» в переводе с латинского означает «казна». Фискальная политика включает в себя методы обеспечения доходов государства и расходования этих средств.1



 


 

 

 

 

 Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим  инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов.

Помимо государственных закупок  имеется еще один вид госрасходов. А именно: трансфертные платежи. Они  не включаются в ВВП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств.

Инструментом отрицательного воздействия  на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к  сокращению не только потребительских  расходов, но и сбережений.

 

    1. Фискальная политика в ходе экономического цикла

Фискальная политика может  как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на экономику. Выбор типа фискальной политики зависит  от экономической ситуации.2

Стимулирующая фискальная политика имеет своей целью  преодоление циклического спада экономики и представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВВП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Данный тип фискальной политики проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.  

Стимулирующая фискальная политика осуществляется за счет роста государственных  расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика двигается  в направлении бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо бюджета) — превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений.  Перерасход средств правительство может покрыть за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т.д.

Сдерживающая  фискальная политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и направлена на уменьшение совокупного спроса. Данный тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных разрывов. Сдерживающая фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного излишка. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика ориентируется на положительное сальдо государственного бюджета. Избыток бюджета (положительное сальдо бюджета) — превышение налоговых поступлений над государственными расходами. Образовавшийся излишек государственного бюджета может быть, например, использован для погашения государственного долга.

Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Такая фискальная политика стимулирует совокупный спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления. В практике капиталистической экономики такое регулирование получило название «стоп-вперед» («stop-go») — тормозить при подъеме и подталкивать вверх при спаде. Это означает, что правительство должно предусматривать плановый бюджетный дефицит, если экономике грозит рецессия, либо бюджетный излишек во время экономического оживления.

 

    1. Дискреционная и автоматическая фискальная политика

 

Дискреционная бюджетно-налоговая  политика представляет собой сознательные, целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен.3

Представим  графический анализ воздействия  государственных расходов на совокупный спрос. Поскольку в данном случае рассматриваем лишь одну составляющую фискальной политики (государственные  расходы), то, следовательно, будем исходить из того, что налоги равны нулю (рис.1).


 

                                              

 

                                                            

                                                             

                                                                    

 

 

Рис. 1 - Влияние государственных расходов на совокупный спрос

 

Государственные расходы увеличивают размеры  совокупных расходов на рынке и стимулируют  рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВВП.

Подобно инвестициям, государственные расходы  обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных  и т.п. потребительских расходов, а также приводят к множительному  эффекту самих инвестиций.

Например, при увеличении государственных  расходов на оборону, предприятия, производящие военную технику получают дополнительные заказы, которые способствуют росту инвестиций этих предприятий в оборудование для производства военной техники. Следовательно, заводы, являющиеся поставщиками средств производства для первых предприятий также получают дополнительные заказы и также осуществляют дополнительные инвестиции и т.д.

Мультипликатор государственных  расходов показывает приращение располагаемого дохода  в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

 

,                                                    (1)

 

где mG – мультипликатор государственных расходов;

      DУ –изменение в реальном ВВП (располагаемом доходе);

      DG – первоначальное изменение в государственных расходах.

mG можно также определить, используя предельную склонность к потреблению:

 

.                                                 (2)

 

Таким образом,  если  государство повышает на определенную величину объем своих  расходов, не увеличивая при этом статей дохода, то . 

В целом  mG = mI .

Налогообложение вызывает сокращение дохода после уплаты налогов. Рост налогов вызовет смещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и уменьшение ВВП равновесного (рис.2).

 

 

 

 


 

 

 

                                                               

                                                             

 

 

 

 

 

Рис. 2 - Влияние государственных расходов и налогов на

совокупный  спрос

 

Подобно инвестициям и государственным  расходам, налоги также приводят к  мультипликационному эффекту. Но, в  отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное  влияние на совокупные расходы, налоги оказывают гораздо меньшее воздействие. Это объясняется тем, что правительственные  расходы имеют прямое воздействие  на совокупные расходы, а налоги – косвенное. Например, если правительственные расходы увеличатся на 5 руб. то совокупный спрос также возрастет на 5 руб. Однако, если  на 5 руб. уменьшатся налоги, то это еще не означает, что на 5 руб. возрастет совокупный спрос. Действительно, сокращение на 5 руб. налогов приведет к росту располагаемого дохода ( дохода за вычетом налогов) на 5 руб.  Но следует помнить, что часть экономии располагаемого дохода идет на потребление, а часть – на сбережение ( ). То есть вовсе необязательно,  что DС=5 руб. и, что совокупный спрос возрастет на 5 руб.

Мультипликатор налогов показывает приращение располагаемого дохода в результате приращения налогов:

 

,                                                       (3)

 

где mT – мультипликатор налогов;

      DУ –изменение в реальном ВВП (располагаемом доходе);

      DТ – первоначальное изменение в налогах.

Кроме того, налоговый мультипликатор можно  определять также с использованием предельной склонности к потреблению:

 

.                                       (4)

 

Итак, повышение налогов приводит к  уменьшению реального выпуска (дохода), а увеличение государственных доходов  – к его повышению. В соответствии с теоремой Хаавельмо4,  если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства: механизм, последствия и эффективность