Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучение бюджетно-налоговой политики.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты бюджетно-налоговой политики;
проанализировать бюджетно-налоговую политику РФ 90-х-2000-х годов;
показать возможные пути совершенствования фискальной политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие фискальной политики………………………………………………4
Цели и инструменты фискальной политики …………………………4
Бюджетно-налоговая политика в ходе экономического цикла…….5
Дискреционная и автоматическая фискальная политика……............6
Бюджетно-налоговая политика в 1990-2011 гг……………………………12
История формирования фискальной политики в стране…………...12
Итоги Бюджетно-налоговой политики Российской Федерации
за 2011 г. и ее основные направления за 2012-2014 гг………………..17
Пути совершенствования фискальной политики…………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….32
В связи с использованием
большей части накопленных в
Резервном фонде ресурсов на
обеспечение
Усложняющаяся экономическая и политическая обстановка на планете ведет к повышению значения и объема государственных финансов. Мировой кризис уже вынудил правительства других стран существенно увеличить социально-экономические функции государства. Это привело к тому, что доля государства в ВВП стала расти. В настоящее время через бюджетную систему в Германии, Франции уже перераспределяется 45–50 % ВВП.15
В России на рост бюджетных расходов будут влиять многие внутренние и внешние факторы: растущая продовольственная зависимость страны, низкая конкурентоспособность отечественной продукции, огромный корпоративный внешний долг, низкие темпы роста экономики, удлинение сроков решения социальных проблем. В этих условиях необходим рост бюджетных расходов на национальную экономику, науку, образование, модернизацию оборонно-промышленного комплекса, развитие инфраструктуры и т. д.
Проблемы социально
Бюджетный процесс планируется
направить через так называемые
программы развития. На сегодня определено
40 программ. Из них 12 предполагается посвятить
«новому качеству жизни» и направить
на это 46 % расходов федерального бюджета.
Насколько эффективно будут расходоваться
бюджетные средства, в том числе
и на «новое качество жизни», зависит
от того, что будет определено в
качестве конечного результата бюджетирования
в каждом конкретном случае, для
каждого конкретного объекта.
Главный аналитик компании «МК-Аналитика» Олег Буклемишев отмечает, что внешние условия для российской экономики кажутся благоприятными. «Нефтяные цены закрепились за отметкой в 100 долларов за баррель, госдолг России не превышает 10% ВВП, что очень здорово по сравнению с другими странами. Но эта внешняя благость не дает возможность нам заглянуть глубже». При этом за нынешним внешним благополучием кроются серьезные риски. Главный из них – это цена на нефть. Минфин говорит о том, что сбалансировать бюджет получится при цене в 120 долларов за баррель. Нет оснований считать, что цена продержится на таком уровне в течение длительного периода. Еще один фактор – это состояние банковского сектора. В портфелях банков доля «плохих кредитов» составляет 11–12%, и она будет расти. Третий фактор риска – состояние пенсионной системы.
Источники покрытия выпадающих доходов известны: рост акцизов на алкоголь и табак, повышение ставки НДПИ на газ для «Газпрома», перераспределение социальной нагрузки. Но эти меры не решают главной проблемы российского бюджета: слишком сильной зависимости от внешней конъюнктуры. России нужна несырьевая модель развития и соответствующая этой модели налоговая и социальная политика.
Решение задач социально-экономического
развития невозможно без повышения
эффективности бюджетной
Можно предложить следующие шаги по улучшению бюджетно-налоговой политики:
К настоящему времени, видно, что снижение налоговых ставок не
привело к уменьшению бюджетных доходов.
В то же время из последних налоговых новаций вызывает опасение
перераспределение налоговых
доходов от регионов к центру. Правительство
сокращает либо упраздняет налоги,
формирующие доходную часть региональных
бюджетов. Тем самым создается
система, при которой средства регионов-доноров
поступают «в общий котел», а затем
распределяются центром по его усмотрению.
Это подрывает стимулы на местах
и, чревато фактическим
Одно из основных
требований к российской
Заключение
Подводя итоги рассмотрения
бюджетно-налоговой политики, можно
сделать выводы, что воздействие
на экономику государственных
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.
В действительности, фискальная политика активно осуществляется для стабилизации экономики. Увеличение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов применяют, когда экономика на подъёме.
Также хочу отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.
Также замечу, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.
Конечно, необходимо совершенствовать
бюджетный механизм и укреплять
его доходную базу для укрепления
денежного обращения и
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема госбюджета, всегда будет оставаться актуальной. Но четко продуманная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика позволяет достигнуть макроэкономической стабильности, сбалансированность государственных финансов и ведет к стабильному образу жизни государства.
Приложение А
Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Доходы всего |
39,7% |
39,5% |
39,9% |
38,8% |
35,1% |
35,3% |
Налоговые доходы и платежи |
36,5% |
36,1% |
36,2% |
36,2% |
31,0% |
31,7% |
в том числе |
||||||
Налог на прибыль организаций |
6,2% |
6,2% |
6,5% |
6,1% |
3,3% |
4,0% |
Налог на доходы физических лиц |
3,3% |
3,5% |
3,8% |
4,0% |
4,3% |
4,0% |
Налог на добавленную стоимость |
6,8% |
5,6% |
6,8% |
5,2% |
5,3% |
5,6% |
Акцизы |
1,2% |
1,0% |
0,9% |
0,8% |
0,9% |
1,1% |
Таможенные пошлины |
7,5% |
8,3% |
7,0% |
8,4% |
6,5% |
6,4% |
Налог на добычу полезных ископаемых |
4,2% |
4,3% |
3,6% |
4,1% |
2,7% |
3,2% |
Единый социальный налог и страховые взносы |
5,5% |
5,4% |
5,6% |
5,5% |
5,9% |
5,2% |
Прочие налоги и сборы* |
1,9% |
1,9% |
2,0% |
1,9% |
2,2% |
2,2% |
* налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами (за исключением НДПИ), государственная пошлина, таможенные сборы |
Приложение Б
Диаграмма: сравнение доходов в целом и налоговых доходов и платежей 2005 и 2010 гг.
Приложение В
Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Налоговые доходы и платежи |
36,5% |
36,1% |
36,2% |
36,2% |
31,0% |
31,7% |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
9,2% |
10,0% |
8,1% |
9,7% |
6,0% |
8,3% |
из них: |
||||||
НДПИ на нефть |
3,7% |
3,9% |
3,2% |
3,8% |
2,1% |
2,8% |
Акцизы на нефтепродукты |
0,6% |
0,5% |
0,4% |
0,3% |
0,3% |
0,4% |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
4,0% |
4,5% |
3,5% |
4,3% |
2,7% |
3,8% |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
0,9% |
1,2% |
1,0% |
1,3% |
0,9% |
1,4% |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
27,2% |
26,2% |
28,1% |
26,5% |
25,0% |
23,4% |
Приложение Г
Диаграмма: сравнение налоговых доходов и пошли , связанных с обложением нефти и нефтепродуктов 2005 и 2010 гг.
Приложение Д
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (млрд руб.)
Показатель |
2009 г. (отчет) |
2010 г. (отчет) |
2011 г.* |
Проект |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | ||||
Доходы, всего |
7337,8 |
8305,4 |
11068,6 |
11779,9 |
12705,9 |
14091,8 |
% к ВВП |
18,9 |
18,5 |
20,7 |
20,1 |
19,6 |
19,4 |
в том числе: |
||||||
нефтегазовые доходы |
2984 |
3830,7 |
5462 |
5574,9 |
5645,8 |
6127,2 |
% к ВВП |
7,7 |
8,5 |
10,2 |
9,5 |
8,7 |
8,4 |
ненефтегазовые доходы |
4353,8 |
4474,7 |
5606,6 |
6205 |
7060,1 |
7964,6 |
% к ВВП |
11,2 |
10,0 |
10,5 |
10,6 |
10,9 |
11,0 |
Расходы, всего |
9660,1 |
10117,5 |
11098,5 |
12656,4 |
13730,6 |
14582,9 |
% к ВВП |
24,9 |
22,5 |
20,8 |
21,6 |
21,2 |
20,1 |
в том числе условно утверждаемые |
— |
— |
— |
— |
343,3 |
833,6 |
% к общему объему расходов |
— |
— |
— |
— |
2,5 |
5,7 |
Дефицит/профицит |
—2322,3 |
—1812,0 |
—29,9 |
—876,6 |
—1024,7 |
—491,1 |
% к ВВП |
—6,0 |
—4,0 |
—0,1 |
—1,5 |
—1,6 |
—0,7 |
Ненефтегазовый дефицит |
—5306,3 |
—5642,7 |
—5491,9 |
—6451,4 |
—6670,6 |
—6618,3 |
% к ВВП |
—13,7 |
—12,6 |
—10,3 |
—11,0 |
—10,3 |
—9,1 |
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства: механизм, последствия и эффективность