Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:13, реферат
Одной из наиболее важных гарантий реализации должного бюджетного обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в бюджетной сфере является ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С ее помощью решаются задачи строгой регламентации отношений в области публичных доходов или расходов, обеспечения социальной стабильности в бюджетной сфере, охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.
Глава I. Теоретические основы бюджетно-правовой ответственности
1. Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности
2. Бюджетное правонарушение как основание бюджетно-правовой ответственности
Глава II. Бюджетно-правовые санкции
1. Понятие и признаки бюджетно-правовых санкций
2. Виды бюджетно-правовых санкций
Список использованных источников
Институт Управления Бизнеса и Права
Экономический факультет
Реферат
Дисциплина: Бюджетное право
Бюджетно-правовая ответственность
Выполнила: Ковалевская А.А.
Проверила: к.ю.н. Куриленко М.А.
Ростов-на-Дону
2012 год
Содержание
Глава I. Теоретические основы
бюджетно-правовой ответственности
1. Понятие и признаки бюджетно-правовой
ответственности
2. Бюджетное правонарушение как основание
бюджетно-правовой ответственности
Глава II. Бюджетно-правовые санкции
1. Понятие и признаки бюджетно-правовых
санкций
2. Виды бюджетно-правовых санкций
Список использованных источников
Глава I. Теоретические основы
бюджетно-правовой ответственности
1. Понятие и признаки бюджетно-правовой
ответственности
Одной из
наиболее важных гарантий реализации
должного бюджетного обеспечения, соблюдения
прав и свобод человека и гражданина
в бюджетной сфере является ответственность
за нарушение бюджетного законодательства.
С ее помощью решаются задачи строгой
регламентации отношений в
До недавнего времени правовые
нормы об ответственности в
бюджетной сфере не были
Неуклонный рост правонарушений в
сфере образования и
Бюджетно-правовая ответственность, являющаяся институтом бюджетного права, выступает одновременно в качестве разновидности финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида ответственности.
В Бюджетном кодексе РФ не определяется дефиниция «бюджетно-правовая ответственность». Нарушения бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения2.
Ответственность за нарушения бюджетного законодательства сводится не только к бюджетно-правовой ответственности. В зависимости от увеличения степени общественной опасности оснований «ответственности за нарушения бюджетного законодательства», в ее содержании выделяются «бюджетно-правовая ответственность», «административная ответственность», «уголовная ответственность».
Ответственность за нарушения бюджетного законодательства — это обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а также суда соответствующих мер принуждения.
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд статей, устанавливающих административную ответственность за административные правонарушения в финансовой (бюджетной) сфере. Это ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов», 15.15 «Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе», 15.16 «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами», 15.8 «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)». Перечисленные статьи корреспондируют со статьями БК РФ (ст. 289—291, 304). Кроме того, ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ поглощает ст. 292 «Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением» и ст. 294 «Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств» БК РФ. В результате из 18 нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных частью четвертой БК РФ (ст. 289—306), остаются 12 видов нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных БК РФ (ст. 293, 295—303, 305, 306), но не названных в КоАП РФ. Эти деяния являются бюджетными правонарушениями, за совершение которых БК РФ предусмотрены, помимо штрафа в соответствии с КоАП РФ, иные меры принуждения, в том числе и меры ответственности.
Таким образом, бюджетно-правовая ответственность — это применение к субъекту бюджетного правонарушения (субъекту РФ, государственному органу, органу местного самоуправления) мер публичного государственного принуждения, выражающаяся в установлении отрицательных последствий для нарушителя, которые заключаются в наложении на него дополнительных обременительных обязанностей, предусмотренных санкцией нарушенной бюджетно-правовой нормы, в строго определенном для того процессуальном порядке.
В связи с тем, что в настоящее время БК РФ ориентирован на ответственность субъектов РФ, государственных органов, органов местного самоуправления, а ответственность должностных и юридических лиц установлена в КоАП РФ, физических лиц — в УК РФ, субъектами бюджетной ответственности за нарушения в сфере бюджетных отношений являются получатели и главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Субъект ответственности является критерием разграничения бюджетной, административной и уголовной ответственности. Непосредственными субъектами бюджетной публично-правовой ответственности следует считать как территориальный субъект в целом, так и его отдельный орган, посредством которого реализуется бюджетная деятельность государства (муниципального образования).3
Бюджетно-правовая ответственность характеризуется следующими признаками:
2.Бюджетные правонарушения
как основания бюджетно-
Для применения
бюджетно-правовой ответственности
необходимы основания. Бюджетно-правовая
ответственность наступает за неисполнение
либо ненадлежащее исполнение установленного
бюджетным законодательством
Бюджетное правонарушение — это
общественно опасное
Из данного определения
-противоправность, которая выражается в нарушении бюджетного законодательства. Общественная опасность бюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу;
-виновность — бюджетное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Однако следует учитывать, что названный признак не всегда является обязательным при характеристике бюджетного правонарушения. Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ вводит бюджетную ответственность субъекта, напрямую не виновного в совершении бюджетного правонарушения. Так, если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение, субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений бюджетного законодательства, несет главный распорядитель средств федерального бюджета, к которому применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения), утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению5.
Таким образом, мы можем говорить в определенных случаях об объективном вменении при применении финансовых санкций в рамках бюджетного права;
наказуемость деяния — совершение бюджетного правонарушения влечет для правонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовых санкций.
Для привлечения субъектов
Бюджетное
правонарушение является юридическим
фактом, который влечет возникновение
охранительных правоотношений. По своей
структуре бюджетное
Объект бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.
К объективной стороне относятся вред, причиненный правонарушением, противоправность поведения правонарушителя и причинная связь между его поведением и вредом. Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК РФ, а также в иных его нормах и федеральных законах. Как правило, отдельные указания на противоправные деяния в бюджетной сфере содержатся в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете.
Субъектами бюджетных правонарушений являются территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушения бюджетного законодательства установлена в КоАП РФ и УК РФ, на что имеются соответствующие ссылки в БК РФ.
Субъективная сторона бюджетных правонарушений характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям (бездействию) и их последствиям. В бюджетном праве имеет место как виновная, так и «безвиновная» (на основании объективного вменения) ответственность.
Как выше
отмечалось, бюджетное законодательство
не содержит прямых указаний на виновность
правонарушителя. Бюджетно-правовая ответственность
может иметь место при
В Бюджетном кодексе РФ содержится порядка 40 составов бюджетных правонарушений. Можно выделить следующие виды бюджетных правонарушений7:
1) неисполнение закона (решения) о бюджете;
2) нецелевое использование бюджетных средств;
3) неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
4) неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
5) несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
6) несвоевременное зачисление
бюджетных средств на счета
получателей бюджетных средств;
7) несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
8) несвоевременное доведение
до получателей бюджетных
9) несвоевременное доведение
до получателей бюджетных
10) несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
11), 12) несоответствие уведомлений
о бюджетных ассигнованиях,
13), 14), 15) несоблюдение обязательности
зачисления доходов бюджетов, доходов
бюджетов государственных
16), 17) несвоевременное исполнение
платежных документов на
18), 19) несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
20) отказ подтвердить принятые
бюджетные обязательства,
21), 22) несвоевременное подтверждение
бюджетный обязательств, несвоевременное
осуществление платежей по
23) финансирование расходов, не
включенных в бюджетную
24) финансирование расходов в
размерах, превышающих размеры,
25), 26) несоблюдение нормативов
финансовых затрат на оказание
государственных и
27), 28), 29) несоблюдение предельных
размеров дефицитов бюджетов, государственного
или муниципального долга и
расходов на обслуживание
30) открытие счетов бюджета в
кредитных организациях при