Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:13, реферат
Одной из наиболее важных гарантий реализации должного бюджетного обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в бюджетной сфере является ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С ее помощью решаются задачи строгой регламентации отношений в области публичных доходов или расходов, обеспечения социальной стабильности в бюджетной сфере, охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.
Глава I. Теоретические основы бюджетно-правовой ответственности
1. Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности
2. Бюджетное правонарушение как основание бюджетно-правовой ответственности
Глава II. Бюджетно-правовые санкции
1. Понятие и признаки бюджетно-правовых санкций
2. Виды бюджетно-правовых санкций
Список использованных источников
Кроме названных,
в БК РФ содержатся и другие составы
правонарушений: нарушение принципа
адресности — ст. 39; отсутствие по истечении
двух месяцев после вступления в
силу Закона о бюджете оформленных
договоров о выделении
Классификация бюджетных правонарушений осуществляется по различным основаниям.
Во-первых, в зависимости от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы.
К бюджетным правонарушениям, совершенным на стадии составления проектов бюджетов, относится несвоевременное представление проектов бюджетов;
на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов совершается такое бюджетное правонарушение, как несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК РФ;
стадия исполнения бюджета более
всех остальных подвержена бюджетным
посягательствам. На этой стадии совершаются:
неисполнение закона (решения) о бюджете;
нецелевое использование
бюджета и
государственных внебюджетных фондов;
отказ подтвердить принятые бюджетные
обязательства, кроме оснований, установленных
БК РФ; несвоевременное подтверждение
бюджетных обязательств; несвоевременное
осуществление платежей по подтвержденным
бюджетным обязательствам; финансирование
расходов, не включенных в бюджетную
роспись; финансирование расходов в
размерах, превышающих размеры, включенные
в бюджетную роспись и
на стадии подготовки, рассмотрения
и утверждения отчетов об исполнении
бюджетов бюджетным правонарушением
будет несвоевременное
Во-вторых, в зависимости от объекта
посягательств бюджетные
нарушение порядка функционирования бюджетной системы: неисполнение закона (решения) о бюджете;
нарушение законных прав и интересов
получателей бюджетных средств:
неперечисление, неполное, несвоевременное
перечисление бюджетных средств
получателям; несвоевременное зачисление
бюджетных средств на счета получателей,
несвоевременное доведение до получателей
уведомлений о бюджетных
нарушение
доходной части бюджетов: несоблюдение
обязательности зачисления доходов
бюджетов, доходов бюджетов государственных
внебюджетных фондов и иных поступлений
в бюджетную систему РФ; несвоевременное
исполнение платежных документов на
перечисление средств, подлежащих зачислению
на счета бюджета и
нарушение расходной части бюджетов: финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного
или муниципального долга; нецелевое использование бюджетных средств;
нарушение гарантий выполнения бюджетных обязательств: отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК РФ; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
нарушение порядка составления
проектов бюджетов, бюджетных росписей,
ведения бюджетной отчетности и
счетов: несвоевременное представление
проектов бюджетов и отчетов об исполнении
бюджетов; несоответствие бюджетной
росписи закону (решению) о бюджете,
уведомлений о бюджетных
Глава II. Бюджетно-правовые санкции
Под термином "санкция" в теории права понимается часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения конкретного правила поведения, а также нормативное определение мер государственного принуждения.
В качестве
общего признака любых санкций
выступают: формальная
- санкция - это обязательный
структурный элемент бюджетно-
- принимает непосредственное
участие в регулировании
- являются самостоятельными в системе правовых санкций;
- выступают как средство
обеспечения бюджетно-
- в бюджетно-правовых
санкциях закреплены
- в качестве основания
применения бюджетно-правовых
- бюджетно-правовые санкции
характеризуются особым
- бюджетно-правовые санкции
носят правовосстановительный
Бюджетно-правовая
санкция представляет собой
Бюджетно-правовые санкции представляют собой меры государственного принуждения, предусмотренные бюджетно-пра- вовыми нормами, возлагающими на правонарушителей обременения в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировки расходов, изъятия бюджетных средств, приостановления операций по счетам в кредитных организациях и иных мер в соответствии с БК РФ и другими федеральными законами.
Согласно Инструкции Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 35н о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации и ст. 284 БК РФ совершение бюджетного правонарушения влечет применение органами Федерального казначейства следующих мер принуждения:
а) списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению;
б) списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;
в) списание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил;
г) взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе;
д) взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление и перечисление бюджетных средств;
е) взыскание в установленном
порядке штрафов за нецелевое
использование средств
Следовательно, бюджетно-правовые санкции представляют собой следующие меры государственного принуждения:
пресекателъные меры — приостановление операций по счетам в кредитных организациях — ст. 290 БК РФ, аннулирование государственных или муниципальных гарантий — ст. 300 БК РФ; передача федеральным органом государственной власти исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Федерального казначейства за превышение субъектом РФ норматива расходов на обслуживание государственного долга и неспособность самостоятельно осуществлять погашение и обслуживание долговых обязательств — ст. 112 БК РФ);
предупредительные меры (например, предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета — ст. 290 БК РФ);
правовосстановительные меры (например, пеня, выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования — ст. 293 БК РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил, — ст. 289—291, 296—299, 302-303 БК РФ).
Санкции бюджетно-правовой нормы включают также административно-правовую санкцию в виде штрафа, налагаемого на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений в соответствии с КоАП РФ, а также в ряде случаев уголовно-правовые санкции в виде наказания при наличии состава преступления, предусмотренного УК РФ11.
Меры бюджетно-правовой ответственности
являются одновременно санкциями за совершение
бюджетного правонарушения. Финансово-правовые санкции
принято подразделять на два вида: правовосстановительные
и карательные (штрафные). Большинство мер бюджетно-правовой
ответственности за совершение бюджетных
правонарушений являются правовосстановительны
К ним относятся:
1) предупреждение о ненадлежащем
исполнении бюджетного
2) блокировка расходов;
3) изъятие бюджетных средств;
4) приостановление операций
по счетам в кредитных
5) сокращение или прекращение
финансовой помощи из
К числу карательных (штрафных) санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации (да и то, с некоторой оговоркой), можно отнести лишь начисление штрафа и пени. Рассмотрим виды бюджетно-правовой ответственности в той последовательности, в которой они названы.
Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса – это официальное уведомление участника бюджетного процесса о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение бюджетного законодательства.
Блокировка расходов – прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.
Блокировка расходов применяется в двух случаях: 1) если бюджетные ассигнования были выделены при выполнении определенных условий, которые, однако, не были выполнены; 2) при выявлении фактов нецелевого использования денежных средств.
Изъятие бюджетных средств – принудительное отчуждение у бюджетополучателя денежных средств, предоставленных ему на возвратной основе, путем бесспорного списания этих средств с его лицевого счета. Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств производится на основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации. Если в качестве этого органа выступает орган Федерального казначейства, то списание осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.