Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 06:49, контрольная работа
Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.
Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.
Вышеуказанные принципы разграничения полномочий нуждаются в соответствующем правовом закреплении.
Государственная целостность
федеративного государства и
обеспечение его суверенитета в
значительной мере зависят от создания
согласованных и гласных
Бюджетный федерализм, как
финансово-правовая категория, есть отношения,
возникающие на основе сочетания
принципов централизма и
Бюджетный федерализм, являющийся, частным случаем общего понятия федерализма, кроме того, представляет собой также верхний уровень межбюджетных отношений. Соответственно принципами бюджетного федерализма являются как принципы федерализма, закрепленные в Конституции Российской Федерации, так и принципы межбюджетных отношений, установленные Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ.
2.2. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Для большого федеративного государства - России - обязателен и бюджетный федерализм, система которого утверждена Бюджетным кодексом. Она включает в себя три самостоятельных уровня:
1. Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
2. Бюджеты субъектов Федерации и территориальные государственные фонды;
3. Местные бюджеты районные (городов, городских округов, муниципальных районов) и поселенческие.
Основы принципиально новой системы межбюджетных отношений заложены в утвержденной Правительством в 2001 году Программе развития бюджетного федерализма (на период до 2005 года). Документ разграничивает расходные и доходные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с “Программой развития бюджетного федерализма на период до 2005 года” совершенствование межбюджетных отношений в РФ проводилось по следующим направлениям:
1. Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
2. Разграничение расходных полномочий;
3. Разграничение налоговых
полномочий и доходных
4. Совершенствование механизма
финансовой помощи другим
5. Улучшение управления
общественными финансами на
Необходимость упорядочения
бюджетного устройства субъектов РФ
связано с существованием муниципальных
образований различных уровней,
размытостью круга вопросов местного
значения, неупорядоченностью территориального
организации муниципальных
В сфере совершенствования
разграничения расходных
В области разграничения
налоговых полномочий планировалось
существенно повысить роль собственных
доходов региональных и местных
бюджетов, уменьшив роль расщепления
налоговых доходов между
Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам было направлено на выделение в общем объеме финансовой помощи текущей, инвестиционной, выравнивающей и инвестиционной составляющих.
Приоритеты регионального
развития (2006-2008 годы) определены в Программе
среднесрочного развития России. В
апреле Правительство одобрило Концепцию
повышения эффективности
Уже принятые федеральные законы - об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти регионов, местного самоуправления, поправки в Бюджетный кодекс — создали правовую базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней. Принципиально важное здесь: разграничение расходных полномочий между органами разных уровней власти, налоговых полномочий и доходных источников между ними, перечень форм и механизмов финансовой поддержки бюджетов одних уровней другими.
Бюджетный кодекс устанавливает,
что расходы бюджетов формируются
в соответствии с расходными обязательствами,
предусмотренными законодательством
о разграничении полномочий между
органами власти всех уровней. Эти обязательства
должны исполняться за счет собственных
доходов и источников покрытия дефицита.
При делегировании своих
Если расходные полномочия
в основном уже упорядочены, то вопросы
эффективности использования
Чтобы исполнять установленные обязательства, орган любой власти должен иметь достаточные и тоже закрепленные за ним средства. Более того, проблемы разграничения налоговых полномочий и доходных источников приоритетны по сравнению с проблемами разграничения расходных полномочий между центром, регионами, муниципалитетами. Поэтому в Бюджетном кодексе, а не в законах о годовом федеральном бюджете прописаны единые для бюджетов разных уровней нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов и специальных налогов. Кодекс предусматривает “нормы одноканального направления” (“один налог — один бюджет”) и права регионов устанавливать размеры дополнительных отчислений от отдельных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Федерации и местные. Но документ обязывает региональные власти передавать в муниципальные бюджеты не менее 10 процентов консолидированных сборов от налога на доходы физических лиц. Эти меры повышают стабильность налоговых поступлений, финансовую самостоятельность региональных и местных властей, их заинтересованность в эффективном использовании средств.
К сожалению, пока еще не
приходится говорить о полной самостоятельности
бюджетов. Основные налоговые доходы,
как и прежде, концентрируются
на федеральном уровне, поэтому неизбежно
их перераспределение. Более 80 процентов
налоговых поступлений в
Сохраняется жесткая зависимость доходов регионов и муниципалитетов от отчислений от федеральных налогов и сборов. Значительный рост обязательств территорий даже обострил “ножницы” между их расходами и доходами. Серьезные бюджетные проблемы возникли при проведении муниципальной реформы, начатой в соответствии с Законом “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”. Местные бюджеты оказались не сбалансированы — новые расходные обязательства не в полной мере подкреплены источниками доходов. Расходы муниципалитетов на осуществление переданных им государственных полномочий в этом году возрастают примерно на треть. Так, в Республике Карелия финансовые ресурсы городских поселений в 1,5 раза меньше, чем необходимо, сельских — в 5 раз. Нередко средств в казне хватает лишь на зарплату работникам местной бюджетной сферы. По информации региональных контрольно-счетных органов, всего 2 процента муниципальных образований России являются самодостаточными, расходы остальных в среднем вдвое превышают их доходы. Безусловно, это ненормальная ситуация.
Самостоятельность бюджета органа власти любого уровня может быть обеспечена при условии: имеются достаточные источники доходов и есть право свободно распоряжаться ими в соответствии с полномочиями. Власть соответственно должна нести установленную законом ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств. Совершенствование распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы государства будет способствовать и разрешению конфликтов конституционно-правового характера.
В последние годы усиливается
централизация доходов на федеральном
уровне, что обусловлено необходимостью
решения крупных
Главная цель межбюджетных
отношений - выравнивание финансовой обеспеченности
субъектов Федерации. Они не направлены
на стимулирование экономического роста
территорий. Но без повышения
Концепция и Бюджетное
послание Президента предусматривают
реформирование межбюджетных отношений.
В документах, в частности, подчеркивается
необходимость
В Концепции также прописан комплекс мер, направленных на улучшение управления государственными и муниципальными финансами. Например, предусматривается создание Федерального фонда софинансирования расходов, связанных с выполнением регионами приоритетных для страны полномочий. Чтобы получить помощь из этого фонда, власти субъектов Федерации будут обязаны выделить и свою долю средств...
Развитие и совершенствование бюджетного федерализма зависят от решения неизбежно возникающих проблем. Поэтому крайне важно выработать эффективные механизмы их законодательного регулирования.
Совершенствование правового
регулирования межбюджетных отношений
связано с реализацией
Также главными направлениями совершенствования системы финансовой поддержки субъектов Федерации являются уточнение индексов бюджетных расходов на основе нормативного расчета бюджетных потребностей и внедрение принципиально новых механизмов расчета налогового потенциала регионов. На основе этого подхода будет решена проблема распределения средств федерального Фонда поддержки регионов в целях обеспечения гарантированного минимума государственных услуг посредством более полного учета природно-климатических особенностей субъектов РФ и их дифференциации в социально - экономическом положении, определяющих состояние и специфику расходно-доходной частей соответствующих бюджетов. В перспективе региональная экономика должна становиться все менее зависимой от природно-климатических факторов.