Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 05:20, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение практики финансирования образования Азнакаевского муниципального района РТ и разработка предложений по совершенствованию финансирования образования.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
- определить роль образования в социально-экономическом развитии общества;
- рассмотреть законодательные основы на которых действуют образовательные учреждения;
- выявить источники финансирования образования;
- показать действующую практику финансирования образовательных учреждений из бюджета на примере Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ;
- выявить основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура
внебюджетных источников
3. Направления
совершенствования
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Образование в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может существовать без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Образование как важнейшей фактор формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.
Институты (учреждения) образования координируют и формализуют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования.
Актуальность темы работы
обусловлена той ролью, которую
играет образование в жизни
Нехватка собственных
финансовых ресурсов в образовательных
учреждениях отрицательно сказывается
на развитии материальной базы и качестве
подготовки специалистов, вызывает отток
наиболее одаренной части научно-
Право на образование - одно из наиболее важных социально - экономических прав, реализация которого на практике во многом зависит от наличия соответствующих финансовых возможностей и гарантий. Образование, являясь одним из приоритетных направлений государственной деятельности, требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов. Разворачиваемая в образовательной сфере финансовая деятельность государства представляет собой процесс планового собирания, распределения и использования денежных фондов с целью практической реализации образовательной функции государства. Основополагающим принципом финансовой деятельности является законность, обеспечивающее планомерное движение денежных средств в строгом соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Основываясь на общих
принципах государственной
1. Каждый имеет право на образование;
2. Гарантируются общедоступность
и бесплатность дошкольного,
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии;
4. Основное общее образование
обязательно. Родители или
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Они устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования. Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними. В практической жизни об этом зачастую забывают или опираются на недостаточно четкие определения конституционных гарантий в области образования.
Сегодня современная экономика поставлена в прямую связь с научно-техническим прогрессом. Это приводит к массовому порождению новых отраслей промышленности и техники. Следовательно, - к необходимости большей интеллектуализации производства. Эффективность промышленного производства ныне в целом существенно определяется развитием науки и уровнем высшего образования. А обеспечение его функционирования требует все более образованного и специально подготовленного персонала. Поэтому кризисными явлениями в образовании озабочены ныне широкие круги деловой общественности во всем мире.
В условиях перехода к
рыночной экономике актуальность финансирования
образовательных учреждений остается
одной из главных проблем
Целью дипломной работы является рассмотрение практики финансирования образования Азнакаевского муниципального района РТ и разработка предложений по совершенствованию финансирования образования.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
- определить роль образования в социально-экономическом развитии общества;
- рассмотреть законодательные основы на которых действуют образовательные учреждения;
- выявить источники финансирования образования;
- показать действующую практику финансирования образовательных учреждений из бюджета на примере Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ;
- выявить основные
проблемы финансового обеспечен
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является процесс финансирования учреждений образования. Объектом же исследования являются расходы, финансирование учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении раскрыта актуальность темы, определены предмет и объект исследования, сформулированы его цель и задачи.
В первой главе раскрываются вопросы значения образования, финансирования образовательных учреждений и правовых основ образования.
Во второй главе затронуты вопросы, связанные с анализом финансирования бюджета и внебюджетных источников финансирования Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ.
Третья глава посвящена разработке мероприятий по повышению эффективности деятельности образовательных учреждений, современным проблемам и путям их решения.
С базы практики использовались: смета расходов Управления образования Азнакаевского муниципального района РТ за 2007, 2008 и 2009 годы; отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств за 2008 и 2009 годы; отчеты об исполнении смет главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета за 2007, 2008 и 2009 годы.
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение
образования в социально-
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.
История образования началась задолго до того, как она стала государственной системой. Уже в первобытном обществе, когда не было еще никаких государств, люди учились объясняться друг с другом сначала жестами, а потом с помощью языка. Библейская легенда о Вавилонской башне рассказывает о том сказочно прекрасном времени, когда все люди понимали друг друга, потому что говорили на одном языке. Вероятно, человечество нарушило какие-то законы Природы, потому что, рассердившись, Бог смешал все языки. Каждому народу пришлось веками трудиться над формированием своего родного языка. Дальнейшая потребность в общении привела к возникновению письменности, которая развивалась параллельно в различных культурах. Появление письма дало возможность обучаться грамоте самим и учить других. Так от берестяных грамот и рукописных азбук к первым русским букварям, от первых школ к первым высшим учебным заведениям и университетам, от начала Петровского профессионального образования к учреждению первого органа государственного управления образованием и ведет нас "история – учительница жизни".
Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства – информационного общества – принципиально изменяют роль информации и знаний в социальном и экономическом развитии [24;58].
Как отрасль социальной сферы образование
- это процесс и результат, система
учреждений и государственная политика
в области получения
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение.
Информация о работе Финансовое обеспечение учреждений образования