Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 05:20, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение практики финансирования образования Азнакаевского муниципального района РТ и разработка предложений по совершенствованию финансирования образования.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
- определить роль образования в социально-экономическом развитии общества;
- рассмотреть законодательные основы на которых действуют образовательные учреждения;
- выявить источники финансирования образования;
- показать действующую практику финансирования образовательных учреждений из бюджета на примере Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ;
- выявить основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Одно из основных направлений финансовой политики – обеспечение достаточного финансирования соответствующих бюджетов. Для этого в мае 2009г. Правительством РФ были утверждены «Правила распределения дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2009 год». С использованием этой методики отбор субъектов РФ для предоставления дотаций производится на основании показателей, характеризующих сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ, от которой зависит сбалансированность местных бюджетов.
При этом право на получение дотаций имеют субъекты РФ, в которых при исполнении консолидированных бюджетов сложился недостаток доходов на финансовое обеспечение расходных обязательств. Из распределения исключаются регионы, уровень фактической бюджетной обеспеченности которых на 10 % выше среднероссийского показателя. Условием предоставления указанных дотаций является отсутствие просроченной задолженности по социально значимым расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Основным условием стабильного функционирования муниципальных образований является обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе реальной оценки их финансового положения.
В результате основные проблемы появились не у федерального бюджета, а у региональных и местных бюджетов. Это – и снижение поступлений от налога на прибыль организаций, и рост безработицы, влекущий за собой сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц, являющегося основной составляющей доходов региональных и местных бюджетов.
В связи с этим вводится механизм адресной финансовой помощи региональным и местным бюджетам. Этот вопрос решался при внесении изменений в федеральный бюджет 2009г., которые содержат новые условия и параметры развития экономики страны. Внесение данных изменений позволит решать следующие задачи:
- безусловное выполнение всех социальных обязательств, взятых на себя государством, и реализацию национальных проектов;
- пересмотр всех инвестиционных проектов на основе анализа их эффективности и безотлагательности, а также определения возможности использования их в качестве «локомотивов» стабилизации экономики.
Важнейшей проблемой является не только объем финансовых средств, но и обеспечение прозрачности и эффективности их использования. Инструментом, обеспечивающим эти принципы, станет Федеральный закон «Об отчете Правительства РФ и информации Центрального банка РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики», принятый Государственной Думой 22 мая 2009г. Этот закон обязывает Правительство РФ ежеквартально представлять парламенту всю информацию о средствах, идущих на преодоление кризиса с указанием не только банков, но и конечных получателей этих средств.
Предложения по решению проблем бюджетного финансирования:
1. Необходимо упорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:
- передачу права утверждения
сводной сметы доходов и
- включение бюджетополучателей
в процедуру разработки
- пересмотр срока доведения
уведомлений о бюджетных
- доведение уведомлений
о бюджетных ассигнованиях,
- предоставление права
бюджетополучателям
- корректировку росписи
расходов бюджета на основе
фактически произведённых
- передачу утверждённой
сметы доходов и расходов в
течение одного дня со дня
её получения бюджетным
- компенсацию по решению судебных органов морального и материального ущерба бюджетному учреждению казначейством в размере, превышающем размер недофинансирования, повлекшего указанный ущерб;
- сохранение за бюджетным
учреждением остатка средств,
обоснованно образовавшегося
2. Необходимо при определении
объёмов бюджетного
- общий объём бюджетного
финансирования образования
- в качестве приоритетных
статей экономической
3. Целесообразно изменить
подходы к бюджетному
- обеспечить концентрацию
финансовых ресурсов на
- повысить обоснованность
проводимых работ,
- обеспечить правила взаимодополнения бюджетных и внебюджетных ресурсов при решении единых инвестиционных задач без нанесения финансового урона учреждению.
4. Необходимо отказаться
от практики централизованного
планирования структурных и
5. При переводе стипендий
в разряд адресных социальных
выплат следует сохранить
6. Целесообразно отменить
регрессию единого социального
налога для образовательных
7. Необходимо предусмотреть
возможность отмены финансирова
8. Необходимо освободить
бюджетные учреждения от
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
Сегодня много говорится о качестве: качество производства, качество продукции, качество питания и т.д., проверить которые можно с помощью определенных вещественных показателей. Сущность эффективности любого экономического явления заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат – трудовых, материальных и финансовых – добавиться существенного увеличения результата конкретной деятельности. Следовательно, чем больше соотношение результатов деятельности и затрат, тем выше эффективность.
Но есть определенная категория потребностей людей – услуги, в частности, образование, качество которого сложно оценить, так как оно не исчерпывается результатом обучения. Это и оснащенность школы, в которую пришел учиться ребенок, и квалификация учителя, который преподает ему урок, и многое другое. Все эти факторы оказывают сильное влияние на результат, на итоговую оценку. Несмотря на сложную корреляционную зависимость от многих факторов, стоит задача: создавать такие условия, чтобы ученики и студенты получали качественное образование.
На сегодняшний день уже можно считать общепринятым, что наиболее эффективным является финансирование бюджетной услуги, а не бюджетного учреждения. Необходимость отказа от финансирования учреждений и переход к финансированию бюджетной услуги определенного объема и качества зафиксирована в Республиканской программе региональных финансов.
В случае оценки эффективности услуги общего образования должна идти речь не о том, много или мало средств выделяется учреждениям образования, а о том, как более рационально и с наибольшим эффектом использовать выделяемые средства. Нужно в этом направлении очень тщательно поработать и создать систему выявления эффективности использования бюджетных средств в системе образования Республики Татарстан, оценки эффективности деятельности муниципалитетов по модернизации системы образования, включая показатели реструктуризации (оптимизации) сети учреждений.
Эта работа предусматривает изменение механизмов финансирования отрасли, создание учреждений новых организационно-правовых форм, перевод учреждений в автономию, развитие частно - государственного партнерства, реструктуризацию сети учреждений, оснащение современным учебным оборудованием. Наиболее эффективным является финансирование бюджетной услуги, а не бюджетного учреждения.
На первый план выходит вопрос о более рациональном и наиболее эффективном использовании выделяемых средств. В этой связи необходимо создать систему оценки эффективности использования бюджетных средств в системе образования, деятельности муниципалитетов по модернизации системы образования.
Эффективность деятельности
системы образования Республики
Татарстан характеризуется
- введение нормативного подушевого финансирования;
- как следствие введения
нормативного подушевого
- введение новой системы оплаты труда.
Основным механизмом, позволяющим повысить эффективность бюджетных расходов в образовании, признан переход от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательной услуги, учащихся.
Применение подушевого норматива в общем образовании является своего рода спусковым механизмом для активизации оптимизации сети учреждений, формирование новой системы оплаты труда учителей, связанной непосредственно с результатами их работы, в целом повышения эффективности бюджетных расходов, повышения степени прозрачности бюджетного процесса, роста доступности образовательной услуги.
Финансирование
Тогда как расчет бюджета с применением подушевого бюджетного норматива на учащегося позволяет сформировать бюджеты исходя из формализованных, строгих и прозрачных критериев, произвести выравнивание бюджетной обеспеченности.
Реструктуризация
Информация о работе Финансовое обеспечение учреждений образования