Формирование стратегии инновационного развития предприятия (на примере хлебобулочного производства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:42, автореферат

Описание работы

Облик казахстанского экономического общества в XXI веке изменился. Создалось новое поколение производительных сил. Новые формы организации труда, производительного процесса и управления кардинально изменили вид предприятия и обрабатывающей промышленности в целом. Подверглись значительному обновлению механизмы воспроизводственного процесса и распределение национального богатства. В основе этих качественных перемен лежит научно-технический прогресс, внедрение в общественное производство новой техники и технологии. Знание, полномасштабные оценка и анализ инновационной деятельности и механизма ее реализации приобрели решающее значение для практической деятельности отраслей пищевой промышленности республики и их дальнейшей интеграции в мировое сообщество.

Файлы: 1 файл

autoref_estekova.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Одним из важнейших приоритетов  стратегического развития хлебобулочного производства не только Актюбинской области, но и республики должно стать инновационное развитие производства высокотехнологичных машин и оборудования для социально значимых отраслей экономики посредством поставки оборудования по импортузамещения.

Следующим направлением улучшения инвестиционно - инновационного потенциала хлебобулочного производства является широкое использование  долгосрочных банковских кредитов. Все  это должно одновременно пополняться  денежными средствами на основе налоговых льгот при проведении инновационных мероприятий.

Для формирования устойчивого  спроса на инвестиции необходим государственный  протекционизм инновационного развития хлебобулочной отрасли приграничных областей республики.

На основе проведенного анкетирования, в котором участвовали 9 хлебобулочных предприятий города Актобе, был проведен маркетинговый анализ. В результате чего получена информация, позволяющая оценить основные направления развития инновационного маркетинга на хлебобулочных предприятиях (таблица 4).

 

Таблица 4 – Состояние  и перспективы инновационного развития хлебобулочных предприятий города Актобе

Предприятие

Соответствие объемов реализации продукции объему производства предприятия

АО «Темирбетон»,

ДГП «Енбек-Актобе»,

ТОО «Каравай»,

ТОО «Атамекен»

Производство и реализация продукции  исходит из возможностей предприятия. Исследование рынка не проводится. Ассортимент продукции не пересматривался  несколько лет.

ТОО «Бродмастер»,

ТОО «Коктас- Актобе»,

ТОО «Орь»

Планомерно проводится увеличение рынка сбыта, при этом используются различные меры по стимулированию продвижения товара на рынок (например, реклама). Пересмотр ассортимента продукции не проводился из-за отсутствия средств.

ТОО «Рамазан»,

ТОО «Актобе-нан»

Проводится исследование рынка, учитываются изменяющиеся потребности потребителя. Своевременно происходит пересмотр ассортимента и номенклатуры продукции. Повышается качество продукции.

Примечание - Разработано автором 


 

Как показал опрос, четыре предприятия не используют маркетинговые исследования. Им необходимо больше внимания уделяет вопросам рекламы и разработки фирменного стиля. Три предприятия получают достаточную прибыль на данный момент, но в перспективе стремление к долгосрочному инновационному развитию будет затруднено в условиях жесткой рыночной конкуренции. На наш взгляд предприятиям необходимо стремиться в первую очередь удовлетворить потребности покупателей, а уже во вторую –максимилизировать прибыль. Только два предприятия придерживаются концепции инновационного маркетинга. Для повышения производительности необходимо исследование рынка проводить комплексно и периодически.

Все отмеченные недостатки указывают на то, что назрела необходимость  формирования и внедрения стратегии  инновационного развития предприятия, выработки фирменной продукции с сохранением секретов производства.

Актюбинский рынок хлебобулочных  изделий является намного более  перспективным, чем о нем принято  думать. Его перспективность заключается  в том, что он является рынком продуктов, но не брендов. Все это дает основание полагать, что основным движущим рычагом в развитии будет являться создание узнаваемых торговых марок хлебобулочных изделий.

Емкость хлебобулочного рынка Актюбинской области также  значительно недооценена. Вследствие того, что она постоянно расширяется за счет постепенного снижения импорта. Но на продовольственном рынке Актюбинской области доминирующее место на прилавках магазинов занимает именно импортная продукция (в большинстве -  российские продукты питания). Низкая эффективность мер по урегулированию данных проблем может привести к деградации отрасли в области. Так как ужесточение конкуренции ставит актюбинские хлебобулочные предприятия перед необходимостью снижения себестоимости, то есть присутствие импортной продукции на рынке стимулирует отечественное хлебобулочное производство. Но бесконтрольный импорт весьма опасен. Необходима некая середина. По мнению многих казахстанских ученых перспективной задачей хлебопеков должна стать ни сколько защита от импорта, а, сколько стремление к экспортной ориентации.

Для дальнейшего инновационного развития хлебобулочного производства в Актюбинской области требуются  следующие мероприятия:

  • развитие  производства  фортифицированной  муки  в  области  и мероприятия по переходу на массовое производство фортифицированной муки;

- поставки оборудования фортификации муки для различных типов мельниц, презентации компаний - производителей оборудования.

- стимулирование объединения мелких  товаропроизводителей в средне- и крупнотоварные хозяйства;

- разработка и реализация мер по стимулированию производства 
качественной продукции, организация специализированных пунктов по заготовке, хранению и первичной обработке сырья;

- внесение   изменений   в   налоговое   законодательство   с   целью 
снижения налоговой нагрузки по НДС;

- увеличение объемов финансирования  бюджетных программ субсидирования  ставки вознаграждения банков  второго уровня по кредитам, выдаваемым предприятиям хлебобулочного производства, и организации лизинга оборудования;

- активизация   институтов   развития   в   вопросах   инвестирования предприятий хлебобулочного производства;

  • создание межрегиональных центров по подготовке и переподготовке кадров управленческого звена, технического и обслуживающего персонала для хлебобулочного производства;  
  • субсидирование затрат на перевозки сельскохозяйственного сырья из сельских   населенных пунктов, расположенных на расстоянии 100 километров и более от перерабатывающих предприятий;
  • улучшение информационного обеспечения товаропроизводителей, в том числе по анализу рынка, маркетингу и новым технологиям, активизация работы сельских информационно-консультационных центров;

- совершенствование методов  статистических наблюдений с  целью обеспечения их полноты  и достоверности.

Реализация мероприятий, отмеченных выше, положительно скажется на динамике развития хлебобулочного производства пищевой промышленности не только Актюбинской области, но и республики в целом. 

Внедрение новой техники и технологий, которые сопутствуют становлению  экономики республики, позволит хлебобулочному производству на мезо уровне – Актюбинской области динамично развиваться, соответствуя республиканским и мировым стандартам качества, что в дальнейшем поспособствует  повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Развитие хлебобулочного производства Актюбинской области невозможно без  развития хлебобулочных предприятий области, которое можно эффективно обеспечить на базе инновационного продвижения.

Основные приоритеты индустриально - инновационной Стратегии развития Казахстана на 2003-2015 годы будут являться отправным звеном при формировании инновационной стратегии развития предприятий хлебобулочного производства.

Рассматривая современный  рынок хлебобулочного производства Актюбинской области, следует отметить наличие тенденций, которые в  свою очередь можно определить как трудно предсказуемые, имеющие инновационный характер, неожиданно появляющиеся и охватывающие глобальное пространство. Для проведения активной инновационной, производственной политики в сформировавшихся условиях  предприятие хлебобулочного производства должно обладать высоким уровнем устойчивости, быть гибким и адаптивным по отношению к постоянным изменениям внешнего окружения. 

На наш взгляд избранная инновационная  стратегия позволит предприятию  развиваться по некоторой заданной траектории посредством внедрения нововведений. Наличие конкретной стратегии инновационного развития предприятию позволит повысить эффективность производственного процесса и рентабельность финансово-хозяйственной деятельности. Устойчивость инновационного развития ТОО «Актобе-нан» будет определяться согласно избранной стратегии, реализация которой зависит от потенциала предприятия и проведенного им мониторинга инновационного развития.

Для организации системы мониторинга  устойчивости инновационного развития и обеспечения лучшего функционирования на ТОО «Актобе-нан» были предприняты следующие мероприятия:

- определение состава подотделов, принимающих участие в реализации  мониторинга;

- определение специалистов, отвечающих  за проведение мониторинга инновационного развития и внедрение принципов анализа и оценки эффективности инновационной деятельности предприятия.

В рамках ТОО «Актобе-нан» проведение мониторинга устойчивости инновационного развития предполагает оперативное  отслеживание динамики инновационного развития с целью не допущения критического уровня на основе сравнения полученных значений с их желаемыми результатами. Общую экономическую эффективность реализации инноваций на практике рассчитать довольно таки сложно, и не всегда полученный результат правдив. Так как эффективность складывается из эффектов от отдельных инвестиционных и инновационных проектов.

На предприятии ТОО «Актобе-нан» функционирует отдел маркетинга, но фактически это отдел маркетинг - менеджмент. Маркетинговые исследования проводятся нерегулярно, анализ тенденций развития потребностей и спроса, покупательского поведения, контролируемой доли рынка также проводятся периодически. Совершенствование деятельности предприятия на основе инновационного маркетинга сдерживается недостаточной изученности рынка, отсутствием научных разработок и связей с научными институтами, мало внимания уделяется вопросам рекламы, продвижения новой продукции на рынок. Фирменный стиль продукции не пересматривался несколько лет.

Для эффективного проведения мониторинга инновационного развития и внедрение принципов анализа и оценки эффективности инновационной деятельности предприятия необходимо открыть рабочую позицию – инновационный менеджер, который подчиняется заместителю директора по производству либо самому директору. Инновационный менеджер помимо аналитических способностей должен обладать умением мотивировать внедрение инноваций или инновационных технологий перед участниками инновационного процесса.

Разработанная в исследовании система  эффективности инновационной деятельности, в частности инновационных проектов, позволила не только повысить эффективность производства в целом, но и проанализировать, и отобрать оптимальную инновационную стратегию, которая в свою очередь будет соответствовать поставленным целям и задачам ТОО «Актобе-нан», а направления инновационного развития заключаются в следующем:

    • своевременно регулировать структуру ассортимента выпускаемой продукции;
    • определение оптимальной структуры выпускаемой продукции, мобилизация производственных и инвестиционных ресурсов для развития наиболее перспективных направлений инновационной и производственной деятельности;
    • производство высококачественных продуктов, поддержание имиджа и собственной товарной марки, способных обеспечить высокое качество выпускаемой продукции;
    • использование  в производственном процессе высокотехнологического инновационного оборудования;
    • информатизация и применение новых компьютерных программ в расчете эффективности производственных процессов;
    • организация новых производств профильной фасованной продукции с длительным сроком хранения;
    • создание стабильного коллектива из наиболее   квалифицированных   и   компетентных специалистов для выполнения задач, стоящих перед предприятием.

Инновационная политика предприятия ТОО «Актобе-нан» на наш взгляд должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, улучшение качества производимых хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий и расширение рынка сбыта, а это требует отражения в разработанной инновационной стратегии предприятия.

Предлагаемое своевременное  регулирование структуры ассортимента выпускаемой продукции позволит ТОО «Актобе-нан» его значительно  расширить и выйти в смежные  высокорентабельные секторы производства, свободные от жесткой конкуренции.

Стратегия внедрения  на рынок новых товаров является одним из подразделов инновационной  стратегии предприятия ТОО «Актобе-нан». После изучения запросов потенциальных  потребителей, конкурентной среды, характеристики товара (потребительская стоимость, удовлетворяющая те или иные потребности покупателя) пришли к выводу о необходимости повышения конкурентоспособности предприятия. Конкурентное преимущество на наш взгляд может быть достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной, единственной в своем роде продукции, основанной на собственных конструкторских разработках - зернового хлеба «Здоровье», так как для уничтожения такого преимущества конкурентам надо либо разработать аналогичную продукцию, либо придумать что-то лучше, либо заполучить секреты производства товара с наименьшими затратами. Все эти пути требуют у конкурентов дополнительных затрат и времени. При этом достигается еще одно очень важное преимущество на рынке – репутация предприятия.

Информация о работе Формирование стратегии инновационного развития предприятия (на примере хлебобулочного производства)