Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является бюджетная политика России, предметом исследования - государственный бюджет. Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
• рассмотреть структуру государственного бюджета;
• определить основные макроэкономические функции государственного бюджета;
• изучить профицит и дефицит бюджета;
• изучить мультипликатор сбалансированного бюджета;
• проанализировать балансирование бюджета и его особенности в России.
Введение
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
3. Балансирование бюджета. Основные направления бюджетной политики в России.
Заключение
Список литературы
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на текущий год. Общие принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 17 июля 1998 г. и утвержденный Федеральным Законом № 145 ФЗ 31 июля 1998 г.
Государственный бюджет Российской Федерации – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения.
Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Сущность государственного
бюджета любой страны определяется
ее социально-экономическим
В определении отражены три существенных признака бюджета:
- бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он – смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования,
- бюджет представляет собой финансовый план государства,
- этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.
Государственный бюджет – это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.
Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень — федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
- второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень — местные бюджеты.
Федеральный бюджет и
бюджеты государственных
Федеральный бюджет решает такие задачи как национальная оборона, обустройство и охрана государственных границ, фундаментальные научные исследования. Задачи, решаемые на уровне субъекта Федерации: финансирование приоритетных для данного региона экономических программ, жилищно-коммунальное хозяйство. На местном уровне решают следующие задачи: содержание органов местного самоуправления, спорт, культура. При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляется аккумулированные государством средства.
Доходы госбюджета это:
- налоги на доходы юридических и физических лиц;
- поступления от реального сектора (налог на прибыль);
- поступление косвенных налогов и акцизов;
- пошлины и неналоговые сборы;
- региональные и местные налоги.
Увеличение доходов госбюджета возможно как за счет повышения налогов и их собираемости, так и за счет гибкого налогообложения, т.к. снижение налогового бремени приводит к расширению производства. Доходная часть государственного бюджета образуется за счет поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.), а так же за счет налогов. Налоги образуют основную часть (75-85%) доходной части бюджета. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.
Налоги – это обязательные
платежи физических и юридических
лиц в государственный и
В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и экономическую.
Фискальная функция – заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.
Регулирующая функция
– заключается в том, что снижение
или повышение налогов
Перераспределительная функция – заключается в том, что собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ (на развитие социальной сферы, защиту окружающей среды).
По объектам налогооблажения различают три вида сборов в бюджет:
- налог на доходы ( зарплату, прибыль, девиденды, гонорары и др.);
- налог на имущество (земля, леса, предприятия, дома и др.);
- налог на расходы покупателей (при покупке вина, сигарет).
По способам взимания налоги делятся на:
- прямые – налоги, взимаемые непосредственно с получателей доходов (НДФЛ), либо с владельцев имущества (налог на собственность);
- косвенные – налоги включаемые в цены определенных товаров и взимаемые с покупателей этих товаров при их продаже (акцизы, таможенные пошлины).
По способу определения размера налога различают три основные системы:
- пропорциональные – это налоги с неизменной процентной ставкой, независящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества;
- прогрессивные – это налоги, ставка которых по мере роста доходов также растет;
- регрессивные – это налоги, ставки которых с ростом облагаемых сумм снижаются.
По уровню бюджета налоги подразделяются на:
- федеральные, поступающие в государственный или федеральный бюджет (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и др.);
- региональные, поступающие в бюджеты республик, краев и областей (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и др.);
- местные, поступающие в бюджеты районного или городского уровней (земельный налог, курортный сбор, налог на рекламу, налог на содержание жилого фонда и др.).
Расходы бюджета - это
денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций го
Расходы госбюджета на:
- промышленность, сельское хозяйство;
- социальную политику, науку, здравоохранение;
- государственное управление;
- международную деятельность;
- оборону, правоохранительную деятельность.
Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества. Так, увеличивая расходы, государство может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных сфер экономики: прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, гранты, кредиты).
Доля основных статей в структуре расходов и доходов в государственном бюджете стран с развитой рыночной экономикой приблизительно следующая :
Рисунок 1 – Структура расходов в государственном бюджете
Сущность бюджета реализуется через его основные функции: мобилизационную; контрольную; распределительную; стимулирующую; социальную.
Мобилизационная функция связана с тем, что госбюджет обеспечивает поступление денежных средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредотачиваются огромные ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее Центральный банк, государственные казначейства, налоговые инспекции и другие органы.
Распределительная функция связана с перераспределением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.
При помощи бюджета решаются
вопросы финансового
Стимулирующая функция связана с тем, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, изменять структуру спроса и потребления.
Социальная функция
проявляется в аккумуляции
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) зачастую доходы бюджета не покрывают расходы. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.
Информация о работе Государственный бюджет, как инструмент государственного регулирования