Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является бюджетная политика России, предметом исследования - государственный бюджет. Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
• рассмотреть структуру государственного бюджета;
• определить основные макроэкономические функции государственного бюджета;
• изучить профицит и дефицит бюджета;
• изучить мультипликатор сбалансированного бюджета;
• проанализировать балансирование бюджета и его особенности в России.
Введение
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
3. Балансирование бюджета. Основные направления бюджетной политики в России.
Заключение
Список литературы
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (таблица 3.4)
Таблица 3.4 - Расчет предельного объема расходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего |
7 783,8 |
8 617,8 |
834,0 |
9 131,7 |
513,9 |
9 983,9 |
852,2 |
%% к ВВП |
17,3 |
17,4 |
16,5 |
16,1 |
|||
Источники покрытия дефицита |
2 428,6 |
1 767,3 |
- 661,3 |
1 712,9 |
- 54,4 |
1 765,2 |
52,3 |
%% к ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
|||
Расходы |
10 212,4 |
10 385,1 |
172,7 |
10 844,6 |
459,5 |
11 749,1 |
904,5 |
%% к ВВП |
22,7 |
20,9 |
19,6 |
19,0 |
|||
в том числе условно утверждаемые |
271,1 |
587,5 | |||||
%% к общему объему расходов |
2,5 |
5,0 |
Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году.
Заключение
Одним из механизмов, позволяющих
государству проводить
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на текущий год, отражающий его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный, региональный и местные бюджеты.
К основным функциям бюджета относятся: мобилизационная, распределительная, контрольная, стимулирующая, социальная.
По своей структуре бюджет состоит из расходной и доходной частей. Если расходы больше доходов, то государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом. Принято различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Нормальное состояние госбюджета является его сбалансированность. Однако часто образуется бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Для покрытия дефицита приходится прибегать к печатанию новых денег, увеличивать внутренний и внешний долг, что имеет ряд отрицательных последствий. Действительные меры по улучшению соотношения бюджетных доходов и расходов ведут к профициту (превышению доходов над расходами).
Благодаря новой бюджетной политики (сейчас эта политика регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 2000 г.) в России впервые был достигнут бюджетный профицит, что позволило государству полностью выполнять все бюджетные платежи, а дополнительны доходы направлять на решение первоочередных задач. Повышение эффективности функционирования бюджетной системы России позволит улучшить ее финансовые отношения с другими государствами.
Проанализировано балансирование бюджета и его особенности в России. В результате анализа выявлено, что при спаде доходы бюджета сокращаются, поэтому дефицит бюджета увеличивается, а профицит сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается, а профицит увеличивается. Идеальный вариант - бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов.
Сбалансированный бюджет
является основой нормального
В настоящее время в России сохраняется стратегическая цель вернуться к бездефицитному бюджету к 2015 году, поскольку долго жить в долг страна не может.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:
- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение, в порядке межбюджетного регулирования, доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
- определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;
- установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчетности об исполнении и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управление долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;
- установление порядка формирования доходов федерального бюджета бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
- установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, задачи курсовой работы решены, цель
достигнута.
Список литературы
1 Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах // Финансы. - 2010.- № 7. - С. 3-9.
2 Дробышевский С. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы / С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев, И. Соколов // Вопросы экономики. - 2011.- № 1. - С. 4-25.
3 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов// Финансы.– 2010. - № 8. – С. 3-6.
4 О федеральном бюджете Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Финансовый бизнес. – 2012. - № 1. – С. 2-9.
5 О федеральном бюджете Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов // Финансовый бизнес. - 2010.- № 1. - С. 2-10; Финансовый бизнес. - 2010.- № 2. - С. 2-9.
6 Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
7 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8 Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – 3-е изд., Годин, А.М., Максимова, Н.С., Подпорина, И.В – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
9 Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Платоновой, В.А. Шумаева, И. В, Бушуевой. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.
10 Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристь, 2000.
11 Коровкина Е.Б. о доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2004. №8.
12 Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. - Питер. - 2010.
13 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: ИНФРА- М. - 2011.
14 Селезнев А. О бюджетной политике в свете стратегии национальной безопасности / А. Селезнев // Экономист. - 2010.- № 5. - С. 6-18.
15 Сенчагов В. Способствует ли бюджет 2010 модернизации российской экономики? / В. Сенчагов // Вопросы экономики. - 2010.- № 2. - С. 26-38.
16 Сухарев А.Н. Направления размещения государственных финансовых резервов федерального бюджета / А. Н. Сухарев // Финансы и кредит. - 2010.- № 3. - С. 21-29
17 Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник - 5-е дополненное и переработанное издание – М.: «АСА», 2006 г.
18 Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
19 Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
20 Экономическая теория: Учебник для вузов. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. Статьи из журналов и газет.
Курсовая работа выполнена мной самостоятельно.
Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
Отпечатано в одном экземпляре.
Список литературы (библиография) включает ______ наименований.
Электронный вариант курсовой работы сдан на кафедру ВЭМ ВПИ.
____________________________ _____________________
(подпись) (ФИО студента)
«___» ________ 20___г.
Информация о работе Государственный бюджет, как инструмент государственного регулирования