Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является бюджетная политика России, предметом исследования - государственный бюджет. Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
• рассмотреть структуру государственного бюджета;
• определить основные макроэкономические функции государственного бюджета;
• изучить профицит и дефицит бюджета;
• изучить мультипликатор сбалансированного бюджета;
• проанализировать балансирование бюджета и его особенности в России.
Введение
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
3. Балансирование бюджета. Основные направления бюджетной политики в России.
Заключение
Список литературы
Профицит государственного бюджета – это превышение доходов государственного бюджета над его расходами (излишек).
Дефицит государственного бюджета – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами (недостаток).
Государственный бюджет может находиться в трех состояниях:
- когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку государственного бюджета или профициту (от лат. proficere – двигать вперед, наращивать, повышать);
- когда доходы равны расходам (Т = G), сальдо бюджета равно нулю, т.е. государственный бюджет сбалансирован;
- когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит (от лат. deficit – недостает) государственного бюджета.
Впервые профицит (положительное сальдо) государственного бюджета в нашей стране был достигнут лишь в 2000 г. благодаря благоприятным для России ценам на нефть на мировом рынке.
Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.
Если причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост, то можно сказать, что профицит спрогнозирован в результате активизации хозяйственной деятельности экономических субъектов и увеличения их доходов. В свою очередь увеличение доходов юридических и физических лиц приводит к росту сбора налогов и, соответственно, к росту доходов бюджета. Если же экономический рост не был спрогнозирован, то возникновение профицита характеризуется превышением запланированных доходов над утвержденными расходами бюджета.
Составление бюджета с профицитом, как и с дефицитом, влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета может стать снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.
В настоящее время профицит государственного бюджета Российской Федерации финансируется в основном за счет поступающих доходов от реализации сырьевых ресурсов: сырой нефти, природного газа и товаров, выработанных из нефти, цены на которые на мировом рынке растут. Но постоянно наращивать их добычу и реализацию не возможно – рано или поздно природные запасы истощаются.
В случае бюджетного профицита
при составлении бюджета
- сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Также одной из мер является сокращение доходов бюджета за счет налоговых поступлений.
Начиная с 2004 года часть
доходов государственного бюджета
формировалась в
Функции Стабилизационного фонда:
- является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
- обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
- может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.
С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 057,85 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП».
На протяжении всех лет реформ в России наблюдался дефицит государственного бюджета, который в разное время составлял 3 % и более от величины ВВП.
Дефицит бюджета законодательно устанавливается в Федеральном Законе о государственном бюджете на предстоящий год. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, законом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Представители кейнсианской школы утверждают, что умеренный бюджетный дефицит – это благо, в результате которого имеется возможность увеличивать совокупный спрос путем финансирования государственных расходов. С другой стороны, дефицит бюджета – это неудовлетворение потребностей общества. По установившимся международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % от суммы ВВП.
Виды бюджетного дефицита:
- структурный;
- фактический;
- циклический.
Структурный бюджетный дефицит
– это разница между
Ds = G – tY* (1.1)
где Ds – структурный бюджетный дефицит,
G – государственные расходы,
t – налоговая ставка,
Y* - потенциальный ВВП.
Фактический бюджетный дефицит – это величина превышения расходов государства над его доходами:
Df = G – tY (1.2),
где Df – фактический бюджетный дефицит,
G – государственные расходы,
t – налоговая ставка,
Y - реальный ВВП.
Циклический бюджетный дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным:
Dc = Df - Ds = (G – tY) - (G – tY*) = t (Y* - Y) (1.3).
Причины возникновения бюджетного дефицита:
- рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;
- сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса;
- чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, катастрофы, стихийные бедствия).
Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются по сути отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.
Существует несколько методов покрытия дефицита государственного бюджета:
- сокращение расходов госбюджета;
- увеличение налогового бремени;
- государственные займы;
- денежная эмиссия.
Первые три метода покрытия бюджетного дефицита относятся к неинфляционным методам, четвертый – инфляционный.
Сокращение расходов госбюджета – путь не всегда выполнимый и может усилить спад в экономике, т.к. снижение финансирования социальных программ приводит к социальному напряжению среди населения страны, что в свою очередь приводит к уменьшению совокупного спроса и снижению стимулов производства.
Увеличение налогового
бремени. Данный путь приведет к уменьшению
инвестиций и потребления. Последнее
также снижает возможности
Государственные займы бывают внутренними (за счет займа у населения своей страны и банков) и внешними (за счет займа у других стран или международных финансовых организаций). В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.
Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Увеличительное влияние на государственной долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.
Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:
- необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
- долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике;
- увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности;
- перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций, а также утечка национального капитала за рубеж.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний долг государства
образуется вследствие займа денег
у населения своей страны путем
выпуска в обращение
Внешний долг государства образуется вследствие займа денег у иностранных банков, государств и международных организаций. Такие займы в современных условиях получили широкое распространение.
Денежная эмиссия –
это еще один из методов покрытия
дефицита государственного бюджета
во время экономических
Выпуск не обеспеченной
товарами денежной массы неизбежно
приводит к взвинчиванию инфляции,
которая подрывает стимулы
(Центральный банк) независим от исполнительной
власти и в условиях экономической нестабильности
и бюджетного дефицита он не обязан финансировать
правительство
3. Балансирование бюджета. Основные направления
бюджетной политики в России.
На разных фазах экономического
цикла состояние
Сбалансированность бюджета - основополагающее
требование, предъявляемое к органам,
составляющим и утверждающим бюджет. Если
же избежать дефицита бюджета не удается,
даже исчерпав полностью обычные источники
финансирования, то для сбалансированности
бюджета приходится прибегать к разным
формам заимствований, что требует минимизации
размеров дефицита бюджета на всех стадиях
бюджетного процесса.
Существует три подхода к проблеме балансирования бюджета.
- бюджет балансируется ежегодно, т.е. государство ежегодно должно сводить доходы и расходы. Стремление всеми способами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных займов может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы, в результате которого доходы населения падают, сокращаются налоговые поступления. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать эти меры в комплексе. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике.
Информация о работе Государственный бюджет, как инструмент государственного регулирования