Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:20, курсовая работа
Исходя из обоснованной актуальности темы, целью данной курсовой работы является исследование организационно-правовых основ построения бюджетной системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Исследовать организационные основы построения бюджетной системы РФ;
2. Раскрыть источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ;
3. Раскрыть основы построения бюджетной системы на примере формирования и исполнения консолидированного бюджета РФ.
Введение 2
1. Организационные основы построения бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1. Понятие бюджетной системы 4
1.2. Уровни построения бюджетной системы Российской Федерации 5
1.3. Принципы построения бюджетной системы РФ 10
2. Источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ 19
2.1. Правовые основы функционирования бюджетной системы РФ 19
2.2. Бюджетный кодекс РФ как основа построения бюджетных правоотношений 22
2.3. Бюджетная классификация как элемент построения бюджетной системы 24
2.4. Межбюджетные отношения: особенности и правовая характеристика 29
3. Практическая реализация основ построения бюджетной системы РФ на примере данных о формировании и исполнении бюджета на 2008 год и на период до 2010 года 32
Заключение 39
Список использованной литературы 42
6. БК РФ закрепляет перечень принципов, на которых основано функционирование бюджетной системы Российской Федерации, т.е. в основе построения бюджетов всех уровней в единую систему лежат определенные исходные начала, идеи, отражающие специфику бюджетной деятельности как особого вида государственного управления.
7. Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право.
Основу бюджетного права составляет бюджетное законодательство РФ, представляющее собой иерархическую систему нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения в соответствии с федеративным принципом устройства бюджетной системы.
8. Основу бюджетного законодательства составляет Бюджетный кодекс РФ.
Бюджетный кодекс РФ – это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
9. Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный при наличии самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
10. Важной составляющей организационно-правового построения бюджетной системы являются межбюджетные отношения, представляющие собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Межбюджетные отношения обеспечивают территориальное перераспределение финансовых ресурсов и оказывают непосредственное воздействие на социально-экономическое развитие регионов, правовое регулирование межбюджетных отношений реализует конституционные права граждан.
11. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ реализуются, прежде всего, посредством формирования и исполнения бюджетов всех уровней.
На первом уровне бюджетной
системы формируется
На нижестоящих уровнях
бюджетной системы (субфедеральном
и местном) каждый субъект бюджетной
системы формирует аналогичный
финансовый план для своей территории.
Таким образом формируется
Предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения по отношению к бюджетному праву (ст.7 Конституции РФ)
Предметы ведения РФ |
Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ |
Предметы ведения субъектов РФ |
принятие и изменение |
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам |
Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти |
установление системы |
установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления |
|
федеральная государственная собственность и управление ею |
разграничение государственной собственности |
|
установление основ |
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами |
|
установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; |
природопользование; охрана окружающей
среды и обеспечение |
|
федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития |
установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ |
|
внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира |
координация международных и |
|
внешнеэкономические отношения РФ; |
координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение |
Компетенция
органов власти различных уровней
в области бюджетных
Компетенция органов власти РФ |
Компетенция органов власти субъектов РФ |
Компетенция органов местного самоуправления |
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ |
установление порядка |
установление порядка |
разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ |
составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов |
составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов |
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ |
распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами |
определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов |
определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением |
определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ |
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов |
определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации |
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами |
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов |
определение основ осуществления
государственных и муниципальны |
установление совместно с |
определение порядка осуществления муниципа |
установление порядка |
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам |
осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом |
составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам |
|
установление федеральными законами
порядка осуществления |
установление порядка и |
|
осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом РФ |
определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ |
|
установление порядка |
осуществление государственных внутренних
и внешних заимствований |
|
осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
||
установление порядка и |
||
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам |
||
установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов |
||
установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг |
||
утверждение бюджетной классификации РФ |
||
установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ |
||
формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований |
||
формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований |
||
определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью |
||
установление оснований и |
Анализ соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2009 году10
1 Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит». / Под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:»ЮНИТИ-ДАНА», 2009. – С.59
2 Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов. – Пенза: Издательство ПГУ, 2010. – С.37
3 Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2007. – С.42
4 Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: Учебно-практическое пособие. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2009. – С.44
5 Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: Учебно-практическое пособие. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2009. – С.44
6 Бюджетное право. Учебник. / Под ред. Н.А. Сатаровой – СПб.: «Деловой двор», 2009. – С.18
7 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» // «Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет». – 2007. – №7
8 Источник: Минфин РФ // www.minfin.ru
9 Источник: Федеральное Казначейство // www.roskazna.ru
10 Источник: Минфин РФ // www.minfin.ru
Информация о работе Источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ