Теоретические основы бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ.
Чтобы достигнуть поставленной цели, мы должны решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
2) провести анализ бюджетной системы РФ;
3) продумать направления повышения эффективности использования бюджетных средств.

Файлы: 1 файл

kursovaya_Anya.docx

— 106.04 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная  система, которая включает государственный  бюджет и бюджеты соответственных  административных единиц. Бюджет –  это сбалансированная смета, роспись  денежных доходов и расходов на определенный период.

Центральное место  бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с  его помощью перераспределяется значительная часть национального  дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.

Бюджетное устройство Российской Федерации –  это основа государственного управления страны. Необходимо знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации – Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы.

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах  членов общества. В связи с этим тема курсовой работы является актуальной.

Бюджет  создает финансовую базу функционирования государства в целом, его субъектов  и муниципальных образований, осуществления  функций органов государственной  власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Государственные  и местные (муниципальные) бюджеты  являются централизованными денежными  фондами.

Целью данной работы является изучение теоретических  вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ. 

Объектом  исследования является бюджет РФ, республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Предметом исследования является финансовые ресурсы РФ, республики Татарстан.

Чтобы достигнуть поставленной цели, мы должны решить ряд  задач:

  1. рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
  2. провести анализ бюджетной системы РФ;
  3. продумать направления повышения эффективности использования бюджетных средств.

Работа  состоит из введения, двух глав, выводов и предложений и списка литературы. В первой главе рассмотрены понятие и функции бюджета. Во второй главе бюджетная система изучается через призму ее основных элементов, проводится их классификация, сопоставляются те или иные составляющие.

 Источниками информации курсовой работы являются: федеральные законы, научная литература, статистические данные, предоставленные Счетной палатой, Федеральным Казначейством и различными службами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические   основы  бюджетной  системы РФ

1.1.Экономическое содержание бюджета и его функции

Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов  бюджетной системы страны, — это  по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Как экономическая  категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Специфика бюджетных отношений как части  финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:

во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.

Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям, о  приоритетах государственной экономической  политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей народа.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджет по существу является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития[7.С.126].

На современном  этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30-40% его величины.

Кардинальные  изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, а прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.

Можно выделить как минимум три экономических  фактора, которые обусловили пересмотр роли бюджета:

-  использование рыночных механизмов в процессе распределения средств в экономике в целом;

- растущее понимание того, что большинство предприятий не относятся к государственному сектору и что предприятиям надо дать возможность самостоятельно осуществлять процесс управления производством, в котором государству отводится лишь опосредованная роль;

- признание дестабилизирующей роли инфляции в экономике, что определяет решающую роль государства в проведении макроэкономической политики и роль бюджета как важного инструмента достижения стабилизации посредством сбалансированного движения централизованных финансовых потоков.

Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.

Содержание  распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Основным  объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Содержание  этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.

Современное понимание распределительной функции  бюджета заключается в том, что  вместо принципа командования она призвана реализовать принцип служения государства интересам общества.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Решение данной проблемы предопределяется эффективностью управления государственным бюджетом, которое, в свою очередь, охватывает как бюджетные отношения между органами власти различных уровней, так и структурные, технические и институциональные аспекты бюджетной системы. Эти две стороны управления бюджетом практически невозможно разделить

Фискальная  функция бюджета предполагает, с  одной стороны, обеспечение финансовыми  ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

С другой стороны, фискальная функция бюджета  не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому, фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.

 

1.2  Бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии  Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее  определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства (рис. 1).

Рис. 1. Бюджетная система РФ

По степени  распределения власти между центром  и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Построение  бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик  в составе РФ. В соответствии с  Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местных бюджетов.

В настоящее время в  России ежегодно утверждается Федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов,  бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и множество муниципальных бюджетов [9.С.67].

Бюджетное устройство в Российской Федерации представляет собой организацию  бюджетной системы и принципы её построения. Бюджетная система  основывается на законодательно регулируемых экономических отношениях между  органами власти и совокупностью  бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов: бюджеты субъектов, бюджет Российской Федерации - и выполняет функцию объединения бюджетных показателей различных территориальных образований. 

 

  • 1.3.  Структура и принципы построения бюджетной системы
  • Бюджетная классификация представляет собой  группировку доходов, расходов и источников покрытия дефицита основанную на однородных признаках, которая используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

    Информация о работе Теоретические основы бюджетной системы РФ