Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ.
Чтобы достигнуть поставленной цели, мы должны решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
2) провести анализ бюджетной системы РФ;
3) продумать направления повышения эффективности использования бюджетных средств.
Введение
В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.
Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.
Бюджетное устройство Российской Федерации – это основа государственного управления страны. Необходимо знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации – Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы.
Одним из
важнейших институтов государства
является бюджетная система. На протяжении
тысячелетий существования
Бюджет
создает финансовую базу функционирования
государства в целом, его субъектов
и муниципальных образований, осуществления
функций органов
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ.
Объектом исследования является бюджет РФ, республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Предметом исследования является финансовые ресурсы РФ, республики Татарстан.
Чтобы достигнуть поставленной цели, мы должны решить ряд задач:
Работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений и списка литературы. В первой главе рассмотрены понятие и функции бюджета. Во второй главе бюджетная система изучается через призму ее основных элементов, проводится их классификация, сопоставляются те или иные составляющие.
Источниками информации курсовой работы являются: федеральные законы, научная литература, статистические данные, предоставленные Счетной палатой, Федеральным Казначейством и различными службами.
1.1.Экономическое содержание бюджета и его функции
Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, — это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:
во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;
во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.
Иначе говоря,
языком цифр бюджет сообщает людям, о
приоритетах государственной
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджет по существу является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития[7.С.126].
На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30-40% его величины.
Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, а прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.
Можно выделить как минимум три экономических фактора, которые обусловили пересмотр роли бюджета:
- использование рыночных механизмов в процессе распределения средств в экономике в целом;
- растущее понимание того, что большинство предприятий не относятся к государственному сектору и что предприятиям надо дать возможность самостоятельно осуществлять процесс управления производством, в котором государству отводится лишь опосредованная роль;
- признание дестабилизирующей роли инфляции в экономике, что определяет решающую роль государства в проведении макроэкономической политики и роль бюджета как важного инструмента достижения стабилизации посредством сбалансированного движения централизованных финансовых потоков.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.
Содержание распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.
Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.
Современное
понимание распределительной
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.
Решение данной проблемы предопределяется эффективностью управления государственным бюджетом, которое, в свою очередь, охватывает как бюджетные отношения между органами власти различных уровней, так и структурные, технические и институциональные аспекты бюджетной системы. Эти две стороны управления бюджетом практически невозможно разделить
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.
С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому, фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.
1.2 Бюджетное устройство РФ
Бюджетное
устройство государства определяется
его государственным
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства (рис. 1).
Рис. 1. Бюджетная система РФ
По степени
распределения власти между центром
и административно-
Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
В настоящее время в России ежегодно утверждается Федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и множество муниципальных бюджетов [9.С.67].
Бюджетное устройство в Российской Федерации представляет собой организацию бюджетной системы и принципы её построения. Бюджетная система основывается на законодательно регулируемых экономических отношениях между органами власти и совокупностью бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов: бюджеты субъектов, бюджет Российской Федерации - и выполняет функцию объединения бюджетных показателей различных территориальных образований.
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов, расходов и источников покрытия дефицита основанную на однородных признаках, которая используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Информация о работе Теоретические основы бюджетной системы РФ