Местный бюджет: ждать ли улучшений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов;
2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;
3) управляет муниципальной собственностью;
4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;
6) обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

Содержание работы

Введение
1. Местные налоги как составляющая экономической стабильности региона.
1.1 Понятие местного бюджета.
1.2 Характеристика местных налогов и сборов
2. Местный бюджет: ждать ли улучшений
2.1 Основные проблемы в области системы местного налогообложения
2.2 Оптимизация местных налогов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

местные налоги и сборы.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

В бюджеты муниципальных  районов до разграничения государственной  собственности на землю поступают:

·  доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов;

·  доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, - по нормативу 100 процентов;

·  доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов;

·  доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты поселений до разграничения государственной  собственности на землю поступают:

·  доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов;

·  доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов.

В бюджеты поселений, муниципальных  районов, городских округов подлежит зачислению плата за пользование  водными объектами в зависимости  от права собственности на водные объекты по нормативу 100 процентов.

В бюджеты городских округов  поступают:

·  доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

·  доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

·  доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

В бюджеты муниципальных  районов поступают:

·  доходы от продажи земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

·  доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

·  доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

В бюджеты поселений поступают:

·  доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

·  доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

·  доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения  финансовой самостоятельности муниципальных  образований, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.

 

2. Местный бюджет: ждать  ли улучшений?

Динамика бюджетных показателей  муниципалитетов свидетельствует  о том, что существенного улучшения  их финансового положения в ближайшие  годы ожидать не приходится. В настоящее  время систему местных налогов  составляют лишь земельный налог  и налог на имущество физических лиц, которые закрепляются за бюджетами  поселений и городских округов (муниципальные районы вообще не имеют  собственных налогов). При этом в  совокупности поступления от этих налогов  составляют только несколько процентов  от всех доходов местных бюджетов (0,6 % от налога на имущество и 3,6 % от земельного налога). Такой объем  налоговых доходов не может обеспечить финансовую самостоятельность местных  бюджетов.

В Федеральном законе № 308-ФЗ объемы межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней распределены по разделам, подразделам, целевым статьям и  видам расходов классификации расходов федерального бюджета. При этом финансовая помощь и субвенции, подлежащие предоставлению бюджетам субъектов РФ и местным  бюджетам, сосредоточены в разд. 11 "Межбюджетные трансферты".

Распределение бюджетных  ассигнований на 2009-2010 гг. по разд. 11 осуществляется по следующим подразделам:

·  1101 "Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований";

·  1102 "Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)";

·  1103 "Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований";

·  1104 "Иные межбюджетные трансферты";

·  1105 "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов".

Расходы федерального бюджета  в 2011 году утверждены на уровне 10,658 трлн. руб., из которых около 1,2 трлн. руб. предусмотрено  на межбюджетные трансферты (это 94,3 % от уровня 2010 года). Дотации бюджетам субъектов  РФ составят в 2011 году 523,3 млрд. руб., что  на 4 % превышает уровень 2010 года.

Прирост (21,7 % от уровня 2010 года) обеспечен за счет увеличения дотаций  на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов субъектов  РФ, которые в 2011 году запланированы  в объеме 115,6 млрд руб. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2011 году планируются  примерно на уровне 2010 года — 407 млрд. руб.

Надо отметить, что бюджетная  обеспеченность 10 самых богатых  и 10 самых бедных субъектов РФ до выравнивания различалась в 5,8 раза (до кризиса бюджетная обеспеченность различалась в 13 раз). Сейчас в результате принятого решения о централизации  НДПИ в федеральном бюджете удалось  добиться выравнивания бюджетной обеспеченности, разница составляет 2,4 раза. Тем самым  достигнут уровень, который меньше, чем в Евросоюзе.

В Российской Федерации восемь устойчивых регионов-доноров имеют  значительный запас средств, 31 субъект  РФ имеет превышение собственных  налоговых доходов над первоочередными  расходами, у 36 субъектов РФ собственные  налоговые доходы позволяют покрыть  только первоочередные расходы, а у  восьми регионов не хватает собственных  доходов даже на это. Дотацию на выравнивание будут получать 69 субъектов РФ, причем для этих регионов будет обеспечен  уровень бюджетной обеспеченности в 63 % от среднего по России, или 21,3 тыс. руб. на человека.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2011 году предусмотрены в объеме 423,8 млрд. руб. (на 4 % больше по сравнению  с 2010 годом). При этом существенно увеличены бюджетные ассигнования по таким направлениям, как строительство и модернизация автодорог (на 79,6 %), жилищно-коммунальное хозяйство (на 30,4 %), господдержка сельского хозяйства (на 16,3 %), культура и кинематография (на 9,3 %), здравоохранение, физическая культура и спорт (на 9,2 %).

Субвенции бюджетам субъектов  РФ составят в 2011 году 246,2 млрд. руб. (67,5 % от уровня 2010 года). Снижение общего объема субвенций обусловлено сокращением  на 102,2 млрд. руб. субвенции, представляемой в целях полного обеспечения  ветеранов и инвалидов Великой  Отечественной войны жильем.

Иные межбюджетные трансферты в 2011 году предусмотрены в объеме 46,9 млрд. руб. (79,1 % от уровня 2010 года). Это  сокращение обусловлено уменьшением  трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение  занятости в шахтерских городах  и поселках.

В целях финансовой поддержки  субъектов РФ в 2011 году дополнительно  предусматриваются бюджетные кредиты  из федерального бюджета в объеме около 113 млрд. руб. Однако при этом увеличивается  плата за пользование бюджетными кредитами с ? ставки рефинансирования ЦБ РФ до ? ставки рефинансирования для  бюджетных кредитов на частичное  покрытие дефицитов бюджетов субъектов  РФ и покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ, и до ? ставки рефинансирования для бюджетных  кредитов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования  за исключением автодорог федерального значения.

2.1 Основные проблемы в  области системы местного налогообложения

Следствием проводимой в  последние семь лет налоговой  реформы стало изменение структуры  налоговых доходов разных уровней  бюджетной системы. Налоговая реформа  имеет свои положительные результаты, но вместе с тем в принятых главах кодекса имеют место и существенные недостатки, что приводит к неоднозначности  трактовки и ряда норм, нестабильности поступлений в бюджет, сложности  налогового администрирования, и, как  следствие, к негативному отношению  к реформам законопослушных налогоплательщиков.

На сегодняшний день земельный  и имущественный налоги исчисляются  по оценочной стоимости БТИ и  составляют от 0,1% до 0,3% от неё, в зависимости  от региона. Как правило, это составляет несколько сотен рублей – не так  обременительно для большинства  граждан, но даже эти средства с трудом доходят до государства.

Налог на землю и налог  на имущество физических лиц –  по мнению многих экономистов, самые  сложные и не собираемые налоги.

В сельской местности, не являющейся пригородной, земля не становится серьезным  источником налоговых доходов местного бюджета. В итоге рыночная стоимость  многих земель настолько невелика, что, их переоценка при кадастровом  учете, сократив бремя для налогоплательщиков, одновременно сократит и доходы бюджета.

Отсутствие кадастровой  стоимости земельных участков на момент принятия нормативно-правовых актов не позволило органам местного самоуправления муниципальных образований  произвести дифференциацию ставок земельного налога и реализовать в полном объеме свои полномочия по предоставлению налоговых льгот с тем, чтобы  обеспечить своевременное поступление  и принцип справедливого налогообложения  земельных участков, поскольку результаты кадастровой оценки появились после  принятия нормативно-правовых актов, утверждения  бюджетов и проведения межбюджетного  регулирования.

Информация о работе Местный бюджет: ждать ли улучшений