Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:16, дипломная работа

Описание работы

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Цель дипломной работы – изучить основы налоговой политики Российской Федерации (далее РФ) и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретическая часть 6
1.1 Развитие и становление налоговой политики РФ 6
1.2 Значение налоговой политики 9
1.3 Задачи налоговой политики 12
1.4 Цели, формы и принципы налоговой политики 14
2 Аналитическая часть 25
2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ 26
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики 40
2.3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А «Принципы построения налоговой системы» 59
Приложение Б «Доходы консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 61
Приложение В «Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 67
Приложение Г «Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2012 года» 69
Приложение Д «Соотношение ВВП и налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ» 71

Файлы: 1 файл

DIPLOM_gotov.docx

— 384.97 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки  Красноярского края


краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования (среднее  специальное учебное заведение)

«Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики  и управления»

 

 

 

Работа допущена к защите

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Н.Ю.Орина

«__» _____________ 2012 г


 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема  Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной  системы РФ

 

 

Отделение         очное

Специальность 080107 Налоги и налогообложение

Студентка ________________  С.Ю. Азяева

Руководитель ____________  В.М. Смолина

Нормоконтроль __________В.Д. Гуленцова


 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2012

 

Содержание


Введение                                                                                                                        4

1 Теоретическая часть                                                                                                  6

1.1 Развитие и становление налоговой политики РФ                                               6

1.2  Значение налоговой политики                                                                              9

1.3 Задачи налоговой политики                                                                                12

1.4 Цели, формы и принципы налоговой политики                                               14

2 Аналитическая часть                                                                                              25

2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ             26

2.2 Основные итоги реализации налоговой политики                                           40

2.3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов                                                        53

Заключение                                                                                                                 55

Список использованных источников                                                                       58

Приложение А «Принципы построения налоговой системы»                             59

Приложение Б «Доходы консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011»                                                                                                              61

Приложение В «Налоговые доходы консолидированного бюджета     Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011»                                       67

Приложение Г «Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ  по состоянию на 1  января 2012 года»           69

Приложение Д «Соотношение ВВП и налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ»                                                                         71

 

 

Введение

 

Обеспечение развития экономики, решение  социальных проблем общества требуют  от государства использовать весь арсенал  имеющихся у него методов воздействия  на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.

Налоговая политика влияет практически  на все социально-экономические  сферы страны и неразрывно связана  со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная  реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие.

Налоговая политика относится к  косвенным методам государственного регулирования, так как лишь она  обеспечивает условия экономической  заинтересованности в деятельности юридических и физических лиц. Одновременно налоговая политика как косвенный  метод государственного регулирования  более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется  в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

В каждой стране налоговые системы  подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические  и социальные условия развития и  приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую  систему страны, государство стремиться использовать её в целях определённой финансовой политики.

Актуальность темы дипломной работы проявляется в том, что налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель дипломной работы – изучить основы налоговой политики Российской Федерации (далее РФ) и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить и решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы  налоговой политики;

- изучить цели, задачи, формы, инструменты и принципы налоговой политики;

- проанализировать основные направления  налоговой политики РФ, итоги  реализации налоговой политики;

- проанализировать структуру и динамику налоговых поступлений в бюджеты РФ;

- проанализировать уровень собираемости налогов.

Объект исследования: направления налоговой политики РФ с 2007 по 2014 годы.

Методы исследования: обзор  учебной литературы, законодательных  и нормативных актов РФ, средств  массовой информации, Интернет ресурсов, обобщение и анализ полученной информации.

 

 

 

1 Теоретическая часть

1.1 Развитие и становление налоговой  политики РФ

 

К началу 1990-х годов в советской  экономической системе налоги играли вспомогательную роль, в решающей степени подчиняясь общей логике планового развития. В данной связи, сфера налоговых отношений оказалась  существенно ограниченной и максимально  формализованной. Главным источником налоговых поступлений в тотально огосударствленной, централизованной экономике СССР являлись несколько основных налогов (на прибыль предприятий, с оборота, подоходный и др.), определение размера и взимание которых определялись не столько объективными экономическими потребностями, сколько административно понятой целесообразностью. В итоге, характер интересов государства в налоговой сфере состоял скорее в обеспечении некоего формального присутствия фискальной политики в экономической жизни страны.

Системные преобразования, направленные на формирование новой налоговой системы России, были проведены уже на заре радикальных экономических реформ. Ее общие контуры наметил пакет налоговых законов, принятых в декабре 1991 г. и определивших как основные принципы налогообложения, так и ключевые виды налогов, сборов, пошлин. По сути, в это время произошла налоговая революция. Ее результатом было создание новой модели, основную роль в которой стали играть налог на прибыль предприятий и организаций и налог на добавленную стоимость (далее – НДС). Это был существенный разрыв с советской традицией, где НДС отсутствовал, а налог с прибыли не играл существенной роли, поскольку прибыль и ее распределение планировались централизованно, а инвестиции в основном выделялись из госбюджета.

Следует отметить, что в начале 90-х годов в России произошел  переход к рыночным отношениям, и  налоги приобретают свойственную им роль и функции в экономической  системе. Данный этап характеризуется  развитием в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, социально-экономического и политического кризиса, почти полного «рыночного хаоса» и, следовательно, отсутствия налоговых поступлений.

На первом этапе реформирования с 1991 г. началось формирование самостоятельной  налоговой системы Российской Федерации. В частности, были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом являлся принятый 27 декабря 1991 г. №2118-1 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с 2005 года). Закон подразделял налоги на три уровня и закреплял, что в Российской Федерации взимаются: федеральные налоги; налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги); местные налоги. В период 1991-1998 годов вводились в действие отдельные законодательные и нормативно-правовые акты в области налоговой политики и налогового администрирования. Однако созданная налоговая система обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней. Итоги функционирования налоговой системы показали невозможность формирования полноценного бюджета за счет налоговых поступлений.

Вторым этапом налоговой реформы  стало введение в действие с 01 января 1999 года части первой Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ), в  основу которого были положены прогрессивные  схемы и модели налогообложения. Установлены принципы построения и  функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и  отмены налогов, определено правовое положение  налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников налоговых правоотношений, установлены положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговой обязанности, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения. Цель создания НК РФ — воздействовать через такой экономический инструмент, как «налоги», на развитие производства, усиление экономической интеграции, избежание двойного налогообложения и др. Следует отметить, что принятие части первой НК РФ стало успехом налоговой реформы. НК РФ стал основополагающим документом, обеспечивающим на протяжении 7 лет эффективное регулирование отношений по установлению и введению налогов, налоговому контролю и привлечению к налоговой ответственности.

В 2000 годы произошли серьезные изменения  в налоговом законодательстве, изменяющие структуру налоговой системы. В  частности, были принята, и вступила в силу вторая часть НК РФ.

Во-первых, все налоги были упорядочены  на уровне федеральных законов. До вступления в силу НК РФ в стране действовал закон "Об основах налоговой системы", который устанавливал большой перечень перечисленных федеральных, региональных и местных налогов. Этот закон  устанавливал только наименование налогов, а все существенные элементы налогообложения - сроки уплаты, объекты налогообложения - регулировались инструкциями Госналогслужбы, что было, безусловно, очень плохо, потому что объекты толковались  расширительно, сроки уплаты налогов  переносились.

 Во-вторых, налогов стало существенно  меньше. Были отменены оборотные  налоги, которые платятся с выручки  и никак не привязаны к реальным  экономическим результатам - например, налог на пользователей автомобильных  дорог, налог на содержание  социальной сферы, налог с продаж.

В-третьих, были снижены ставки почти  всех налогов. В частности, в 2004 году был уменьшен НДС с 20% до 18%.

Реформа налоговой системы в  последние годы позволила снижать  налоговое бремя на 1% валового внутреннего  продукта (далее – ВВП) ежегодно. Были уменьшены ставки практически  всех налогов, c другой стороны, был ужесточен порядок их администрирования для повышения собираемости налогов. Министерство финансов РФ утверждает, что налоговая реформа подходит к своему финалу.

 

1.2  Значение налоговой политики

 

Российская налоговая система  пока не является эффективным инструментом обеспечения перехода к экономике  инновационного типа. Налоговая политика всегда выступает частью общей социально-экономической политики. В тоже время, налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.

Под политикой в области налогов  понимается деятельность органов государственной  власти и государственного управления по формированию элементов различных  налогов [7]. Под налоговой политикой понимается деятельность органов государственной власти и государственного управления, осуществляемую в рамках общей экономической стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения с учетом интересов и целей конкретного государства на соответствующем этапе его исторического развития. Из этого следует, что налоговая политика характеризуется деятельностью не только по управлению различными элементами налогов (ставки, объект, база, период, льготы и т. д.), но и участниками налоговых правоотношений, налоговым законодательством, налоговым администрированием.

Специфика налоговой политики определяется рядом факторов. Выделяют три основные группы факторов, предопределяющих условия  формирования и реализации налоговой  политики:

-   временной фактор, который  изменяет приоритеты целей и  задач и их ценность;

- ресурсный фактор, который определяет  возможности для проведения налоговой  политики, а также ограничения  при ее осуществлении; 

- человеческий фактор, когда в  условиях ограниченности ресурсов  приходится принимать важнейшие  решения в конкретных исторических  условиях с учетом различных  рисков.

Налоговая политика формируется и  реализуется под постоянным воздействием внешней среды, влияние которой  обусловливают следующие ее сегменты: положение страны на различных международных  рынках, отраслевая и региональная структура экономики, условия конкуренции, инфляционные процессы. Для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы  главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей  и фискальной ролью налогов. Основной функцией налогов общепризнанно  является фискальная функция. Она непосредственно  произрастает из функции государственных  финансов и отражает движение стоимости  в форме фискального платежа - обязательного взноса юридических  и физических лиц в государственный  бюджет или государственные внебюджетные фонды. В этом проявляется единство и взаимосвязь частной категории  налогов с более общими категориями  государственных финансов и финансов в целом, а также специализация  налогов в общей системе финансовых отношений - правовая, фискальная форма  движения стоимости от собственника денежных средств в государственную казну. В этом случае, основными задачами налоговой реформы должны быть обозначены более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы.

Информация о работе Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ