Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:16, дипломная работа
Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Цель дипломной работы – изучить основы налоговой политики Российской Федерации (далее РФ) и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ.
Введение 4
1 Теоретическая часть 6
1.1 Развитие и становление налоговой политики РФ 6
1.2 Значение налоговой политики 9
1.3 Задачи налоговой политики 12
1.4 Цели, формы и принципы налоговой политики 14
2 Аналитическая часть 25
2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ 26
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики 40
2.3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А «Принципы построения налоговой системы» 59
Приложение Б «Доходы консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 61
Приложение В «Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 67
Приложение Г «Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2012 года» 69
Приложение Д «Соотношение ВВП и налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ» 71
Министерство образования и
краевое государственное
бюджетное образовательное
среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
«Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления»
Работа допущена к защите Заместитель директора по учебной работе _____________ Н.Ю.Орина «__» _____________ 2012 г |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ
Отделение очное Специальность 080107 Налоги и налогообложение Студентка ________________ С.Ю. Азяева Руководитель ____________ В.М. Смолина Нормоконтроль __________В.Д. Гуленцова |
Красноярск, 2012
Содержание
Введение
1 Теоретическая часть
1.1 Развитие и становление налоговой
политики РФ
1.2 Значение налоговой политики
1.3 Задачи налоговой политики
1.4 Цели, формы и принципы налоговой политики
2 Аналитическая часть
2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ 26
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики 40
2.3 Меры в области налоговой политики,
планируемые к реализации в 2012 году и в
плановом периоде 2013 и 2014 годов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Принципы построения налоговой системы» 59
Приложение Б «Доходы консолидированного
бюджета РФ, федерального бюджета РФ и
консолидированных бюджетов субъектов
РФ в период с 2007 года по 2011»
Приложение В «Налоговые доходы консолидированного
бюджета Российской Федерации,
федерального бюджета РФ и консолидированных
бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года
по 2011»
Приложение Г «Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2012 года» 69
Приложение Д «Соотношение ВВП и налоговых
поступлений консолидированного бюджета
РФ»
Введение
Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие.
Налоговая политика относится к
косвенным методам
В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремиться использовать её в целях определённой финансовой политики.
Актуальность темы дипломной работы проявляется в том, что налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Цель дипломной работы – изучить основы налоговой политики Российской Федерации (далее РФ) и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить и решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы налоговой политики;
- изучить цели, задачи, формы, инструменты и принципы налоговой политики;
- проанализировать основные
- проанализировать структуру и динамику налоговых поступлений в бюджеты РФ;
- проанализировать уровень собираемости налогов.
Объект исследования: направления налоговой политики РФ с 2007 по 2014 годы.
Методы исследования: обзор учебной литературы, законодательных и нормативных актов РФ, средств массовой информации, Интернет ресурсов, обобщение и анализ полученной информации.
1 Теоретическая часть
1.1 Развитие и становление
К началу 1990-х годов в советской
экономической системе налоги играли
вспомогательную роль, в решающей
степени подчиняясь общей логике
планового развития. В данной связи,
сфера налоговых отношений
Системные преобразования, направленные на формирование новой налоговой системы России, были проведены уже на заре радикальных экономических реформ. Ее общие контуры наметил пакет налоговых законов, принятых в декабре 1991 г. и определивших как основные принципы налогообложения, так и ключевые виды налогов, сборов, пошлин. По сути, в это время произошла налоговая революция. Ее результатом было создание новой модели, основную роль в которой стали играть налог на прибыль предприятий и организаций и налог на добавленную стоимость (далее – НДС). Это был существенный разрыв с советской традицией, где НДС отсутствовал, а налог с прибыли не играл существенной роли, поскольку прибыль и ее распределение планировались централизованно, а инвестиции в основном выделялись из госбюджета.
Следует отметить, что в начале 90-х годов в России произошел переход к рыночным отношениям, и налоги приобретают свойственную им роль и функции в экономической системе. Данный этап характеризуется развитием в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, социально-экономического и политического кризиса, почти полного «рыночного хаоса» и, следовательно, отсутствия налоговых поступлений.
На первом этапе реформирования с 1991 г. началось формирование самостоятельной налоговой системы Российской Федерации. В частности, были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом являлся принятый 27 декабря 1991 г. №2118-1 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с 2005 года). Закон подразделял налоги на три уровня и закреплял, что в Российской Федерации взимаются: федеральные налоги; налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги); местные налоги. В период 1991-1998 годов вводились в действие отдельные законодательные и нормативно-правовые акты в области налоговой политики и налогового администрирования. Однако созданная налоговая система обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней. Итоги функционирования налоговой системы показали невозможность формирования полноценного бюджета за счет налоговых поступлений.
Вторым этапом налоговой реформы стало введение в действие с 01 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в основу которого были положены прогрессивные схемы и модели налогообложения. Установлены принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены налогов, определено правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников налоговых правоотношений, установлены положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговой обязанности, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения. Цель создания НК РФ — воздействовать через такой экономический инструмент, как «налоги», на развитие производства, усиление экономической интеграции, избежание двойного налогообложения и др. Следует отметить, что принятие части первой НК РФ стало успехом налоговой реформы. НК РФ стал основополагающим документом, обеспечивающим на протяжении 7 лет эффективное регулирование отношений по установлению и введению налогов, налоговому контролю и привлечению к налоговой ответственности.
В 2000 годы произошли серьезные изменения в налоговом законодательстве, изменяющие структуру налоговой системы. В частности, были принята, и вступила в силу вторая часть НК РФ.
Во-первых, все налоги были упорядочены на уровне федеральных законов. До вступления в силу НК РФ в стране действовал закон "Об основах налоговой системы", который устанавливал большой перечень перечисленных федеральных, региональных и местных налогов. Этот закон устанавливал только наименование налогов, а все существенные элементы налогообложения - сроки уплаты, объекты налогообложения - регулировались инструкциями Госналогслужбы, что было, безусловно, очень плохо, потому что объекты толковались расширительно, сроки уплаты налогов переносились.
Во-вторых, налогов стало существенно
меньше. Были отменены оборотные
налоги, которые платятся с выручки
и никак не привязаны к
В-третьих, были снижены ставки почти всех налогов. В частности, в 2004 году был уменьшен НДС с 20% до 18%.
Реформа налоговой системы в последние годы позволила снижать налоговое бремя на 1% валового внутреннего продукта (далее – ВВП) ежегодно. Были уменьшены ставки практически всех налогов, c другой стороны, был ужесточен порядок их администрирования для повышения собираемости налогов. Министерство финансов РФ утверждает, что налоговая реформа подходит к своему финалу.
1.2 Значение налоговой политики
Российская налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения перехода к экономике инновационного типа. Налоговая политика всегда выступает частью общей социально-экономической политики. В тоже время, налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.
Под политикой в области налогов понимается деятельность органов государственной власти и государственного управления по формированию элементов различных налогов [7]. Под налоговой политикой понимается деятельность органов государственной власти и государственного управления, осуществляемую в рамках общей экономической стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения с учетом интересов и целей конкретного государства на соответствующем этапе его исторического развития. Из этого следует, что налоговая политика характеризуется деятельностью не только по управлению различными элементами налогов (ставки, объект, база, период, льготы и т. д.), но и участниками налоговых правоотношений, налоговым законодательством, налоговым администрированием.
Специфика налоговой политики определяется рядом факторов. Выделяют три основные группы факторов, предопределяющих условия формирования и реализации налоговой политики:
- временной фактор, который изменяет приоритеты целей и задач и их ценность;
- ресурсный фактор, который определяет
возможности для проведения
- человеческий фактор, когда в
условиях ограниченности
Налоговая политика формируется и
реализуется под постоянным воздействием
внешней среды, влияние которой
обусловливают следующие ее сегменты:
положение страны на различных международных
рынках, отраслевая и региональная
структура экономики, условия конкуренции,
инфляционные процессы. Для проводимой
в настоящее время в Российской
Федерации налоговой реформы
главным является достижение оптимального
соотношения между
Информация о работе Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ