Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:16, дипломная работа

Описание работы

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Цель дипломной работы – изучить основы налоговой политики Российской Федерации (далее РФ) и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретическая часть 6
1.1 Развитие и становление налоговой политики РФ 6
1.2 Значение налоговой политики 9
1.3 Задачи налоговой политики 12
1.4 Цели, формы и принципы налоговой политики 14
2 Аналитическая часть 25
2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ 26
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики 40
2.3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А «Принципы построения налоговой системы» 59
Приложение Б «Доходы консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 61
Приложение В «Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 67
Приложение Г «Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2012 года» 69
Приложение Д «Соотношение ВВП и налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ» 71

Файлы: 1 файл

DIPLOM_gotov.docx

— 384.97 Кб (Скачать файл)

Также были ратифицирован аналогичный Протоколы к Конвенции об избежании двойного налогообложения с Чехией. Завершены переговоры по проектам протоколов к соглашениям об избежании двойного налогообложения с Арменией, Италией, Финляндией.

В октябре 2010 года подписан протокол к российско-кипрскому соглашению об избежании двойного налогообложения. Также подписано российско-латвийское соглашение об избежании двойного налогообложения.

Завершены аналогичные переговоры с Белоруссией, Люксембургом, Швейцарией, а также Китайской Народной Республикой, продолжаются соответствующие переговоры с Австрией, Казахстаном, Мальтой, Финляндией.

В Правительство Российской Федерации  направлен проект распоряжения о  подписании соглашения с Объединенными  Арабскими Эмиратами о налогообложении  доходов от инвестиций государственных учреждений. Готовятся проекты распоряжений о подписании протокола к действующему соглашению об избежании двойного налогообложения с Арменией и нового соглашения с Бельгией, завершается подготовка законопроектов о ратификации соглашений с Аргентиной и Чили.

Все указанные протоколы направлены на расширение информационного обмена между российскими налоговыми органами и налоговыми органами указанных  государств. Положения, вводимые в соглашение протоколами, позволят российским налоговым  органам повысить эффективность  обмена информацией налоговыми органами данных стран, в том числе сведениями о реальных получателях доходов  в виде дивидендов, процентов и  роялти от источников в Российской Федерации, а также более эффективно противодействовать использованию  соглашения в неблаговидных целях  налоговыми резидентами России.

8) Совершенствование налогового администрирования. В период с 2008 по 2010 годы особое внимание уделялось повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

В целях совершенствования налогового контроля над использованием трансфертных цен Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу Законопроект, которым предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс, направленных на совершенствование правового регулирования в сферах налогообложения и налогового контроля, противодействие использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов. Положения законопроекта базируются на предложениях, одобренных в составе Основных направлений налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.

В целях совершенствования порядка изменения срока уплаты налога и иных вопросов налогового администрирования Государственной Думой принят в первом чтении проект Федерального закона N 269777-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов", внесенный Правительством Российской Федерации. Законопроект, в частности, направлен на совершенствование порядка предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов, расширение возможностей для применения инвестиционного налогового кредита, уточнение сроков и процедур взыскания задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, определение исчерпывающего перечня оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Со 2 сентября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", который подготовлен Правительством Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон направлен:

- на совершенствование правового регулирования порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах;

- порядка предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, инвестиционного налогового кредита;

- порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию;

- мер ответственности за налоговые правонарушения;

- иных вопросов налогового администрирования.

Например, со 2 сентября 2010 года отменена обязанность организаций сообщать в налоговые органы о создании филиалов и представительств. Постановка на учет организации по месту их нахождения производится на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Постановка на учет (снятие с учета) организаций по месту нахождения иных обособленных подразделений производится на основании сообщений налогоплательщика  об их создании и прекращении деятельности соответственно (исключена процедура  подачи заявления о постановке на учет (снятии с учета)).

Введен запрет повторного истребования документов в рамках процедуры истребования у налогоплательщика документов о деятельности его контрагентов.

Отменены расчеты по авансовым  платежам по транспортному и земельному налогам.

В соответствии ст.59 НК РФ установлен конкретный перечень оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам. В качестве основания признания задолженности безнадежной установлены случаи принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам) [2].

Одновременно уточнены составы  налоговых правонарушений и в  ряде случаев увеличены размеры  санкций за указанные правонарушения.

Принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием принципов  определения цен для целей  налогообложения". Новое законодательное  регулирование налогового контроля над трансфертным ценообразованием направлено, с одной стороны, на эффективное  противодействие использованию  трансфертных цен в сделках между  организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с  различными налоговыми режимами, в  целях уклонения от налогообложения. С другой стороны, не должно создавать  препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных  холдинговых компаний.

Проект Федерального закона "О  внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием  консолидированной группы налогоплательщиков", внесенный Правительством Российской Федерации, принят Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 октября 2010 года в первом чтении.

9) В 2011 году были внесены изменения касающиеся налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ), которые вступили в силу с 1 января 2012 года, а именно:

- стандартный вычет на первого  и второго ребенка составляет 1400 руб., на третьего и каждого последующего ребенка 3000 руб.;

- отменен ежемесячный стандартный  вычет по НДФЛ в размере  400 руб.;

- суммы, выплачиваемые организациями  (индивидуальными предпринимателями)  своим работникам на возмещение  затрат по уплате процентов  по займам (кредитам) на приобретение  или строительство жилья, и  в 2012 г. не облагаются НДФЛ;

- компенсации руководителям, их  заместителям и главным бухгалтерам,  выплачиваемые при их увольнении, облагаются НДФЛ в части, превышающей  трехкратный размер среднего  месячного заработка;

- выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства не облагаются НДФЛ в размере, не превышающем в целом три средних месячных заработка, а для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — шесть средних месячных заработков;

- помощь детям, оставшимся без  попечения родителей, не облагается  НДФЛ.

- денежные средства, недвижимость  и ценные бумаги, переданные на  формирование и пополнение целевого  капитала некоммерческой организации  и впоследствии возвращенные  жертвователю, освобождаются от  обложения НДФЛ.

10) Налоговая нагрузка в российской экономике. При обсуждении налоговой политики важным является вопрос о действующем уровне налоговой нагрузки в российской экономике, а также о том, насколько налоговая нагрузка в России сопоставима с аналогичными показателями в различных странах, является ли она высокой или низкой.

В ходе анализа налоговой нагрузки в экономике необходимо иметь  в виду, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающие влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.

Во-первых, для стран, налоговые  доходы которых в большой степени  зависят от внешнеторговой ценовой  конъюнктуры, принято разделять  налоговые доходы, обусловленные  исключительно колебаниями такой  конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к  внешнеторговой конъюнктуре. В этой связи принято разделять конъюнктурную  и структурную составляющие налоговой  нагрузки.

При этом структурная составляющая налоговых доходов обусловлена  природой и структурой экономического роста в стране, а также фундаментальными факторами налоговых доходов - такими, как изменения налогового законодательства и налоговых ставок. Структурная  компонента налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при среднемноголетней внешнеэкономической конъюнктуре.

В свою очередь, конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена  лишь колебаниями конъюнктуры мировых  рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары.

Поскольку колебания внешнеторговой конъюнктуры не могут быть прогнозированы с достаточной степенью достоверности, планирование бюджетных расходов должно осуществляться исходя из прогноза структурной  составляющей налоговых доходов. Одновременно с этим налоговые доходы, имеющие  конъюнктурный характер, могут сберегаться  с целью сглаживания негативных последствий внешних шоков в  периоды неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры.

Таким образом, в условиях существенной доли конъюнктурной составляющей налоговых  доходов краткосрочные (в пределах нескольких лет) колебания налоговой  нагрузки (например, доли налоговых  доходов в ВВП) не могут являться характеристикой изменений в  налоговой системе, оказывающих  влияние на общую величину налоговой  нагрузки в стране.

Иными словами, высокий уровень  налоговых доходов бюджетов в  периоды благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры сам по себе не является характеристикой высокой налоговой  нагрузки, а снижение доходов в  период неблагоприятной конъюнктуры  не свидетельствует о низком уровне налогов в стране. Однако как налоговая  система, так и система бюджетного планирования в этих условиях должны быть сконструированы таким образом, чтобы сберегать "избыточные" доходы в благоприятные периоды  с целью финансирования бюджетного дефицита в неблагоприятные периоды.

Во-вторых, сама по себе величина налоговых  доходов бюджетной системы и  соотношение этой величины с иными  показателями (величина выручки, добавленной  стоимости, валового продукта) не является характеристикой налоговой нагрузки, на основании сравнения которой  с аналогичными показателями в других странах либо в других отраслях можно  было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий из частного сектора, обусловленном различными характеристиками налоговой системы.

Оптимальным способом сопоставления  налоговой нагрузки в различных  экономиках является подход, основанный на анализе того, насколько устройство налоговой системы оказывает  влияние на инвестиционные решения  либо в экономике в целом, либо в какой-либо конкретной отрасли. Другими  словами, при анализе и сопоставлении  налоговой нагрузки в стране или  отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой  степени налоговая система оказывает  влияние на цену капитала для инвестора.

При этом анализ влияния уровня налогообложения  предприятий на инвестиции и особенно международные сопоставления в  этой сфере - одна из наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения. Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в разных юрисдикциях  и в рамках различных видов  капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения. Необходимо учесть, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на передачу капитала и пр., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.

В результате, после учета всех вышеперечисленных факторов может  оказаться, что налоговая нагрузка для инвестора с точки зрения принятия им инвестиционных решений  при сравнительно высокой доле уплачиваемых налогоплательщиком налогов в выручке  или добавленной стоимости может  оказаться существенно ниже, чем  у налогоплательщика с более низкими налоговыми платежами. Определенная таким образом величина налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости капитала, а не от абсолютной суммы уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.

Информация о работе Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ