Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:16, дипломная работа
Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Цель дипломной работы – изучить основы налоговой политики Российской Федерации (далее РФ) и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ.
Введение 4
1 Теоретическая часть 6
1.1 Развитие и становление налоговой политики РФ 6
1.2 Значение налоговой политики 9
1.3 Задачи налоговой политики 12
1.4 Цели, формы и принципы налоговой политики 14
2 Аналитическая часть 25
2.1 Анализ собираемости налогов в бюджеты бюджетной системы РФ 26
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики 40
2.3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А «Принципы построения налоговой системы» 59
Приложение Б «Доходы консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 61
Приложение В «Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ в период с 2007 года по 2011» 67
Приложение Г «Начисление и поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2012 года» 69
Приложение Д «Соотношение ВВП и налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ» 71
Также были ратифицирован аналогичный Протоколы к Конвенции об избежании двойного налогообложения с Чехией. Завершены переговоры по проектам протоколов к соглашениям об избежании двойного налогообложения с Арменией, Италией, Финляндией.
В октябре 2010 года подписан протокол
к российско-кипрскому
Завершены аналогичные переговоры с Белоруссией, Люксембургом, Швейцарией, а также Китайской Народной Республикой, продолжаются соответствующие переговоры с Австрией, Казахстаном, Мальтой, Финляндией.
В Правительство Российской Федерации
направлен проект распоряжения о
подписании соглашения с Объединенными
Арабскими Эмиратами о
Все указанные протоколы направлены на расширение информационного обмена между российскими налоговыми органами и налоговыми органами указанных государств. Положения, вводимые в соглашение протоколами, позволят российским налоговым органам повысить эффективность обмена информацией налоговыми органами данных стран, в том числе сведениями о реальных получателях доходов в виде дивидендов, процентов и роялти от источников в Российской Федерации, а также более эффективно противодействовать использованию соглашения в неблаговидных целях налоговыми резидентами России.
8) Совершенствование налогового администрирования. В период с 2008 по 2010 годы особое внимание уделялось повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
В целях совершенствования
В целях совершенствования порядка изменения срока уплаты налога и иных вопросов налогового администрирования Государственной Думой принят в первом чтении проект Федерального закона N 269777-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов", внесенный Правительством Российской Федерации. Законопроект, в частности, направлен на совершенствование порядка предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов, расширение возможностей для применения инвестиционного налогового кредита, уточнение сроков и процедур взыскания задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, определение исчерпывающего перечня оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Со 2 сентября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", который подготовлен Правительством Российской Федерации.
Указанный Федеральный закон направлен:
- на совершенствование правового регулирования порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах;
- порядка предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, инвестиционного налогового кредита;
- порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию;
- мер ответственности за налоговые правонарушения;
- иных вопросов налогового администрирования.
Например, со 2 сентября 2010 года отменена обязанность организаций сообщать в налоговые органы о создании филиалов и представительств. Постановка на учет организации по месту их нахождения производится на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Постановка на учет (снятие с учета)
организаций по месту нахождения
иных обособленных подразделений производится
на основании сообщений
Введен запрет повторного истребования документов в рамках процедуры истребования у налогоплательщика документов о деятельности его контрагентов.
Отменены расчеты по авансовым платежам по транспортному и земельному налогам.
В соответствии ст.59 НК РФ установлен конкретный перечень оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам. В качестве основания признания задолженности безнадежной установлены случаи принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам) [2].
Одновременно уточнены составы налоговых правонарушений и в ряде случаев увеличены размеры санкций за указанные правонарушения.
Принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". Новое законодательное регулирование налогового контроля над трансфертным ценообразованием направлено, с одной стороны, на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения. С другой стороны, не должно создавать препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков", внесенный Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 октября 2010 года в первом чтении.
9) В 2011 году были внесены изменения касающиеся налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ), которые вступили в силу с 1 января 2012 года, а именно:
- стандартный вычет на первого и второго ребенка составляет 1400 руб., на третьего и каждого последующего ребенка 3000 руб.;
- отменен ежемесячный
- суммы, выплачиваемые
- компенсации руководителям, их
заместителям и главным
- выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства не облагаются НДФЛ в размере, не превышающем в целом три средних месячных заработка, а для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — шесть средних месячных заработков;
- помощь детям, оставшимся без
попечения родителей, не
- денежные средства, недвижимость
и ценные бумаги, переданные на
формирование и пополнение
10) Налоговая нагрузка в российской экономике. При обсуждении налоговой политики важным является вопрос о действующем уровне налоговой нагрузки в российской экономике, а также о том, насколько налоговая нагрузка в России сопоставима с аналогичными показателями в различных странах, является ли она высокой или низкой.
В ходе анализа налоговой нагрузки в экономике необходимо иметь в виду, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающие влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.
Во-первых, для стран, налоговые
доходы которых в большой степени
зависят от внешнеторговой ценовой
конъюнктуры, принято разделять
налоговые доходы, обусловленные
исключительно колебаниями
При этом структурная составляющая налоговых доходов обусловлена природой и структурой экономического роста в стране, а также фундаментальными факторами налоговых доходов - такими, как изменения налогового законодательства и налоговых ставок. Структурная компонента налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при среднемноголетней внешнеэкономической конъюнктуре.
В свою очередь, конъюнктурная компонента
налоговых доходов обусловлена
лишь колебаниями конъюнктуры
Поскольку колебания внешнеторговой
конъюнктуры не могут быть прогнозированы
с достаточной степенью достоверности,
планирование бюджетных расходов должно
осуществляться исходя из прогноза структурной
составляющей налоговых доходов. Одновременно
с этим налоговые доходы, имеющие
конъюнктурный характер, могут сберегаться
с целью сглаживания негативных
последствий внешних шоков в
периоды неблагоприятной
Таким образом, в условиях существенной доли конъюнктурной составляющей налоговых доходов краткосрочные (в пределах нескольких лет) колебания налоговой нагрузки (например, доли налоговых доходов в ВВП) не могут являться характеристикой изменений в налоговой системе, оказывающих влияние на общую величину налоговой нагрузки в стране.
Иными словами, высокий уровень
налоговых доходов бюджетов в
периоды благоприятной
Во-вторых, сама по себе величина налоговых
доходов бюджетной системы и
соотношение этой величины с иными
показателями (величина выручки, добавленной
стоимости, валового продукта) не является
характеристикой налоговой
Оптимальным способом сопоставления
налоговой нагрузки в различных
экономиках является подход, основанный
на анализе того, насколько устройство
налоговой системы оказывает
влияние на инвестиционные решения
либо в экономике в целом, либо
в какой-либо конкретной отрасли. Другими
словами, при анализе и сопоставлении
налоговой нагрузки в стране или
отрасли необходимо принимать во
внимание, прежде всего, то, в какой
степени налоговая система
При этом анализ влияния уровня налогообложения предприятий на инвестиции и особенно международные сопоставления в этой сфере - одна из наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения. Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения. Необходимо учесть, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на передачу капитала и пр., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.
В результате, после учета всех
вышеперечисленных факторов может
оказаться, что налоговая нагрузка
для инвестора с точки зрения
принятия им инвестиционных решений
при сравнительно высокой доле уплачиваемых
налогоплательщиком налогов в выручке
или добавленной стоимости
Информация о работе Налоговая политика и ее роль в формировании бюджетов бюджетной системы РФ