Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:33, курсовая работа
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.(2006)
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации бюджетного процесса 4
1.1 Понятие бюджетного процесса 4
1.2 Полномочия участников бюджетного процесса 7
1.3 Основные стадии бюджетного процесса 12
Глава 2. Реформирование бюджетного процесса в РФ 24
2.1. Анализ исполнения федерального бюджета за 1999 – 2006 24
2.2. Проблемы, результаты и перспективы реформы бюджетного процесса в РФ 26
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Стадии бюджетного процесса представляют собой урегулированную нормами бюджетного права, встроенную в определенной логической последовательности взаимосвязанную и взаимоувязанную систему составляющих указанный процесс элементов, каждый из которых, являясь подсистемой более низкого порядка, представлен в виде определенной последовательной совокупности действий участников бюджетного процесса.
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
Главная задача разработки проекта бюджета – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории. Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Основой при составления проектов бюджетов служат:
На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, и которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.
После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.5
Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительству РФ.
Затем Министерство финансов РФ направляет
основные характеристики по доходам
и расходам федерального бюджета
федеральным органом
Президент РФ не позднее марта года, предшествующему очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала финансового года.
На второй стадии разработки федерального
бюджета федеральными органами исполнительной
власти производится распределение
предельных объемов бюджетных средств
по показателям бюджетной
Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизаций дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты. Вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.
Правительство Российской Федерации до 15 августа года, предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.6
После изучения этих документов и работы с ними Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.
Таким образом, составление проектов бюджетов – это стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом7.
Рассмотрение и утверждение бюджетов. Вторая стадия начинается с момента внесения проекта закона о бюджете на рассмотрение представительного органа власти. Проект закона о бюджете на федеральном уровне вносится Президентом, на уровне субъекта - главой исполнительной власти, на местном - главой муниципального образования.
Правительство Российский Федерации, правительства субъектов РФ и органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе Федерального Собрания создан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Совета Федерации и Государственной Думы и контактируют по вопросам бюджета между собой. Комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение предъявленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение.
Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вносят на рассмотрение проекты соответствующих законов не позднее 15 октября текущего года. Проект местного бюджета должен быть внесён не позднее 15 ноября.
Правительство РФ вносит на рассмотрение
и утверждение в
Центральный банк РФ до 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
Проект федерального закона считается внесённым в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.
В
течение суток Совет
Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в трёх чтениях.
В первом чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в течении 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу.
В
первом чтении обсуждается концепция
бюджета, прогноз социально-
В первом чтении рассматриваются следующие характеристики федерального бюджета:
В течении 15 дней Комитеты Государственной Думы готовят заключение, направляют его в Комитет по бюджету с обоснованием принять или отклонить проект федерального бюджета. При рассмотрении в первом чтении Государственная Дума заслушивает доклад Правительства, содоклады Комитета по бюджету и Председателя счётной палаты. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета, Государственная Дума может:
В случае передачи законопроекта в согласительную комиссию, она в течении 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик проекта федерального бюджета. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих. Если Государственная Дума не принимает решение по итогам работы согласительной комиссии, то проект закона считается повторно отклонённым в первом чтении. При повторном отклонении в первом чтении Государственная Дума не имеет права повторно его направить в согласительную комиссию, и Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству.
В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении и направлении его на доработку в Правительство, оно в течении 20 дней дорабатывает указанный законопроект и вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение. Государственная Дума рассматривает его в течении 10 дней.
В случае отставки правительства, вновь
сформированное Правительство представляет
новый вариант проекта
Во втором чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в течении 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Во втором чтении рассматриваются следующие показатели:
В течении 10 дней Комитет по бюджету
готовит сводные таблицы
В третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в течении 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой закон "О федеральном бюджете" в течении 5 дней со дня принятия передаётся на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает Федеральный Закон в течении 14 дней со дня представления Государственной Думой.
Одобренный Советом Федерации Федеральный Закон в течении 5 дней со дня одобрения направляется Президенту для подписания и обнародования. В случае отклонения Федерального Закона Советом Федерации, он передаётся для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течении 10 дней выносит на повторное рассмотрение согласованный Федеральный Закон и рассматривает его в одном чтении. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы9.