Органы бюджетного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Итак, задачами бюджетного контроля являются:
> обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
> соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
> контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
> проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
> улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
> выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

Содержание работы

Введение……………………………………………….....................……………..2
1. Цели и задачи бюджетного контроля……………………………....................3
2. Формы бюджетного контроля……………………………………....................6
2.1 Ревизия - ведущая форма бюджетного контроля. Понятие и формы ревизии……………………………………………………………...................…10
2.2 Организация и акты ревизии…………………………………......................16
3. Органы бюджетного контроля………………………………….....................19
3.1 Президент и правительство……………………………………....................19
3.2 Федеральное собрание и счетная палата…………………….......................21
3.3 Министерство финансов и федеральное казначейство……........................24
Заключение………………………………………………………….....................30
Список использованной литературы………………………………...................31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.50 Кб (Скачать файл)

При проведении ревизии финансовых органов  по вопросам составления и исполнения бюджета результаты ревизии докладываются  руководителям администраций соответствующего уровня. При этом многие недостатки по мере возможности устраняются  в процессе ревизии на основании  высказанных в письменной форме  предложений и замечаний ревизором-контролером.

 

3. Органы бюджетного контроля

Состав  и структура органов бюджетного контроля определяются государственным  устройством страны, функциями и  задачами, решаемыми государством на том или ином этапе своего развития. Разработка и осуществление совершенно новой бюджетно-налоговой, финансовой политики направлены на усиление воздействия  финансовых рычагов на социально- экономические процессы в обществе. При этом остро встал вопрос о создании соответствующих финансовых институтов рыночного типа, способных эффективно претворить в жизнь эту политику. Ранее существовавшие и создаваемые новые финансовые органы стали наделяться не только широкими управленческими полномочиями, но и обширными контрольными функциями, так как контроль выступает как один из эффективных функциональных элементов управления.

3.1 Президент и правительство

Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности. Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов и т. д.

Определенные  функции финансового контроля выполняет  Главное Контрольное управление Президента РФ, действующее на основе Указа Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О Главном контрольном управлении Президента РФ”. Как структурное  подразделение Администрации Президента оно взаимодействует со всеми  органами исполнительной власти. Среди  его функций: контроль за деятельностью органов надзора и контроля при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности), предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Он вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней, но не вправе самостоятельно примять какие-либо санкции.

Органы  исполнительной власти всех уровней  осуществляют бюджетный контроль непосредственно  в пределах свих полномочий, а так  же направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.

На  основании Конституции РФ и Федерального Конституционного Закона “О Правительстве  Российской Федерации” от 17.12.97. №2 - ФКЗ (с последующими изменениями), Правительство  РФ:

1. обеспечивает проведение единой  финансовой, кредитной и денежной  политики;

2. разрабатывает и представляет  Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его  исполнение;

3. представляет Государственной Думе  отчет об исполнении федерального  бюджета;

4. разрабатывает и реализует налоговую  политику;

5. обеспечивает совершенствование  бюджетной системы;

6. принимает согласованные с Центральным банком Российской

Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

7. осуществляет управление государственным  внутренним и внешним долгом  Российской Федерации;

8. осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль;

9. в установленные сроки представляет  необходимую информацию в Счетную  палату РФ при осуществлении  ею контроля за исполнением федерального бюджета.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма  и межбюджетных отношений. При правительстве  действуют Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных  функций в области финансов, бюджета  и налогов.

3.2 Федеральное собрание и счетная  палата

Одна  из форм общегосударственного бюджетного контроля - парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации имеются специальные бюджетные комитеты (в Государственной Думе - Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, В Совете Федерации - Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию) и комиссии в функции, которых входят проверка правильности и полноты, предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, а так же контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность отдельных звеньев финансовой системы: министерств, ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу Парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и расходовании государственных средств. Кроме того, Парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган - Счетную палату. Аналогичные счетные и контрольно - счетные палаты создаются на уровне регионов РФ.[7]

В соответствии с Федеральным Законом  “О счетной палате РФ” от 11.01.95. № 4-ФЗ задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности;

оценка  обоснованности доходных и расходных  статей проектов федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая  экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль  за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное  представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий.

В рамках своей деятельности Счетная  палата провидит комплексные ревизии  и тематические проверки по отдельным  разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ходе проведения ревизий  и проверок на основе документального  подтверждения законности производственно-хозяйственной  деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и  федерального бюджета.

В случаях выявления нарушений, наносящих  ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации  проверяемой организации предписание, обязательное для исполнения. Если оно не исполняется или исполняется  не надлежащим образом, то по согласованию с Государственной Думой Счетная  палата вправе принять решение о  приостановлении всех видов финансовых, платежных расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение: по проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга  и дефицита федерального бюджета; по проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации; по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; по проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета; пo проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием  нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ и исследование нарушений  и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет  Федерации и Государственную  Думу предложения по их устранению, а так же по совершенствованию  бюджетного законодательства в целом, анализирую итоги проводимых мероприятий.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово - кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения  вне зависимости от видов и  форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную  собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

3.3 Министерство финансов и федеральное  казначейство

Министерство  Финансов РФ - федеральный орган  исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной  налоговой и валютной политики в  РФ и координирующий деятельность в  этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Однако эффективное и качественное управление финансами невозможно без осуществления надлежащего контроля за ними. Поэтому Минфин занимает особое место в системе общегосударственного контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

В соответствии с Постановлением Правительства  от 06.03.98. №273 “Об утверждении положения  о Министерстве Финансов РФ” основными  задачами Минфина РФ являются: совершенствование  бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в РФ; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; разработка проекта и  обеспечение исполнения в установленном  порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении.

Правительство РФ Постановлением “О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов РФ” от 06.03.98. №276 разрешило Минфину  в пределах имеющихся средств  и численности работников создавать  в составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и функции  упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными. Постановлением Правительства РФ от 04.08.98. № 884 “О совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов РФ” работники вновь созданного Департамента и его территориальных органов наделяются правом:

проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины;

проводить документальные ревизии и проверки в министерствах, ведомствах и во всех субъектах хозяйствования;

требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых документов;

получать  разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии или  проверки;

проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей у всех должностных  лиц, ответственных за их хранение и  расходование), опечатывать кассу, кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения;

проводить встречные проверки документов в  других организациях связанных с  деятельностью проверяемого учреждения;

запрашивать и получать от банков и других кредитных  учреждений сведения, справки и копии  документов, связанных со счетами  и операциями ревизуемой или проверяемой  организации;

изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или злоупотребления, сохранность  которых не гарантируется и т.д.

проводить контрольные обмеры, запуски сырья  и материалов в производство, анализы  сырья, материалов и готовой продукции;

приглашать  специалистов для консультаций и  участия вы проверке вопросов, определенных программой ревизии или проверки;

ставить перед руководством ревизуемого  или проверяемого учреждения вопросы  о принятии мер по устранению нарушений  и недостатков;

вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, об освобождении от работы и о возмещении материального  ущерба;

проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения, связанные с программой ревизии;

разрабатывать предложения по результатам ревизии  или проверки и осуществлять контроль за их выполнением;

Вместе  с тем, ревизоры не имеют права  вмешиваться в административные функции проверяемого учреждения, налагать дисциплинарные взыскания и штрафные санкции, давать оценки действиям должностных  лиц и т. д. Ревизоры обязаны быть объективными, сохранять коммерческую тайну, не злоупотреблять служебным  положением в корыстных целях, и  т. д.

Информация о работе Органы бюджетного контроля