Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:29, курсовая работа
Итак, задачами бюджетного контроля являются:
> обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
> соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
> контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
> проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
> улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
> выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
Введение……………………………………………….....................……………..2
1. Цели и задачи бюджетного контроля……………………………....................3
2. Формы бюджетного контроля……………………………………....................6
2.1 Ревизия - ведущая форма бюджетного контроля. Понятие и формы ревизии……………………………………………………………...................…10
2.2 Организация и акты ревизии…………………………………......................16
3. Органы бюджетного контроля………………………………….....................19
3.1 Президент и правительство……………………………………....................19
3.2 Федеральное собрание и счетная палата…………………….......................21
3.3 Министерство финансов и федеральное казначейство……........................24
Заключение………………………………………………………….....................30
Список использованной литературы………………………………...................31
При
проведении ревизии финансовых органов
по вопросам составления и исполнения
бюджета результаты ревизии докладываются
руководителям администраций
3. Органы бюджетного контроля
Состав и структура органов бюджетного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми государством на том или ином этапе своего развития. Разработка и осуществление совершенно новой бюджетно-налоговой, финансовой политики направлены на усиление воздействия финансовых рычагов на социально- экономические процессы в обществе. При этом остро встал вопрос о создании соответствующих финансовых институтов рыночного типа, способных эффективно претворить в жизнь эту политику. Ранее существовавшие и создаваемые новые финансовые органы стали наделяться не только широкими управленческими полномочиями, но и обширными контрольными функциями, так как контроль выступает как один из эффективных функциональных элементов управления.
3.1 Президент и правительство
Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности. Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов и т. д.
Определенные
функции финансового контроля выполняет
Главное Контрольное управление
Президента РФ, действующее на основе
Указа Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О
Главном контрольном управлении
Президента РФ”. Как структурное
подразделение Администрации
Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности), предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Он вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней, но не вправе самостоятельно примять какие-либо санкции.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют бюджетный контроль непосредственно в пределах свих полномочий, а так же направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.
На основании Конституции РФ и Федерального Конституционного Закона “О Правительстве Российской Федерации” от 17.12.97. №2 - ФКЗ (с последующими изменениями), Правительство РФ:
1.
обеспечивает проведение
2.
разрабатывает и представляет
Государственной Думе
3.
представляет Государственной
4.
разрабатывает и реализует
5.
обеспечивает
6. принимает согласованные с Центральным банком Российской
Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;
7.
осуществляет управление
8.
осуществляет валютное
9.
в установленные сроки
Правительство
РФ контролирует и регулирует финансовую
деятельность министерств и ведомств,
вопросы бюджетного федерализма
и межбюджетных отношений. При правительстве
действуют Контрольно-
3.2
Федеральное собрание и
Одна из форм общегосударственного бюджетного контроля - парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации имеются специальные бюджетные комитеты (в Государственной Думе - Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, В Совете Федерации - Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию) и комиссии в функции, которых входят проверка правильности и полноты, предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, а так же контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность отдельных звеньев финансовой системы: министерств, ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу Парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и расходовании государственных средств. Кроме того, Парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган - Счетную палату. Аналогичные счетные и контрольно - счетные палаты создаются на уровне регионов РФ.[7]
В соответствии с Федеральным Законом “О счетной палате РФ” от 11.01.95. № 4-ФЗ задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение
эффективности и
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая
экспертиза проектов федеральных законов,
а также нормативных правовых
актов федеральных органов
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
В
рамках своей деятельности Счетная
палата провидит комплексные ревизии
и тематические проверки по отдельным
разделам и статьям федерального
бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных
фондов. В ходе проведения ревизий
и проверок на основе документального
подтверждения законности производственно-хозяйственной
деятельности, достоверности бухгалтерского
учета и финансовой отчетности определяется
своевременность и полнота
В
случаях выявления нарушений, наносящих
ущерб и требующих пресечения,
Счетная палата вправе давать администрации
проверяемой организации
Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение: по проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета; по проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации; по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; по проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета; пo проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.
Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а так же по совершенствованию бюджетного законодательства в целом, анализирую итоги проводимых мероприятий.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово - кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
3.3
Министерство финансов и
Министерство Финансов РФ - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной налоговой и валютной политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Однако эффективное и качественное управление финансами невозможно без осуществления надлежащего контроля за ними. Поэтому Минфин занимает особое место в системе общегосударственного контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
В соответствии с Постановлением Правительства от 06.03.98. №273 “Об утверждении положения о Министерстве Финансов РФ” основными задачами Минфина РФ являются: совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении.
Правительство
РФ Постановлением “О Департаменте государственного
контроля и аудита Министерства Финансов
РФ” от 06.03.98. №276 разрешило Минфину
в пределах имеющихся средств
и численности работников создавать
в составе Центрального аппарата
Министерства Департамент государственного
финансового контроля и аудита, возложив
на него в частности задачи и функции
упраздняемого Контрольно-
проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины;
проводить документальные ревизии и проверки в министерствах, ведомствах и во всех субъектах хозяйствования;
требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых документов;
получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии или проверки;
проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей у всех должностных лиц, ответственных за их хранение и расходование), опечатывать кассу, кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения;
проводить встречные проверки документов в других организациях связанных с деятельностью проверяемого учреждения;
запрашивать и получать от банков и других кредитных учреждений сведения, справки и копии документов, связанных со счетами и операциями ревизуемой или проверяемой организации;
изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или злоупотребления, сохранность которых не гарантируется и т.д.
проводить контрольные обмеры, запуски сырья и материалов в производство, анализы сырья, материалов и готовой продукции;
приглашать специалистов для консультаций и участия вы проверке вопросов, определенных программой ревизии или проверки;
ставить перед руководством ревизуемого или проверяемого учреждения вопросы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков;
вносить
предложения о наложении
проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения, связанные с программой ревизии;
разрабатывать предложения по результатам ревизии или проверки и осуществлять контроль за их выполнением;
Вместе с тем, ревизоры не имеют права вмешиваться в административные функции проверяемого учреждения, налагать дисциплинарные взыскания и штрафные санкции, давать оценки действиям должностных лиц и т. д. Ревизоры обязаны быть объективными, сохранять коммерческую тайну, не злоупотреблять служебным положением в корыстных целях, и т. д.