Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является особенностей бюджетного процесса в РФ .

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность бюджетного процесса 5
1.1. Понятие бюджетного процесс 5
1.2. Участники бюджетного процесса в РФ 7
1.3. Нормативно- правовая основа бюджетного процесса РФ 10
2. Этапы бюджетного процесса 16
2.1.Составление проектов бюджетов 16
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджетов 17
2.3 Исполнение бюджетов 19
2.4 Составление отчетов об использование бюджетов 22
3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ 24
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

ююю.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                         3         

1.  Экономическая сущность бюджетного процесса                                            5                            

    1.1. Понятие бюджетного процесс                                                                    5                                                 

    1.2. Участники бюджетного процесса в РФ                                                     7                                                 

    1.3. Нормативно- правовая основа бюджетного процесса РФ                      10

2.   Этапы бюджетного процесса                                                                        16

   2.1.Составление проектов бюджетов                                                                16                                                                                                               

   2.2 Рассмотрение и  утверждение бюджетов                                                    17

   2.3 Исполнение бюджетов                                                                                 19

   2.4 Составление отчетов об использование бюджетов                                  22                                                                                 

3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ    24 

Заключение                                                                                                           32                                                                                               

Список литературы                                                                                              34                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором  на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие  принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является особенностей бюджетного процесса в РФ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая  сущность бюджетного процесса

1.1. Понятие бюджетный процесса

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального  бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных  субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией  правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов  и законности и своевременности  их расходования.

Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства  по составлению, рассмотрению и утверждению  бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько  другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления  и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так  как именно отчет об исполнении бюджета  является обратной связью в бюджетной  деятельности государства.

В рамках бюджетного процесса имеется  несколько ключевых понятий. Понятие  бюджетного года - это календарный  год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря  не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета  завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный период - это время, в  течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода  и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный  год, бюджетный год равен всего  одной стадии бюджетного периода.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию  на 31 декабря, зачисляются в тех  же суммах на вновь открываемые соответствующим  бюджетным учреждением лицевые  счета. Стадии бюджетного процесса следуют  строго последовательно, и этот порядок  изменению не подлежит. В то же время  каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального  дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление  материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической  программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения  источников доходов между бюджетами  разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

В основе бюджетного процесса лежат  определенные принципы, соблюдение которых  дает возможность изначально правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет, чтобы средства государства  были исполь­зованы экономно и с  максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

  • единства бюджетной системы;
  • принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
  • принцип самостоятельности;
  • сбалансированности;
  • гласности;
  • достоверности.

Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу.

Вывод: Бюджетный процесс в российском законодательстве – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

 

1.2. Участники бюджетного процесса  РФ

    Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

– Президент РФ;

– Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

– Правительство РФ;

– Министерство финансов РФ;

– Федеральное казначейство;

– органы, осуществляющие сбор доходов  бюджета;

– Центральный банк РФ (Банк России);

– Счетная палата РФ;

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

– государственные внебюджетные фонды;

– главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

– иные органы, на которые законодательством  РФ возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и  управления.

I. Президент РФ (Администрация Президента  РФ) определяет цели финансовой  политики, подписывает бюджетный  план, имеет право «вето» на  финансовое законодательство, принятое  Федеральным Собранием РФ.

II. Парламент РФ (Федеральное Собрание  РФ, состоящее из двух палат:  Совета Федерации и Государственной  Думы) устанавливает налоги, сборы,  неналоговые платежи, утверждает  федеральный бюджет, принимает финансовое  законодательство (Бюджетный кодекс  РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

III. Правительство РФ разрабатывает  федеральный бюджет, выступает как  координирующий центр управления  финансами

IV Министерство финансов РФ (Минфин  России) – центральный орган,  осуществляющий реализацию финансовой  политики. Оно обеспечивает единство  финансовой, денежно-кредитной и  валютной политики в Российской  Федерации, координирует деятельность  других федеральных органов исполнительной  власти.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

– составляет проект федерального бюджета  и представляет его в Правительство  РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

– представляет по поручению Правительства  РФ сторону государства в договорах  о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

– осуществляет методологическое руководство  в области составления проекта  федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

– устанавливает порядок ведения  сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

– составляет и ведет сводную бюджетную  роспись федерального бюджета и  представляет ее в Федеральное казначейство;

– представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным  распорядителям средств федерального бюджета;

– разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

– разрабатывает по поручению Правительства  РФ программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации;

– осуществляет по поручению Правительства  РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

– разрабатывает по поручению Правительства  РФ программу государственных внешних  заимствований Российской Федерации;–  осуществляет методологическое руководство  по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

– устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

– обеспечивает предоставление бюджетных  кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, в порядке, установленном  Правительством РФ;

– предоставляет по поручению Правительства  РФ от имени Российской Федерации  государственные гарантии субъектам  РФ, муниципальным образованиям и  юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

– регистрирует эмиссии займов субъектов  РФ, муниципальных образований;

– ведет Государственную долговую книгу РФ;

– осуществляет в порядке, установленном  Правительством РФ, управление государственным  долгом РФ;

– организует исполнение федерального бюджета;

– принимает нормативные акты в  установленной сфере деятельности и др.

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ