Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:19, курсовая работа
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является особенностей бюджетного процесса в РФ .
Введение 3
1. Экономическая сущность бюджетного процесса 5
1.1. Понятие бюджетного процесс 5
1.2. Участники бюджетного процесса в РФ 7
1.3. Нормативно- правовая основа бюджетного процесса РФ 10
2. Этапы бюджетного процесса 16
2.1.Составление проектов бюджетов 16
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджетов 17
2.3 Исполнение бюджетов 19
2.4 Составление отчетов об использование бюджетов 22
3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ 24
Заключение 32
Список литературы 34
Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта: в первом чтении - 30 дней со дня внесения в ГД, во втором - 15 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем - 25 дней со дня принятия во втором, в четвертом - 15 дней со дня принятия в третьем чтении.
Принятый Государственной
Думой Федеральный закон о
федеральном бюджете на очередной
финансовый год в течение 5 дней со
дня его принятия передается на рассмотрение
Совета Федерации. СФ рассматривает
закон в течение 14 дней со дня
представления Государственной
Думой и голосует в целом. В
случае одобрения в течение 5 закон
направляется Президенту РФ для подписания
и обнародования. В случае отклонения
проекта он передается в согласительную
комиссию, перерабатывается, передается
в Государственную Думу для утверждения
в одном чтении, затем повторно
передается в Совет Федерации
для окончательного утверждения. Вето
Совета Федерации может быть отклонено
Государственной Думой
В случае непринятия
ГД закона о федеральном бюджете
до 1 декабря текущего года или невступления
его в силу до 1 января по другим причинам
Государственная Дума может принять
федеральный закон о
Вывод: Бюджетный кодекс детально регламентирует порядок внесения проекта закона о бюджете на рассмотрение законодательного органа. В соответствии с этим порядком орган исполнительной власти вносит проект закона о бюджете на очередной год на рассмотрение законодательного органа в срок, определенный для федерального бюджета – Бюджетным кодексом, бюджета субъекта РФ – законом субъекта РФ, местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления.
2. 3 Исполнение бюджетов
Исполнение бюджетов начинается
после их утверждения в установленном
порядке (для федерального бюджета
- подписания Президентом РФ). В Российской
Федерации устанавливается
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
Бюджеты по расходам исполняются
в пределах фактического наличия
бюджетных средств на едином счете
бюджета с соблюдением процедур
санкционирования и финансирования.
Основные этапы санкционирования: составление
и утверждение бюджетной
За исполнение доходной
части бюджета отвечают Государственная
налоговая служба и Государственный
таможенный комитет (и их органы на
местах), которые, помимо сбора налогов
и других платежей в бюджет обязаны
представлять информацию об исполнении
бюджетов в Казначейство, а также
органы, распоряжающиеся
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).
Уполномоченный исполнительный
орган представляет ежеквартальные,
полугодовые и годовые отчеты
об исполнении бюджета в представительный,
контрольный орган и
Вывод: Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:
2.4 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их
утверждение
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль).
Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:
Счетная палата проводит проверку
отчета об исполнении федерального бюджета
за отчетный год в течение 1,5 месяцев
после представления отчета в
ГД, используя материалы и
Вывод: Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль).
Для контроля за исполнением
бюджета ФС РФ образует специальный
орган - Счетную палату (данный орган
участвует также в
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
3 Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации
В настоящее время бюджетный процесс в
России, благодаря наличию Бюджетного
и Налогового кодексов, а также других
законодательных актов, имеющих непосредственное
отношение к бюджетной сфере, достаточно
четко регламентирован. Это позволяет
законодательным органам власти во время,
до начала нового финансового года, принимать
бюджет, а исполнительной власти — работать
бесперебойно, постоянно имея необходимые
финансовые ресурсы.
Вместе с тем, несмотря на очевидные
плюсы, бюджетный процесс в России и, прежде
всего, его содержательная сторона нуждаются
в коренном реформировании. Это обусловлено
тем, что в России в настоящее время отсутствуют
включенные в бюджетный процесс механизмы
среднесрочного планирования и обеспечения
результативности бюджетных расходов.
Непосредственно это проявляется в:
- преимущественно годовом планировании
бюджетных расходов;
- планировании бюджетных средств исключительно
на основе индексации ассигнований прошлых
лет;
- отсутствии четких критериев
и процедур отбора
- отсутствии четких формулировок целей
и конечных результатов использования
бюджетных средств, а также критериев
оценки деятельности администраторов
бюджетных средств;
- ограниченности полномочий и, следовательно,
ответственности администраторов бюджетных
средств при формировании и исполнении
бюджета;
- преобладании внешнего контроля за соответствием
кассовых расходов плановым показателям
и отсутствии процедур внутреннего и внешнего
контроля (мониторинга) обоснованности
планирования и результатов использования
бюджетных средств;
- затянутости и громоздкости
процедуры рассмотрения
- нечеткости разграничения полномочий
в бюджетном процессе между законодательными
(представительными) и исполнительными
органами власти.
На ликвидацию перечисленных недостатков
направлена система мер, разработанная
в рамках «Концепции реформирования бюджетного
процесса в Российской Федерации в 2004—2006
гг.». Эта Концепция была одобрена постановлением
Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249.
Главной целью Концепции является создание
условий и предпосылок для максимально
эффективного управления государственными
(муниципальными) финансами в соответствии
с приоритетами государственной политики.
Для реализации поставленной цели предлагается
осуществить постепенный переход от «управления
бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению
результатами» путем повышения ответственности
и расширения самостоятельности участников
бюджетного процесса и администраторов
бюджетных средств в рамках четких среднесрочных
ориентиров.
В настоящее время в основе системы «управления
ресурсами (затратами)» лежат следующие
принципы:
- бюджет формируется путем
- существуют жесткие бюджетные ограничения, что обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок;
- ожидаемые результаты не обосновываются;
-управление бюджетом сводится
главным образом к контролю
соответствия фактических и
Концепция «управление результатами» предполагает иные принципы и подходы к управлению бюджетными ресурсами. Они состоят в следующем:
- бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики;
- бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности);
- при планировании бюджетных
ассигнований основное
- устанавливаются долгосрочные переходящие
лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой
в рамках среднесрочного финансового
плана;
- формируется общая сумма ассигнований
(глобальный бюджет) на выполнение определенных
функций и программ. Детализация программ
осуществляется администраторами бюджетных
средств;
Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ