Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является особенностей бюджетного процесса в РФ .

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность бюджетного процесса 5
1.1. Понятие бюджетного процесс 5
1.2. Участники бюджетного процесса в РФ 7
1.3. Нормативно- правовая основа бюджетного процесса РФ 10
2. Этапы бюджетного процесса 16
2.1.Составление проектов бюджетов 16
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджетов 17
2.3 Исполнение бюджетов 19
2.4 Составление отчетов об использование бюджетов 22
3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ 24
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

ююю.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта: в первом чтении - 30 дней со дня внесения в ГД, во втором - 15 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем - 25 дней со дня принятия во втором, в четвертом - 15 дней со дня  принятия в третьем чтении.

Принятый Государственной  Думой Федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает  закон в течение 14 дней со дня  представления Государственной  Думой и голосует в целом. В  случае одобрения в течение 5 закон  направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения  в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации  для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено  Государственной Думой повторным  голосованием не менее чем двумя  третями голосов. В случае неподписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается  Федеральным Собранием. Для преодоления  вето Президента требуется не менее  двух третей голосов Федерального Собрания.

В случае непринятия ГД закона о федеральном бюджете  до 1 декабря текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума может принять  федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в  I квартале очередного финансового года.

 

Вывод: Бюджетный кодекс детально регламентирует порядок внесения проекта закона о бюджете на рассмотрение законодательного органа. В соответствии с этим порядком орган исполнительной власти вносит проект закона о бюджете на очередной год на рассмотрение законодательного органа в срок, определенный для федерального бюджета – Бюджетным кодексом, бюджета субъекта РФ – законом субъекта РФ, местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления.

 

2. 3 Исполнение бюджетов

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном  порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской - первоначально на эту систему перейдет федеральный бюджет, затем - бюджеты более низких уровней). На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление  и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения  бюджета), утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств  и бюджетным учреждениям, утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных  средств.

За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная  налоговая служба и Государственный  таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов  и других платежей в бюджет обязаны  представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также  органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового  органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым  органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение  о сокращении в установленный  законом срок, исполнительный орган  вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).

Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом. Важнейшая  задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других доходов в  целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.

 

Вывод: Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

 

 

 

 

2.4 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их

утверждение

      Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль).

Для контроля за исполнением  бюджета ФС РФ образует специальный  орган - Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета  готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств. Ответственным  за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную  Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

  • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчетами  МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
  • отчетом о доходах, полученных от использования гос. имущества;
  • сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
  • годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
  • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета  за отчетный год в течение 1,5 месяцев  после представления отчета в  ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает  отчет об исполнении федерального бюджета  в течение 1,5 месяцев после получения  заключения Счетной палаты, после  чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

 

Вывод: Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль).

Для контроля за исполнением  бюджета ФС РФ образует специальный  орган - Счетную палату (данный орган  участвует также в предварительном  контроле - при рассмотрении и утверждении  проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета  готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств. Ответственным  за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации

 

 

            В настоящее время бюджетный процесс в России, благодаря наличию Бюджетного и Налогового кодексов, а также других законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к бюджетной сфере, достаточно четко регламентирован. Это позволяет законодательным органам власти во время, до начала нового финансового года, принимать бюджет, а исполнительной власти — работать бесперебойно, постоянно имея необходимые финансовые ресурсы. 
           Вместе с тем, несмотря на очевидные плюсы, бюджетный процесс в России и, прежде всего, его содержательная сторона нуждаются в коренном реформировании. Это обусловлено тем, что в России в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов.              Непосредственно это проявляется в:

- преимущественно годовом планировании бюджетных расходов; 
- планировании бюджетных средств исключительно на основе индексации ассигнований прошлых лет;

- отсутствии четких критериев  и процедур отбора финансируемых  направлений и мероприятий в  соответствии с приоритетами  государственной политики; 
- отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;

- ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета; 
- преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям и отсутствии процедур внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;

- затянутости и громоздкости  процедуры рассмотрения проекта  бюджета законодательными (представительными)  органами власти, ориентированной  на технические детали в ущерб  оценке приоритетов бюджетной  политики и их реализации; 
- нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти. 
На ликвидацию перечисленных недостатков направлена система мер, разработанная в рамках «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг.». Эта Концепция была одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249. 
Главной целью Концепции является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Для реализации поставленной цели предлагается осуществить постепенный переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. 
  В настоящее время в основе системы «управления ресурсами (затратами)» лежат следующие принципы:

- бюджет формируется путем индексации  сложившихся расходов с детальной  разбивкой по статьям бюджетной  классификации РФ;

- существуют жесткие бюджетные ограничения, что обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок;

- ожидаемые результаты не обосновываются;

-управление бюджетом сводится  главным образом к контролю  соответствия фактических и плановых  показателей.

Концепция «управление результатами»  предполагает иные принципы и подходы  к управлению бюджетными ресурсами. Они состоят в следующем:

- бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики;

- бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности);

- при планировании бюджетных  ассигнований основное внимание  уделяется обоснованию конечных  результатов в рамках бюджетных  программ; 
- устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана; 
- формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ. Детализация программ осуществляется администраторами бюджетных средств;

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ