Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является особенностей бюджетного процесса в РФ .

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность бюджетного процесса 5
1.1. Понятие бюджетного процесс 5
1.2. Участники бюджетного процесса в РФ 7
1.3. Нормативно- правовая основа бюджетного процесса РФ 10
2. Этапы бюджетного процесса 16
2.1.Составление проектов бюджетов 16
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджетов 17
2.3 Исполнение бюджетов 19
2.4 Составление отчетов об использование бюджетов 22
3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ 24
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

ююю.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

При этом министр финансов РФ имеет  исключительное право дать разрешение на совершение следующих действий: утверждение сводной бюджетной  росписи федерального бюджета; утверждение  лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств  федерального бюджета; предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета и др. Совершение указанных  действий без разрешительной надписи  министра финансов является нарушением бюджетного законодательства РФ. Министр  финансов имеет право запретить  главным распорядителям бюджетных  средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру финансов поступило  представление Счетной палаты РФ или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующее о нарушении  бюджетного законодательства РФ главным  распорядителем бюджетных средств.

Вывод: Участники бюджетного процесса в совокупности составляют бюджетное учреждение, (организацию) созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

 

 

1.3. Нормативно - правовая основа бюджетного процесса РФ

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и  утверждению бюджетной отчетности.

 В соответствии со  ст. 3 Бюджетного кодекса регулируют  бюджетные правоотношения, следующие  нормативные акты, принимаемые на  различных уровнях бюджетного  процесса Российской Федерации. 

 Президент Российской Федерации  издает указы, регулирующие бюджетные  правоотношения. Указы Президента  Российской Федерации не могут  противоречить Бюджетному Кодексу  и федеральным законам.

На основании и во исполнение БК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации  принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в случаях  и пределах, которые предусмотрены  БК РФ, федеральными законами, указанными, и нормативными актами, принятыми  на уровне Правительства Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции  в соответствии с Бюджетным Кодексом.

Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции  в соответствии с Бюджетным Кодексом.

Участником бюджетного процесса, на федеральном уровне действующим  на основании Бюджетного Кодекса  обладающим бюджетными полномочиями по принятию нормативных актов в  установленной сфере деятельности является Министерство финансов Российской Федерации. Кроме принятия нормативных  актов в сфере его деятельности Министерство финансов РФ.

Федеральное казначейство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по обеспечению  исполнения федерального бюджета, кассовому  обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, предварительному, текущему и последующему контролю ведения операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Полномочия  Федерального казначейства:

- распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов относящихся к указанным платежам, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

- перечисление средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, и процентов по ним, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- открытие в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения которых осуществляется Федеральным казначейством, и иные счета для учета средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливает порядок ведения этих счетов;

- направление в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в вышеуказанных учреждениях за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

- приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации;

- управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;

- открытие и ведение лицевых счетов всех участников бюджетного процесса; а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открытие и ведение лицевых счетов для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);

- осуществление иных бюджетные полномочия, установленные Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации 26.

Полномочия  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора устанавливается Бюджетным  Кодексом и Правительством Российской Федерации.

Полномочия  Счетной палаты Российской Федерации:

- Счетная палата  Российской Федерации обладает  бюджетными полномочиями, установленными  Федеральным законом "О Счетной  палате Российской Федерации"  и Бюджетным кодексом РФ.

- Счетная палата  Российской Федерации, являясь  постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, образуемым Федеральным

- Собранием  Российской Федерации и подотчетным  ему призвана выполнять следующие  задачи:

- организация  и осуществление контроля своевременного  исполнения доходных и расходных  статей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов по объемам, структуре  и целевому назначению;

- определение  эффективности и целесообразности  расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности;

- оценка обоснованности  доходных и расходных статей  проектов федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- финансовая  экспертиза проектов федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет  средств федерального бюджета,  или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- анализ выявленных  отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений,  направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

- контроль законности  и своевременности движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов  в Центральном банке Российской  Федерации, уполномоченных банках  и иных финансово-кредитных учреждениях  Российской Федерации;

- регулярное  представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации  о ходе исполнения федерального  бюджета и результатах проводимых  контрольных мероприятий.

Вывод: Нормативно - правовая основа бюджетного процесса РФ регламентируется законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2    Этапы бюджетного процесса

2.1 Составление проектов бюджетов

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета  основывается на:

  • Бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Одновременно  с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется  перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) - баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. БФР составляется на основе отчетного БФР за предыдущий год и ПСЭР соответствующей территории.

С 15 июля по 15 августа  на основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации  должно утвердить проект закона о  федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.

Вывод: Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

 

2.2. Рассмотрение и утверждение бюджетов

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете  на очередной финансовый год (вместе с вышеназванными документами и  материалами) на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного  органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - БК РФ (15 августа), бюджета субъекта РФ - законом субъекта, местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными (правовыми) актами определяется и порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете  и его утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются  проекты законов о бюджетах государственных  внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона (решения) могут быть внесены изменения.

Рассмотрение  и утверждение федерального бюджета.

Проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами  вносится на рассмотрение Государственной  Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (До 1 октября  Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные  в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после  получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной  Думы, другим субъектам законодательной  инициативы для замечаний и предложений  и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает  проект бюджета в четырех чтениях.

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ