Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:19, курсовая работа
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является особенностей бюджетного процесса в РФ .
Введение 3
1. Экономическая сущность бюджетного процесса 5
1.1. Понятие бюджетного процесс 5
1.2. Участники бюджетного процесса в РФ 7
1.3. Нормативно- правовая основа бюджетного процесса РФ 10
2. Этапы бюджетного процесса 16
2.1.Составление проектов бюджетов 16
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджетов 17
2.3 Исполнение бюджетов 19
2.4 Составление отчетов об использование бюджетов 22
3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ 24
Заключение 32
Список литературы 34
При этом министр финансов РФ имеет исключительное право дать разрешение на совершение следующих действий: утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета и др. Совершение указанных действий без разрешительной надписи министра финансов является нарушением бюджетного законодательства РФ. Министр финансов имеет право запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру финансов поступило представление Счетной палаты РФ или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства РФ главным распорядителем бюджетных средств.
Вывод: Участники бюджетного процесса в совокупности составляют бюджетное учреждение, (организацию) созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
1.3. Нормативно - правовая основа бюджетного процесса РФ
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
В соответствии со
ст. 3 Бюджетного кодекса регулируют
бюджетные правоотношения, следующие
нормативные акты, принимаемые на
различных уровнях бюджетного
процесса Российской Федерации.
Президент Российской
На основании и во исполнение БК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.
Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в случаях и пределах, которые предусмотрены БК РФ, федеральными законами, указанными, и нормативными актами, принятыми на уровне Правительства Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным Кодексом.
Органы местного самоуправления
принимают муниципальные
Участником бюджетного
процесса, на федеральном уровне действующим
на основании Бюджетного Кодекса
обладающим бюджетными полномочиями по
принятию нормативных актов в
установленной сфере
Федеральное казначейство
- федеральный орган
Полномочия Федерального казначейства:
- распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов относящихся к указанным платежам, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;
- перечисление средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, и процентов по ним, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- открытие в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения которых осуществляется Федеральным казначейством, и иные счета для учета средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливает порядок ведения этих счетов;
- направление в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в вышеуказанных учреждениях за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
- приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации;
- управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
- открытие и ведение лицевых счетов всех участников бюджетного процесса; а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открытие и ведение лицевых счетов для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
- осуществление иных бюджетные полномочия, установленные Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации 26.
Полномочия
Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора устанавливается
Полномочия Счетной палаты Российской Федерации:
- Счетная палата
Российской Федерации обладает
бюджетными полномочиями, установленными
Федеральным законом "О
- Счетная палата
Российской Федерации, являясь
постоянно действующим органом
государственного финансового
- Собранием
Российской Федерации и
- организация
и осуществление контроля
- определение
эффективности и
- оценка обоснованности
доходных и расходных статей
проектов федерального бюджета
и бюджетов федеральных
- финансовая
экспертиза проектов
- анализ выявленных
отклонений от установленных
показателей федерального
- контроль законности
и своевременности движения
- регулярное
представление Совету
Вывод: Нормативно - правовая основа бюджетного процесса РФ регламентируется законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов.
2 Этапы бюджетного процесса
2.1 Составление проектов бюджетов
Первый этап бюджетного
процесса - составление проектов бюджетов.
Составлению проектов бюджетов предшествует
разработка прогнозов социально-
Составление бюджета основывается на:
Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) - баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. БФР составляется на основе отчетного БФР за предыдущий год и ПСЭР соответствующей территории.
С 15 июля по 15 августа
на основе представленных федеральными
исполнительными органами документов
Правительство Российской Федерации
должно утвердить проект закона о
федеральном бюджете для
Вывод: Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
2.2. Рассмотрение и утверждение бюджетов
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (вместе с вышеназванными документами и материалами) на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - БК РФ (15 августа), бюджета субъекта РФ - законом субъекта, местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными (правовыми) актами определяется и порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона (решения) могут быть внесены изменения.
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (До 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.
Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ