Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:52, курсовая работа
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства
служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного
планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании
бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных
экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных
отношений, того или иного способа производства и определяется ею.
В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным
плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг
которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое
планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики
государства.
1. Введение 2
2. Глава 1. История возникновения бюджета в России 2
3. 1.1. Понятие бюджета 4
4. 1.2. Сущность государственного бюджета 4
5. 1.3. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы 7
6. Глава 2. Особенности бюджета как особой экономической категории 15
7. 2.1. Бюджет как инструмент экономической политики государства 18
8. 2.2. Инструменты государственного регулирования 20
9. Глава 3. Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное 24 планирование в России.
10. Заключение 28
11. Список использованной литературы 30
Содержание
Введение
Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются
совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения
и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует
на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета
следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования
экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной
формах доходов и расходов.
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства
служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного
планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании
бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных
экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных
отношений, того или иного способа производства и определяется ею.
В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным
плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг
которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое
планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики
государства.
Глава 1. История возникновения
бюджета в России
Бюджет является центральным звеном финансовой
системы государства. С его помощью могут
осуществляться цели и задачи, обусловленные
экономической политикой. При этом значение
государственного регулирования трудно
переоценить. Существуют основные категории
входящие в бюджет любого государства
– это налоги, займы, расходы, которые
всегда остаются неизменными.
Однако
история финансов свидетельствует, что
бюджет не был присущ государству на всех
стадиях его развития. Долгое время государство
вообще не имело бюджета. Во всех европейских
государствах, в том числе и России, собирались
доходы и проводились расходы, т.е. на юридических
нормах существовала система доходов
и расходов. Полностью бюджет сформировался
тогда, когда государство в свою финансовую
деятельность ввело плановое начало –
стало составлять систему доходов и расходов
на определённый период.
Когда
палата общин в Англии 14-15 вв. утверждала
субсидию королям, то перед окончанием
заседания канцлер казначейства (министр
финансов) открыл портфель, в
котором хранилась бумага
с соответствующем
В России порядок становления «госросписи»,
или «сметы доходов и расходов», ведёт
начало с 1863 г. До этого времени бюджетного
права в России не существовало, т.к. бюджетная
практика отрицала все его принципы.
Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали
развитию бюджетного законодательства.
После Февральской революции при Временном
правительстве расходы производились
с использованием кредитов. До середины
1918г. Продолжали действовать кредиты,
ассигнованные по сметам 1917г. Буквально
с первых дней 1918г. Был издан первый нормативный
акт советского бюджетного права – Правила
составления, рассмотрения и утверждения
смет на январь – июль 1918г., утверждённый
СНК 11 июля 1918г. Он положил начало формированию
системы полугодовых бюджетов. В 1920 –
1921гг. правительство вернулось к годовому
бюджету.
Основы
бюджетного устройства государства были
сформулированы в Конституции РСФСР 1918г.,
в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное
право». Конституция 1918г. Установила федеративное
устройство РСФСР, а именно единый госбюджет,
включавший в себя государственные доходы
и расходы. Всероссийский съезд Советов
или Всероссийский центр исполнительный
Комитет Советов определяют, какие виды
доходов и сборов входит в общегосударственный
бюджет, и какие поступают в распоряжения
местных советов, и равно устанавливают
пределы обложения. Ни один расход из средств
государственного казначейства не может
быть произведён без установления на него
кредита в росписи дохода и расхода или
путём издания особого постановления
центральной власти. Местные советы составляют
полугодовые и годовые счёты расходов
и доходов на местные нужды, сметы городских,
губернских и областных органов Советской
власти утверждаются Всероссийским Центральным
комитетом Советов и Советом Народных
Комиссаров.
В
1921г. С переходом к новой экономической
политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах по
упорядочению финансового хозяйства от
10 октября 1921г. Бюджет был восстановлен
в своих правах. Самым крупным успехом
этого курса была финансовая реформа.
В её ходе был восстановлен Государственный
банк, появились кооперативные банки,
кредитные и страховые товарищества, частные
банки на концессионной основе. Восстановилась
система налогов, пошлин и платежей за
пользование транспортом,
введена устойчивая валюта
– червонец.
В
1925г. Продналог был заменён денежным продналогом.
Деньги в России вновь стали товаром. После
проведения денежных реформ бюджет приобретал
значение твёрдого и реального финансового
плана.
С
выходом в 1924г. Конституции СССР были внесены
изменения в банковскую систему. Р.Ф., столкнувшись
с проблемой дефицита государственного
бюджета, в 90-ые годы перешла к разработке
и утверждению консолидированного
бюджета. Он включал федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты субъектов
Р.Ф.
Содержание
бюджета как экономической категории
везде сводится к тому, что «государственный
бюджет выражает финансовое отношение,
связанное с образованием и использованием
централизованного фонда денежных ресурсов
страны».
1.1. Понятие бюджета
В соответствии со ст. 6 Бюджетного
кодекса РФ бюджет - это форма
образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и местного самоуправления. Однако
данное определение слишком узкое,
оно характеризует всего лишь
одну сторону бюджета - как «форму
образования и расходования денежных
средств». Следует отметить, что
в экономической науке вообще
нет единого подхода к
1.2.Сущность государственного бюджета
Экономическая структура
любого общества не может функционировать
без нормально организованного
потока денежных средств между государством
и производственными
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет имеющий силу
закона финансовый план государства (роспись
доходов и расходов) на текущий (финансовый)
год, т.е.всесторонняя смета государственных
доходов и расходов по источникам поступления
и основным каналам расходования. Бюджетный
кодекс РФ определяет бюджет как«форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного
самоуправления».Это крупнейший денежный
фонд, находящийся в распоряжении правительства.Совокупность
входящих в него организационных структур
образует бюджетную систему. Она формируется
с учетом совокупности социально-экономических,
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
· первый уровень федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· второй уровень бюджеты
субъектов РФ (на 2007г. 84 бюджетов 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных
бюджетов, 7 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной Еврейской
области, городские бюджеты Москвы
и Санкт-Петербурга, и бюджеты
территориальных
· третий уровень местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
В российской статистике принято рассматривать государственные финансы с использованием следующей терминологии:
Все что связано с государственным бюджетом образует бюджетную систему. Бюджетный кодекс РФ дает ему следующее определение: «бюджетная система это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (БК РФ, ст.6). А под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Бюджетный процесс регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (БК РФ, ст.6). Бюджетный процесс регулируется Законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ", прочими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
1. составление проектов бюджетов;
2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
3. исполнение бюджетов;
4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Бюджетный процесс не просто
сложный, но и чрезвычайно длительный
процесс. Его составление и рассмотрение
длится более года, год (с 1января по
31 декабря) продолжается его исполнение,
около полугода занимает составление
отчета об исполнении бюджета и его
утверждение. Для завершение исполнения
бюджета, кроме бюджетного периода
(финансового года)
1.3.Структура государственного бюджета.
Доходы и расходы
Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:
1. Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
Информация о работе Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное планирование в России