Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:52, курсовая работа
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства
служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного
планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании
бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных
экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных
отношений, того или иного способа производства и определяется ею.
В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным
плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг
которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое
планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики
государства.
1. Введение 2
2. Глава 1. История возникновения бюджета в России 2
3. 1.1. Понятие бюджета 4
4. 1.2. Сущность государственного бюджета 4
5. 1.3. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы 7
6. Глава 2. Особенности бюджета как особой экономической категории 15
7. 2.1. Бюджет как инструмент экономической политики государства 18
8. 2.2. Инструменты государственного регулирования 20
9. Глава 3. Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное 24 планирование в России.
10. Заключение 28
11. Список использованной литературы 30
3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
4. Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что
бюджет, как фонд денежных средств,
в цельном виде никогда не существует,
т.к. по мере поступления доходов
они обращаются на покрытие расходов.
Он является лишь планом образования
и использования
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Доходы разделяются на: налоговые и неналоговые.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
поступления капитальных
трансфертов из
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Через бюджетные расходы
финансируются
- расходы на государственное
управление и местное
- судебная власть;
- расходы в сфере международной деятельности;
- расходы на международное сотрудничество;
- расходы на реализацию
международных договоров в
- фундаментальные исследования
и содействие научно-
- промышленность, энергетика и строительство технические регламенты, стандартизация и обеспечение единства измерений;
- государственная поддержка угольной отрасли;
- государственная поддержка
народных художественных
- воспроизводство минерально-
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрана окружающей среды и природных ресурсов;
- транспорт, связь и информатика;
- автомобильный транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- водный транспорт;
- воздушный транспорт;
- связь и информатика;
- расходы в области социально-культурной сферы;
- расходы на образование;
- культура, искусство и кинематография;
- расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт;
- расходы на социальную политику;
- расходы по обслуживанию государственного долга;
- финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы;
- исследование и использование космического пространство;
- дорожное хозяйство.
Таблица 1. Структура государственного бюджета
Доходы (100%)
1.1. Налоги (пошлины, сборы) (70-80%)
1.2. Неналоговые поступления (доходы от
собственности, внешней торговли и т.п.)
(8-10%)
1.3. Прочие налоги, сборы и неналоговые
поступления, целевые бюджетные фонды
(10-20%)
2. Расходы (1000%)
1.5. Расходы на социальные услуги (30-40%)
1.6. Расходы на производственно-хозяйственные
нужды (10-20%)
1.7. Расходы на оборону (10-20%)
1.8. Административно-управленческие расходы
(5-8%)
1.9. Платежи по государственному долгу
(7-10%)
1.10. Трансферты другим уровням управления
(10-15%)
1.11. Расходы бюджетных фондов, пополнение
государственных резервов и т.д..
Мероприятия государства по мобилизации
финансовых ресурсов, их распределения
и использования на базе финансового законодательства
для реализации социально-экономических
целей развития общества называются финансовой
политики государства.
Финансовая политика обусловлена состоянием
политики государства.
Таблица 2. Структура доходной части бюджета
Таблица 3. Статьи доходов бюджета государственного бюджета 2011г.
№ п/п |
Статьи доходов государственного бюджета 2007г |
Сумма, млн. руб. |
% от "всего" |
1 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
2455079,8 |
35,25 |
2 |
Налоги на товары (работы,
услуги), |
1485042,9 |
21,32 |
3 |
Налоги, сборы и регулярные платежи пользование природными ресурсами |
1068990,2 |
15,35 |
4 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
713432,8 |
10,24 |
5 |
Налоги на прибыль, доходы |
580408,8 |
8,33 |
6 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
368773,9 |
5,29 |
7 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
118694,6 |
1,7 |
8 |
Доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности |
99780,6 |
1,43 |
9 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
37373,2 |
0,54 |
10 |
Государственная пошлина |
26314,4 |
0,38 |
11 |
Административные платежи и сборы |
3782,2 |
0,05 |
12 |
Прочие неналоговые платежи |
2758,4 |
0,04 |
13 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
2231,3 |
0,05 |
Всего |
6962663,1 |
100 |
Расходы федерального бюджета |
2009г |
2010г |
2011г |
||||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
||
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
1 143,28 |
11,24 |
1 172,35 |
9,26 |
1 135,45 |
8,21 |
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
712,57 |
7,01 |
734,95 |
5,81 |
806,93 |
5,84 |
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
756,84 |
7,44 |
833,60 |
6,59 |
888,74 |
6,43 |
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
1 063,31 |
10,46 |
1 165,78 |
9,21 |
1 371,49 |
9,92 |
|
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
81,02 |
0,80 |
82,25 |
0,65 |
79,38 |
0,57 |
|
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
13,80 |
0,14 |
14,67 |
0,12 |
15,05 |
0,11 |
|
ОБРАЗОВАНИЕ |
410,44 |
4,04 |
448,50 |
3,54 |
465,42 |
3,37 |
|
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
114,06 |
1,12 |
114,13 |
0,90 |
114,32 |
0,83 |
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ |
349,87 |
3,44 |
365,85 |
2,89 |
367,54 |
2,66 |
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
310,26 |
3,05 |
338,62 |
2,68 |
307,88 |
2,23 |
|
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
2 987,11 |
29,38 |
3 617,57 |
28,58 |
3 994,42 |
28,89 |
|
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ |
- |
0,00 |
258,00 |
2,04 |
565,90 |
4,09 |
|
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ |
2 225,37 |
21,89 |
3 512,17 |
27,75 |
3 712,10 |
26,85 |
|
ВСЕГО
|
9 024,65 |
100,00 |
10 320,31 |
100,00 |
11 317,68 |
100,00 |
Информация о работе Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное планирование в России