Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное планирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства
служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного
планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании
бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных
экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных
отношений, того или иного способа производства и определяется ею.
В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным
плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг
которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое
планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики
государства.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Глава 1. История возникновения бюджета в России 2
3. 1.1. Понятие бюджета 4
4. 1.2. Сущность государственного бюджета 4
5. 1.3. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы 7
6. Глава 2. Особенности бюджета как особой экономической категории 15
7. 2.1. Бюджет как инструмент экономической политики государства 18
8. 2.2. Инструменты государственного регулирования 20
9. Глава 3. Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное 24 планирование в России.
10. Заключение 28
11. Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

КОНТР.ОСНОВН..docx

— 75.24 Кб (Скачать файл)

Следующим разделом, удельный вес которого снижается  в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В  динамике этот показатель падает, к 2011 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией  национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы  учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных  учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования  студентам, высшего образования, а  именно увеличение бюджетных мест.

Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого  раздела способность населения  страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2009 году объем расходов по данному  разделу составит 349,87 млрд. руб., в 2010 году произойдет увеличение на 4,55%, а  в 2011 году на 5,05%.

Раздел  социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом  уменьшается. Спрогнозировано, что  в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2011 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел "Межбюджетные трансферты").

Менее финансируемые разделы  федерального бюджета, удельный вес  которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

Согласно  изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность  планировать новые возникающие  обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год  планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового  периода.

Последним разделом расходов федерального бюджета  является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены  по статьям, в связи с поправками в федеральном законе "О федеральном  бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

 

Глава 2. Особенности бюджета как особой экономической категории

1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.

2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.

3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.

4. Бюджетное перераспределение занимает ключевое место в финансовой системе.

Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год.

Функции бюджета:

1) Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использования для выполнения государственных целей и функций.

2) Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мероприятий за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.

Структура бюджета в каждой стране имеет  свои особенности. Они обусловлены  не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями  экономики, развитием оборонных  отраслей, численностью армии и др.

Доходы  бюджета служат базой деятельности государства, а расходы бюджета - удовлетворению общегосударственных  потребностей.

Расходная часть бюджета характеризует  направления и цели бюджетных  ассигнований для развития и регулирования  экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное представление государственных  средств из бюджета на целевое  развитие называется бюджетным финансированием.

Как экономическая  категория бюджет выражает планомерные  отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и  использования фондов денежных средств  различных экономических субъектов: индивидов, коллективов, предприятий, государства, межгосударственных организаций. Отсюда различают бюджеты: индивида (конкретного физического лица), коллектива (семьи, предприятия, организации  и т.п.), государства и межгосударственной организации. Первые три типа бюджета  свойственны любой стране. Каждый из них имеет свое назначение, но экономическому содержанию всех органически присущи общие признаки:

1) необходимость, причины, функции и общая цель функционирования;

2) экономическая основа;

3) функциональная форма;

4) функциональный механизм.

Необходимость любого бюджета обусловлена наличием у людей специфических потребностей, а также определенным складом  их социально-экономической жизнедеятельности. Уже в период дикости обобществление определенной части жизненных ценностей, т.е. формирование фонда группы (рода, племени) на культовые обряды, военные  действия, представляло собой определенный прообраз бюджета. Его характерные  черты: эпизодичность, строго целевое  назначение, натуральная форма.

Экономическую основу возникновения полноценного бюджета составляет многообразие форм собственности. Соответственно условиями  выступают товарно-денежные отношения  общества.

Цель  любого бюджета - финансовое обеспечение функционирования субъекта.

При переходе от бюджета вообще к бюджету государства  происходит конкретизация важнейших  элементов и условий. К причинам добавляется государственное устройство, а многообразие форм собственности  должно предполагать государственную  собственность, т.е. государство здесь  выступает в качестве субъекта, владельца  жизненных ценностей.

Цель  государственного бюджета - финансовое обеспечение функций государства.

Форма функционирования бюджетов - планомерность, т.е. предварительное составление планов формирования и использования бюджета их согласование.

Механизм  бюджета - система формирования и использования денежного фонда, имеющая ряд специфических характеристик:

1) сумма поступлений бюджета; 2) сумма расходов (ассигнования, инвестиции) бюджета; 3) соотношение поступлений и расходов; 4) длительность бюджетного периода.

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических  субъектов и ряда специфических  поступлений.

Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд.

Соотношение доходов и  расходов принимает одну из трех форм: баланса, дефицита и профицита. Баланс отражает равенство доходной и расходной частей бюджета. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит. Напротив, в случае превышения доходов образуется остаток свободных денежных средств -- профицит. В последних двух случаях решаются проблемы устранения несоответствия. В первом варианте применяются антидефицитные меры, во втором -- излишек используется на государственные потребности.

Все основные характеристики находят отражение  в законодательных актах органов  государственной власти о бюджете  и часто даются в процентном отношении  к внутреннему валовому продукту.

 

2.1. Бюджет как инструмент экономической политики государства

Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство  осуществляет перераспределение национального  дохода и тем самым изменяет структуру  общественного производства, влияет на социальные преобразования.

Бюджет  как инструмент экономической политики государства заключается в следующем:

1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

2. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует денежные средства на проведение экономической политики, преодоление экономического кризиса.

3. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной (средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения) и безвозвратной основе.

4. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов власти и образования резервов.

Функции государственного бюджета как экономической категории:

1.Распределительная (перераспределительная). Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого  (федеральный, республиканский, краевой, городской т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти  все участники общественного  производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности  перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального  богатства.

2. Контрольная функция. Позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

2.2. Инструменты государственного регулирования

 Одним и из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расходование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику страны и ее субъектов.

             Государственное регулирование экономики непосредственно связано с

экономической политикой  и направлено на её реализацию. Государство  для 

реализации целей своей  экономической политики использует различные формы и 

методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования 

экономики.

        Государство  использует методы прямого и  косвенного воздействия на 

экономику. Использование  указанных методов предполагает применение

характерных для них приёмов, средств. Так, метод прямого воздействия 

реализуется средствами административного  и экономического влияния.

Конкретное выражение  этих приёмов или средств регулирования  представляет

собой их формы.

        Особенностью административных средств регулирования экономики

является, то что  они:

- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их

реализации;

- базируются на силе и авторитете государственной власти;

- включают меры запрета, разрешения и принуждения;

- предусматривают организацию управления предприятиями

государственного сектора  экономики, государственной собственностью. 

        Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы

предполагают  использование:

- государственного экономического прогнозирования;

- государственного экономического программирования;

- бюджетно – налоговой система;

- денежно – кредитной политика;

- валютной политики;

- таможенной политики;

        Рассмотрим  кратко основные инструменты  и их роль в регулирования 

экономически государством. В целом инструментарий государственного

регулирования экономики  представлен в таблице 4 .

Таблица 5. Факторы обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики

Группа факторов

Содержание   факторов

1.Факторы связанные с разрешением

проблем рыночного сектора экономики  сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма. 

1.Ограничение стихийности ры-

ночных  процессов.

2.Обеспечение эффективного сово-

купного спроса рыночной конъюктуры.

3.Обеспечение производства обще-

ственных  потребностей и нужд.

4.Поддержка конкурентности,

открытости  рынка.

5.Усиление конкурентности на мировом рынке.

2.Факторы обеспечивающие экономическую стабильность процесс расширенного воспроизводства.

1.Создание общих условий развития экономики обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих объектов.

2.Обеспечение антициклического

развития  экономики.

3.Стимулирование долгосрочного

экономического  роста, деловой активности.

4.Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.

5.Поддержка макроэкономического

равновесия.

6.Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики.

7.Потребность в государственных

инвестициях малорентабельных с точки зрения частного капитала.

8.Регулирование денежного обращения.

9.Содействие развитию науки,

научно-технического прогресса.

Информация о работе Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное планирование в России